Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1193651-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации механизма реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт", предусмотренного Федеральным законом "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт", основах деятельности акционерного общества "Росморпорт" (далее - Закон о реорганизации ФГУП "Росморпорт").
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Законом о реорганизации ФГУП "Росморпорт" устанавливается ряд особенностей преобразования ФГУП "Росморпорт" в акционерное общество, что потребует внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) установлена ограниченная оборотоспособность отдельных объектов инфраструктуры морского порта.
Вместе с тем с их использованием ФГУП "Росморпорт" осуществляются основные виды деятельности по обеспечению безопасности мореплавания в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, в том числе связанные с исполнением обязательств российской стороны по международным договорам.
К таким объектам, в частности, относятся системы управления движением судов (СУДС), объекты инфраструктуры морского порта, необходимые для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), объекты и средства автоматической идентификационной системы (АИС).
Функционирование СУДС, ГМССБ, АИС, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ), а также передача сообщений судам по безопасности мореплавания и гидрометеорологической информации осуществляется в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (COЛAC-74), предусматривающей обеспечение непрерывного функционирования береговых объектов ГМССБ. Все системы обеспечения безопасности мореплавания взаимосвязаны между собой, составляют единый информационный комплекс и формируют единое информационное пространство о движении судов между морскими портами Российской Федерации.
Снятие ограничений оборотоспособности и установление возможности внесения в уставный капитал АО "Росморпорт", единственным акционером которого является Российская Федерация, указанных объектов возможно только путем внесения изменений в части 1 и 2 статьи 29 Федерального закона N 261-ФЗ.
Корреспондирующие изменения вносятся в части 1 и 2 статьи 19 Федерального закона N 261-ФЗ, которые позволят АО "Росморпорт" взимать инвестиционный портовый сбор.
Также, частью 3 статьи 3 Закона о реорганизации ФГУП "Росморпорт" предусмотрено, что распоряжение ограниченным в обороте имуществом, находящимся в собственности АО "Росморпорт", осуществляется в соответствии с частью 6 статьи 29 Федерального закона N 261-ФЗ.
Необходимость дополнения статьи 29 Федерального закона N 261-ФЗ новой частью 6 обусловлена особым статусом имущества АО "Росморпорт".
Законопроектом предусматривается установление ограничений на распоряжение указанным имуществом АО "Росморпорт", в соответствии с которыми АО "Росморпорт" не сможет передавать в доверительное управление, залог, а также продавать и иным влекущим за собой переход права собственности образом распоряжаться находящимися в его собственности объектами инфраструктуры морского порта, указанными в части 1 и 2 статьи 29 Федерального закона N 261-ФЗ.
Частью 2 статьи 2 Закона о реорганизации ФГУП "Росморпорт" установлено, что преобразование ФГУП "Росморпорт" в акционерное общество осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) не подлежат приватизации объекты инфраструктуры морского порта, оборотоспособность которых ограничена статьей 29 Федерального закона N 261-ФЗ, а также объекты, находящиеся в хозяйственному ведении ФГУП "Росморпорт", приватизация которых запрещена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
Кроме того, статьями 2 и 3 Закона о реорганизации ФГУП "Росморпорт" устанавливаются особенности приватизации имущества ФГУП "Росморпорт", в том числе определение состава подлежащего приватизации имущества ФГУП "Росморпорт" и включение в состав приватизируемого имущества, имущества исключительно по балансовой (остаточной) стоимости.
В связи с этим вносятся изменения в статьи 6, 7 и 11 Закона о приватизации.
Также законопроектом предусматривается внесение изменений в пункт 15 статьи 43 Закона о приватизации, которое связано с необходимостью сохранения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в составе имущества преобразуемого Предприятия, что повысит социальную защищенность работников создаваемого АО "Росморпорт", сохранит его конкурентные преимущества на рынке труда при привлечении квалифицированной рабочей силы, а также позволит обеспечить приток молодых специалистов.
Также законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации новым подпунктом 41, предусматривающим возможность предоставления земельного участка АО "Росморпорт" для размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта без проведения торгов.
Это позволит АО "Росморпорт" осуществлять строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта в рамках реализации государственных программ Российской Федерации в установленные сроки, используя исключительное право на оформление необходимого земельного участка.
4. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" текст законопроекта был размещен на сайте regulation.gov.ru с 26 июня 2018 г. по 23 июля 2018 г. с целью публичного обсуждения.
По результатам публичного обсуждения законопроекта представлены предложения от Кононовой Юлии Юрьевны (первый заместитель министра государственного управления Новгородской области) и Фроловой Марии Владимировны (Госкорпорация "Росатом").
На законопроект получено заключение Минэкономразвития России, в соответствии с которым законопроект не подлежит оценке регулирующего воздействия.
5. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
6. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие законопроекта направлено на обеспечение преобразования ФГУП "Росморпорт" в акционерное общество в порядке, установленном Законом о реорганизации ФГУП "Росморпорт", а также позволит исключить возможность утраты государственного контроля за объектами, ограниченными в обороте.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие законопроекта не повлечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
сокращение доходной части соответствующих бюджетов.
8. Описание и оценка замечаний и предложений по проекту акта
ФАС России письмом от 20 марта 2020 г. N АР/22676/20 и Минфин России письмом от 27 марта 2020 г. N 05-02-03/24484 представили замечания на законопроект.
При этом необходимо отметить, что замечания ФАС России представлены не по тексту законопроекта и затрагивают вопросы, выходящие за рамки правового регулирования законопроекта.
В целях урегулирования имеющихся разногласий Минтрансом России с Минфином России и ФАС России проведены согласительные совещания, по результатам которых подписаны соответствующие протоколы.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, а также не повлечет сокращение доходов бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует внесения изменений в иные федеральные законы.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.