Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1194189-7 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан с целью устранения неоднозначности установления круга лиц, для которых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уставами муниципальных образований) могут быть предусмотрены дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий.
Согласно действующему законодательству, дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) распространяются только на лиц, осуществляющих полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий.
Вместе с тем, закрепление возможности предоставления права получения лицом дополнительных социальных гарантий в зависимости от соответствия такому критерию, как достижение пенсионного возраста в период осуществления полномочий, представляется не всегда объективным.
Выборное должностное лицо муниципального образования может отработать один год или несколько лет, при этом достичь пенсионного возраста и будет пользоваться дополнительными социальными гарантиями.
Выборное должностное лицо, получившее доверие населения два, три и более выборных периодов, но в силу обстоятельств ушедшее на пенсию с другой должности (не выборной), не пользуется дополнительными социальными гарантиями, точно так же как выбранные после достижения пенсионного возраста.
Данное правовое регулирование не отвечает требованию соразмерности личного вклада в развитие муниципальных образований, не обеспечивает соблюдение принципа справедливости при установлении дополнительных социальных гарантий.
С точки зрения социальной справедливости, социальные гарантии, предоставляемые лицам, выполнявшим одни и те же функции и вышедшим на пенсию, должны быть равными и не зависеть от того факта, где гражданин работал в период достижения пенсионного возраста, то есть соответствовать конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, регламентированных Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П.
Законопроектом, в целях обеспечения единого подхода к вопросам предоставления гарантий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, предлагается распространить дополнительные социальные гарантии на достигших пенсионного не только в период осуществления ими соответствующих полномочий.
Представляется, что срок исполнения полномочий, необходимый для получения права на предоставление дополнительных социальных и иных гарантий, должен быть не менее двух периодов исполнения полномочий.
По данным Министерства юстиции Российской Федерации, полученным в рамках ежегодного мониторинга развития системы местного самоуправления в РФ (по состоянию на 1 марта 2019 г.), общая численность бывших и действующих выборных должностных лиц местного самоуправления и депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществлявших и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и достигших пенсионного возраста в 2016 - 2018 гг. в период осуществления ими своих полномочий, оценивается в 2,5 тыс. чел.
Общая численность бывших и действующих выборных должностных лиц местного самоуправления и депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществлявших и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе не менее двух полных сроков в период с 1995 г. по 2018 г. и достигших пенсионного возраста, составляет 3,7 тыс. чел. При этом средний ежегодный прирост тех выборных должностных лиц, которым, согласно действующей редакции статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предоставляются дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий, приблизительно в 3 раза превышает средний годовой прирост должностных лиц, осуществлявших и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе не менее двух полных сроков.
С точки зрения расходования бюджетных средств, предоставление дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий только тем депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, кто осуществлял свои полномочия на постоянной основе не менее двух сроков, представляется более эффективным и обоснованным.
Предлагаемые законопроектом изменения поднимут статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, расширит конкурентную среду для выборов более достойных кандидатов на указанные должности. При этом решающее значение в формировании прав на получение дополнительных социальных гарантий будет иметь стаж безупречного исполнения обязанностей по соответствующей муниципальной выборной должности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.