Заключение Комиссии Совета законодателей по вопросам экономической и промышленной политики
на проект законодательной инициативы N 7-1162 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
подготовленный Костромской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комиссия Совета законодателей по вопросам экономической и промышленной политики (далее - комиссия) рассмотрела проект законодательной инициативы N 7-1162 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подготовленный Костромской областной Думой, и отмечает следующее.
Проектом законодательной инициативы (далее - проект) предлагается не применять Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) к отношениям, связанным с привлечением внештатных экспертов к проведению государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ).
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Московская областная Дума не поддерживают проект.
Законодательное Собрание Тверской области поддерживает проект.
Комитет Совета Федерации по экономической политике отмечает, что государственная экологическая экспертиза (далее - экологическая экспертиза, экспертиза) организуется уполномоченным государственным органом исполнительной власти на основании Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) и проводится на платной основе за счет соответствующего бюджета при условии внесения заказчиком документации, подлежащей экспертизе, сбора, рассчитанного в соответствии со сметой расходов на проведение экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, и является государственной услугой.
Комитет Совета Федерации по экономической политике считает нецелесообразным принятие проекта, учитывая, что отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ, проводятся за счет бюджетных средств. Кроме того, это может привести к злоупотреблениям со стороны заказчиков и, как следствие, к неэффективному расходованию бюджетных средств, направляемых на финансовое обеспечение государственной экологической экспертизы.
Московская областная Дума считает нецелесообразным принятие проекта, учитывая, что указанные в проекте отношения касаются деятельности уполномоченного органа исполнительной власти - заказчика в рамках выполнения его функций и полномочий как государственного органа Российской Федерации. Вопрос привлечения физических лиц для оказания тех или иных услуг для выполнения функций и полномочий государственных и муниципальных органов может быть решен в рамках различных механизмов, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ и обеспечивающих дифференцированный подход к осуществлению тех или иных видов закупок. В соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена возможность внесения изменений в планы-графики в соответствии с потребностями заказчиков, а также установлена возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупки товара, работы, услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей.
Законодательное Собрание Тверской области и Правовое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечают, что согласно статье 10 Федерального закона N 174-ФЗ государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном указанным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Порядок проведения государственной экологической экспертизы утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года N 698.
Таким образом, организация и проведение государственной экологической экспертизы является государственной услугой, оказываемой уполномоченными государственными органами заказчикам документации, подлежащей экспертизе. Порядок и принципы предоставления государственных и муниципальных услуг установлены Федеральным законом N 210-ФЗ.
Исходя из указанных норм и судебной практики (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 N 13АП-21475/2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.02.2017 N Ф07-12624/2016), законодательство об экологической экспертизе и законодательство о контрактной системе имеют различные предметы правового регулирования.
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта (статья 14 Федерального закона N 174-ФЗ).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 174-ФЗ в состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты по согласованию с ними. Порядок оплаты их труда утвержден приказом Минприроды России от 23.09.2013 N 404, в соответствии с которым оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальным органом) или органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно договорам (контрактам), заключенным между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальным органом) или органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внештатным экспертом государственной экологической экспертизы в соответствии с приказом об организации и проведении государственной экологической экспертизы по конкретному объекту.
По мнению Законодательного Собрания Тверской области, проект не противоречит действующему законодательству, учитывая, что применение норм и требований Федерального закона N 44-ФЗ к отношениям в области экологической экспертизы необоснованно.
По мнению Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Федеральный закон N 44-ФЗ не применяется к правоотношениям, связанным с привлечением внештатных экспертов к проведению государственной экологической экспертизы, в связи с чем закрепление предлагаемой нормы в этом Федеральном законе представляется избыточным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона N 174-ФЗ в состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты по согласованию с ними и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В отсутствие в Федеральном законе N 174-ФЗ порядка привлечения внештатных экспертов к деятельности указанной комиссии предлагаемое проектом выведение отношений, связанных с их привлечением, из сферы регулирования Федерального закона N 44-ФЗ может привести к определенным злоупотреблениям и ограничению конкуренции в сфере отбора внештатных экспертов, что негативно скажется на эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на финансовое обеспечение государственной экологической экспертизы. Кроме того, привлечение государственным органом внештатных экспертов для проведения государственной экологической экспертизы без проведения конкурсных процедур возможно в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, предусматривающим возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если закупка товара, работы или услуги осуществляется на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обращает внимание на то, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был отклонен проект федерального закона N 653492-6, предусматривающий, что Федеральный закон N 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с привлечением специалистов, обладающих научными и (или) практическими познаниями, уполномоченным органом исполнительной власти на организацию и проведение государственной экологической экспертизы и расходованием средств на обеспечение проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом N 174-ФЗ.
По мнению Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проект требует дополнительной аргументации и обсуждения.
На основании изложенного комиссия рекомендует Костромской областной Думе не вносить проект законодательной инициативы N 7-1162 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Председатель комиссии |
С.М. Бебенин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.