Пояснительная записка
по вопросу ратификации Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами
Досье на проект федерального закона
Главной целью Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами от 7 июня 1968 г. (далее - Европейская конвенция), является упрощение процесса признания документов, выданных государствами-участниками Конвенции.
Европейская конвенция вступила в силу 14 августа 1970 г. В настоящее время ее участниками являются 24 государства.
Российская Федерация является участницей Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г. Согласно положениям данной Конвенции страны-участницы освобождают от легализации документы, на которые распространяется Конвенция. Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 упомянутой Конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Вместе с тем Конвенция 1961 года не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами. Для данной категории документов требование консульской легализации сохраняется.
Участие в Европейской конвенции отменит для иностранных документов, изготовленных дипломатическими агентами и консульскими должностными лицами стран-участниц Европейской конвенции, процедуру подтверждения подлинности подписи на документе, полномочия, на основании которых действовало лицо, подписавшее документ, и в соответствующих случаях подлинности печати или штампа, которые проставлены на соответствующем документе.
Вступление в силу для Российской Федерации Европейской конвенции позволит иностранным гражданам государств-участниц представлять в российские учреждения и организации документы, выданные дипломатическими и консульскими учреждениями этих государств в Российской Федерации, без консульской легализации в МИДе России.
Граждане Российской Федерации, находящиеся на территории стран-участниц Европейской конвенции и оформляющие документы в российских дипломатических представительствах и консульских учреждениях за рубежом, получат возможность представлять данные документы в учреждения стран-участниц Европейской конвенции без легализации в Министерстве иностранных дел страны пребывания.
В различных отраслях российского законодательства традиционно содержатся требования об обязательности легализации иностранных официальных документов и всегда присутствуют оговорки о том, что такая легализация необходима, если иное не установлено международным договором Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации", пункт 5 статьи 71 и пункт 1 статьи 408 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 7 статьи 75 и пункт 1 статьи 255 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 106 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, пункт 1 статьи 7 и пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").
Абзацем 4 пункта 23 Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов, утвержденного приказом МИДа России от 18 июня 2012 г. N 9470 (далее - Регламент), установлено, что в приеме российских официальных документов для предоставления государственной услуги по консульской легализации отказывается, если документы не подлежат легализации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, участниками которых является Российская Федерация и государство, в котором будет представляться документ. Согласно абзацу 3 пункта 25 Регламента в приеме иностранных официальных документов, составленных с участием должностных лиц компетентных органов государства пребывания для представления в компетентные органы Российской Федерации, консульскими учреждениями отказывается, если документы не подлежат легализации в соответствии с международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания.
Статья 3 Европейской конвенции предусматривает освобождение от легализации документов, к которым она применяется.
Учитывая, что Европейская конвенция устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, Европейская конвенция подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Европейская конвенция не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация Европейской конвенции не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не приведет к снижению доходов федерального бюджета и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проектах федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проекты федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, иным международным договорам Российской Федерации, а также не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами"
Принятие Федерального закона "О ратификации Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами"
Принятие Федерального закона "О ратификации Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами"
Принятие Федерального закона "О ратификации Европейской конвенции об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.