Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 996073-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определил промышленную инфраструктуру как совокупность объектов недвижимого имущества, объектов транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, необходимых для осуществления деятельности в сфере промышленности.
Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми статья 3 Федерального закона дополнена понятиями "технологическая инфраструктура", "промышленный технопарк".
Промышленный технопарк определяется как объекты промышленной инфраструктуры и технологической инфраструктуры, предназначенные для осуществления субъектами деятельности в сфере промышленности промышленного производства, и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности в целях освоения производства промышленной продукции и коммерциализации полученных научно-технических результатов и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом технологическая инфраструктура определяется как совокупность объектов недвижимого имущества и оборудования, необходимых для осуществления научно-технической деятельности или инновационной деятельности.
Таким образом, ни в одно из понятий - "промышленная инфраструктура" и "технологическая инфраструктура" - не включено оборудование, используемое в процессе производства промышленной продукции. В таких условиях понятие "промышленный технопарк" не в полной мере согласуется с правоприменительной практикой.
В правоприменительной практике промышленное оборудование определяется как оборудование, которое предназначено для выполнения разнообразных технологических операций, которые необходимы для получения изделий требуемых точности и качества.
Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" введены новые понятия "технология" и "единый технологический процесс".
"Единый технологический процесс" определяется как совокупность научно и практически обоснованных производственных и технологических операций, необходимых для производства одного или одновременно нескольких видов промышленной продукции, определенных на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Таким образом, производственное оборудование, непосредственно вовлеченное в производственные операции, является частью технологического процесса и, соответственно, относится к технологической инфраструктуре.
Практика отнесения производственного оборудования к технологической инфраструктуре используется и в ведомственных нормативных актах федерального уровня, например, в приказе Минэкономразвития России от 14 марта 2019 года N 125 "Об утверждении Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - приказ). Приказ устанавливает, в том числе, требования, которым должен соответствовать технопарк. В частности, устанавливается, что территория технопарка, промышленного технопарка должна включать один или несколько объектов технологической инфраструктуры, к которой относится, в том числе, центр коллективного пользования научным и промышленным оборудованием.
Следует дополнительно отметить, что определение технологической инфраструктуры в пункте 8 статьи 3 Федерального закона не тождественно понятию, изложенному в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 56425-2015 "Технопарки. Требования", что косвенно указывает на то, что в Федеральном законе данное понятие используется в более широком толковании: применительно не только к деятельности технопарков, но и к осуществлению деятельности в сфере промышленности в целом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона производственное оборудование не может быть отнесено к промышленной инфраструктуре, иначе будет нарушена взаимосвязь пунктов 1, 6 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона.
С учетом изложенного предлагается в Федеральном законе расширить понятие технологической инфраструктуры, дополнив его оборудованием, используемым для производства промышленной продукции.
В соответствии с Примерным порядком рассмотрения проекта законодательной инициативы законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" был направлен в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации. Проект законодательной инициативы был рекомендован комиссией Совета законодателей по вопросам экономической и промышленной политики к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2015 года N 831 (далее - постановление N 831) утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2013 - 2016 годах на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков.
В постановлении N 831 для целей субсидирования используется понятие "технологическая инфраструктура", под которым понимается технологическая инфраструктура в значении, установленном Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
Однако указанные субсидии являются источником возмещения части фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам (траншам в рамках кредитных линий), полученным управляющими компаниями в кредитных организациях в ходе реализации инвестиционных проектов. При этом учитываются лишь те инвестиционные расходы, связанные с закупкой оборудования, относящегося к коммунальной, транспортной либо технологической инфраструктуре, которые обеспечивают функционирование индустриального (промышленного) парка и (или) промышленного технопарка.
Управляющие компании индустриальных (промышленных) парков или промышленных технопарков не осуществляют самостоятельно промышленное производство, поэтому в случае принятия предлагаемых изменений претендовать на получение субсидии они смогут, как и в настоящее время, только в отношении оборудования, которое обеспечивает функционирование индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков.
Таким образом, дополнение понятия "технологической инфраструктуры" оборудованием, используемым для производства промышленной продукции, не приведет к увеличению количества получателей и размера субсидий, и, следовательно, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Аналогично реализация законопроекта не будет сопряжена с дополнительными расходами за счет средств федерального бюджета, связанными с предоставлением иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат по созданию, модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных парков или промышленных технопарков (предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2016 года N 15).
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.