Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 973264-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы"
внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко, членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.Ю. Святенко
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 973264-7 предлагается новая редакция Главы 49.1 "Особенности регулирования труда дистанционных работников" Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) с дополнением ее нормами, регламентирующими временную дистанционную (удаленную) работу.
Как отмечается в пояснительной записке, "начало пандемии Covid-19 в силу объективных обстоятельств привело к масштабному распространению режима работы вне стационарных рабочих мест, к развитию взаимодействия между сторонами трудовых отношений с использованием информационно-коммуникационных технологий. Тем самым выявились противоречия между реальными процессами в сфере труда в период пандемии и российским трудовым правом, в частности устанавливаемыми им формами занятости и рабочего времени...Цель представленных изменений в ТК РФ - повышение гибкости занятости и применения информационно-коммуникационных технологий в трудовых отношениях. Для этого, прежде всего, предлагается усовершенствовать нормы по дистанционной работе и урегулировать отношения временной дистанционной (удаленной) занятости".
Законопроектом устанавливаются особенности осуществления трудовой деятельности в формах "дистанционной (удаленной) работы", "временной дистанционной (удаленной) работы", "комбинированной дистанционной (удаленной) работы", закрепленных в качестве основных понятий, используемых в Главе 49.1 ТК РФ.
Также предлагается уточнить нормы, регламентирующие общие положения о дистанционных работниках, режиме их рабочего времени и времени отдыха, особенности заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе.
Наряду с этим, законопроектом предлагается дополнить Главу 49.1 ТК РФ новыми положениями об:
- основаниях установления режимов временной дистанционной (удаленной) работы и комбинированной дистанционной (удаленной) работы;
- определении порядка взаимодействия дистанционного работника с работодателем;
- оплате времени взаимодействия дистанционного работника с работодателем при привлечении работника с его согласия к работе сверхурочно в случае производственной необходимости и в период времени отдыха работника;
- возможности исключения из трудового договора о дистанционной работе "условия о рабочем месте";
- возможности при взаимодействии дистанционного работника либо соискателя с работодателем путем обмена электронными документами использовать "любые способы, позволяющие достоверно определить лицо, отправившее сообщение, и указанные в локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, или трудовом договоре о дистанционной работе". Данный подход упраздняет действующее требование об использовании квалифицированных электронных подписей дистанционного работника или лица, поступающего на дистанционную работу, и работодателя.
Законопроект предусматривает механизм введения режима временной (дистанционной) удаленной работы по общим правилам и в упрощенном порядке (в частности, в период эпидемии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части), а также определяет категории работников, которые в приоритетном порядке переводятся на временную удаленную работу.
Законопроект регулирует вопросы использования дистанционным работником оборудования, программно-технических средств и средств защиты информации, а также порядок компенсации расходов, связанных с использованием работником личного оборудования и иных технических средств.
К предлагаемым законопроектом N 973264-7 нормам имеется ряд замечаний:
- в целях полного соответствия наименования и содержания главы проектируемое название Главы 49.1 необходимо дополнить упоминанием о комбинированной дистанционной (удаленной) работе, а также привести в соответствие с терминологией, используемой в проектируемых статьях, где понятия "дистанционная" и "удаленная" являются идентичными;
- в проектируемой статье 312.1 ТК РФ следует скорректировать определение понятия "временная дистанционная (удаленная) работа" с учетом положений Главы 16 ТК РФ о режиме рабочего времени, под которым понимается определенная продолжительность рабочего времени, продолжительность времени отдыха, время их начала и окончания. Также целесообразно уточнить соотношение понятий "дистанционная (удаленная) работа" и "комбинированная дистанционная (удаленная) работа", которая, по сути, является разновидностью дистанционной (удаленной) работы;
- необходимо уточнить положения части третьей проектируемой статьи 312.1-1 ТК РФ в части использования способов, позволяющих достоверно определить лицо, поступающее на дистанционную работу, поскольку с указанным лицом еще не заключен трудовой договор о дистанционной работе, в котором эти способы должны быть указаны;
- совместное прочтение частей первой и второй проектируемой статьи 312.2 ТК РФ допускает возможность злоупотреблений на практике, а именно - не предоставление работодателем дистанционному работнику без его письменного обращения экземпляра трудового договора, что противоречит основам договорного регулирования трудовых отношений. Согласно действующей редакции части шестой статьи 312.2 ТК РФ в случаях, когда по соглашению сторон трудового договора о дистанционной работе сведения о дистанционной работе могут не вноситься в трудовую книжку дистанционного работника, основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже дистанционного работника является экземпляр трудового договора о дистанционной работе. Представляется, что проектируемая редакция статьи 312.2 ТК РФ не должна ухудшать положение дистанционного работника по сравнению с ныне имеющимся;
- часть седьмую проектируемой статьи 312.2 ТК РФ требуется согласовать со статьей 188 ТК РФ, посвященной возмещению расходов при использовании личного имущества работника;
- в части восьмой проектируемой статьи 312.2 ТК РФ говорится о возможности не указывать в трудовом договоре о дистанционной работе "условие о рабочем месте, предусмотренное для трудового договора в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса", в то время как в части четвертой статьи 57 ТК РФ условие о рабочем месте уже отнесено дополнительным условиям, которые могут предусматриваться в трудовом договоре, но не являются обязательными для включения в него;
- в представленной редакции императивный характер первого предложения проектируемой части третьей статьи 312.4 ТК РФ порождает противоречие с частью первой той же статьи;
- проектируемую часть третью статьи 312.4 ТК РФ необходимо согласовать с частью первой статьи 91 ТК РФ ТК РФ, в соответствии с которой рабочим временем является то самое время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Иные периоды времени относятся к рабочему времени исключительно в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Предложение предусматривать в порядке взаимодействия работодателя и дистанционного работника "конкретное время выполнения дистанционным работником трудовой функции в пределах рабочего времени, установленного трудовым договором о дистанционной работе" требует пояснений. Кроме того, данное положение существенно снижает гибкость и привлекательность дистанционной работы как гибкой формы трудовых отношений. Также при доработке данной нормы в части установления порядка взаимодействия необходимо учесть, что работодатель может находиться в ином часовом поясе нежели работник, что существенно затрудняет для работника исполнение обязанности своевременно "реагировать на запросы работодателя";
- в проектируемых частях третьей и четвертой статьи 312.4 ТК РФ обороты "запросы работодателя, сделанные в иной форме", "запросы работодателя, связанные с выполнением трудовой функции", "запросы работодателя, сделанные в любой форме" представляются редакционно неудачными и требуют уточнения;
- часть первую статьи 312.7 ТК РФ необходимо согласовать со статьями 106 и 107 ТК РФ.
Законопроектом предусмотрено, что заработная плата при временной дистанционной (удаленной) работе выплачивается в полном размере при сохранении объема работы, обусловленной трудовым договором. Представляется, что условие "при сохранении объема работы, обусловленной трудовым договором" может предоставить работодателю снижать заработную плату дистанционного работника в случае невозможности обеспечить его работой, т.е. в случае простоя по вине работодателя. Это существенно ухудшает положение работника, так как в соответствии с частью первой статьи 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Указанное положение законопроекта N 973264-7 требует корректировки с учетом норм ТК РФ, регламентирующих случаи простоя.
Следует отметить, что при смешанной форме трудового договора, каковой, по сути, является комбинированная дистанционная (удаленная) работа, практическая реализация права работника на получение страхового обеспечения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае травмы или несчастного случая вне рабочего места будет иметь проблемы с правильной квалификацией несчастного случая.
Все высказанные замечания могут быть учтены при доработке проекта федерального закона N 973264-7 ко второму чтению.
При изложении в новой редакции Главы 49.1 "Особенности регулирования труда дистанционных работников" представляется важным избежать избыточного регулирования гибкой формы занятости (каковой является дистанционная работа), сохранить такое ее преимущество, обусловленное выполнением трудовой функции вне места расположения работодателя, как отсутствие необходимости для работодателя осуществлять непосредственный ежедневный контроль действий работника.
При доработке законопроекта N 973264-7 ко второму чтению необходимо учесть положения вступившего в силу 5 мая 2020 года Федерального закона от 24 апреля 2020 года N 122-ФЗ "О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой".
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 22 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении по законопроекту высказывает ряд замечаний, которые могут быть учтены при доработке законопроекта N 973264-7 ко второму чтению.
Правительство Российской Федерации поддерживает проект федерального закона N 973264-7 с учетом высказанных в официальном отзыве замечаний.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта N 973264-7 и сообщает о его поддержке Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, в основном согласны с проектом федерального закона N 973264-7 и направили в Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов свои замечания и предложения по данному законопроекту для дальнейшего рассмотрения.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 973264-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.