Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 953961-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
(о совершенствовании порядка уточнения платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возврата излишне уплаченных и излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование),
внесенный Правительством Российской Федерации (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Целью рассматриваемого законопроекта, является реализация Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года N 32-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации", которым было предписано внести в правовое регулирование отношений по возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование необходимых изменений.
Данным Постановлением пункт 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признан не соответствующим части 2 статьи 8, частям 1 и 2 статьи 19, части 1 статьи 35, частям 2 и 3 статьи 55 и статьи 57 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данное положение Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с иными оспариваемыми положениями законодательства Российской Федерации в системе действующего правового регулирования ограничивает право страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения.
Пункт 6.1 статьи 78 Кодекса предусматривает, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о сумме уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Данное положение, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенном в указанном Постановлении, применяемое без учета того обстоятельства, наступил ли в отношении конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения, а также безотносительно структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей), влечет нарушение конституционных принципов защиты права частной собственности, равенства и соразмерности публичных платежей, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства применительно к сфере публичных финансов.
В этой связи законопроектом предусматривается изменение редакции пункта 6.1 статьи 78 и абзаца третьего пункта 1.1 статьи 79 Кодекса, определяющих порядок возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм страховых взносов соответственно. Согласно проектируемому положению сумма излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату только в том случае, если по информации территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации указанная сумма учтена в системе обязательного пенсионного страхования по индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате указанной суммы назначена страховая пенсия. Помимо этого, признается утратившим силу абзац второй пункта 9 статьи 45 Кодекса, запрещающий производить уточнение платежа по страховым взносам в случаях, когда сумма платежа учтена в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
По мнению Комитета по бюджету и налогам, проектируемые положения законопроекта, согласуясь с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 31 октября 2019 года N 32-П, при подготовке его к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении требуют уточнения. В частности, корректировки потребует редакция абзаца первого пункта 9 статьи 45 Кодекса, учитывая, что данный абзац, как указанно в нем, применяется с учетом положений определенных в утрачиваемом силе абзаце втором.
Принимая во внимание, что проектируемые законопроектом положения в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не предусматривают полное снятие ограничения на возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, при подготовке законопроекта ко второму чтению Комитет полагает необходимым рассмотреть вопрос о сохранении ограничения на уточнение суммы платежа, учтенной в системе пенсионного страхования на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому уже назначена страховая пенсия.
Также, по мнению Комитета по бюджету и налогам, необходимо обсудить вопрос и о распространении проектируемых норм законопроекта на уже возникшие правоотношения, например, на период с 1 января 2017 года, т.е. на дату вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", которым статья 78 Кодекса была дополнена пунктом 6.1.
К законопроекту также имеются замечания лингвистического и юридико-технического характера.
У Счетной палаты Российской Федерации замечания и предложения отсутствуют.
На законопроект поступило 27 положительных заключений законодательных органов государственной власти и 49 положительных заключений исполнительных органов государственной власти.
С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание, что проектируемые положения направлены на соблюдение конституционных принципов равенства, соразмерности ограничений, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, на соблюдение гарантий права собственности на переплаченные плательщиками страховых взносов суммы, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 953961-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.