Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Вопрос: КОСГУ расходов на приобретение одноразовой медицинской одежды (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.)

По какой подстатье КОСГУ отражать расходы на приобретение одноразовых медицинских халатов, высоких одноразовых бахил и одноразовых комбинезонов?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на приобретение одноразовых медицинских халатов, высоких одноразовых бахил и одноразовых комбинезонов могут быть отражены по подстатье 345 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря" КОСГУ или 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ в зависимости от их функционального назначения.

 

Обоснование вывода:

Порядок отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) КОСГУ утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н). Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению объектов (п. 11.4 Порядка N 209н). Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. В зависимости от конкретных обстоятельств, обуславливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

В частности, статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ детализируется подстатьями:

- 345 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря" КОСГУ

- 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.

Расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) мягкого инвентаря, в том числе имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону (специальной одежды, специальной обуви и предохранительных приспособлений (комбинезонов, костюмов, курток, брюк, халатов, полушубков, тулупов, различной обуви, рукавиц, очков, шлемов, противогазов, респираторов, других видов специальной одежды)) относятся на подстатью 345 КОСГУ (п. 11.4.5 Порядка N 209н).

В свою очередь, согласно п. 11.4.6 Порядка N 209н на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, не отнесенных на иные подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов". При этом перечень расходов, которые относятся на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ, является открытым, что предполагает отнесение других аналогичных расходов на указанную подстатью.

Также отметим, что отраслевыми нормативными актами одноразовая одежда рассматривается как элемент специальной одежды медицинского работника. Так, в силу требований СанПиН 2.1.3.2630-10 медперсонал должен быть обеспечен комплектами спецодежды, в том числе и одноразового применения. Согласно п. 5.3.1 Методических рекомендаций MP 2.2.9.2242-07 в целях снижения риска инфицирования медицинский персонал в процессе повседневной трудовой деятельности должен использовать специальную одежду и универсальные защитные устройства (приспособления) (смотрите также письмо Минфина России от 24.01.2020 N 02-08-10/4318). Соответственно, в учреждении может быть принято решение об отнесении расходов на ее приобретение по подстатье 345 КОСГУ, предназначенной для отражения расходов на покупку мягкого инвентаря, в том числе функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, к которому относится специальная одежда.

Однако при принятии такого решения одноразовые медицинские халаты, бахилы, комбинезоны должны будут подлежать специальному учету. Например, согласно п. 118 Инструкции N 157н предметы мягкого инвентаря подлежат маркировке специальным штампом несмываемой краской с указанием наименования учреждения, а при выдаче в эксплуатацию дополнительной маркировки с указанием года и месяца выдачи их со склада. Кроме того, выдача специальной одежды работникам учреждения должна производиться по соответствующим нормам. Каких-либо исключений для одноразовой одежды и обуви в настоящее время не предусмотрено.

Типовые нормы выдачи специальной одежды работникам организаций здравоохранения утверждены Постановлением Минтруда РФ от 29.12.1997 N 68. Следует отметить, что данным Постановлением не предусмотрены нормы для выдачи одноразовых медицинских халатов. В таком случае при принятии решения об учете одноразовых медицинских халатов в составе мягкого инвентаря учреждению также необходимо закрепить нормы выдачи данной специальной одежды в локальном акте.

Таким образом, расходы на приобретение одноразовой одежды вполне обоснованно отражаются по подстатье 345 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря" КОСГУ. Вместе с тем в зависимости от функционального назначения мы не исключаем, что расходы на приобретение одноразовой одежды могут отражаться по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ, в случае если такие материальные запасы будут использоваться не для целей охраны труда сотрудников учреждения. Обратите внимание, такое решение следует закрепить в учетной политике учреждения.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Гурашвили Роман

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

 

10 июля 2020 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"