Обеспечение офисных работников масками, перчатками, дезинфицирующими средствами и антисептиками в условиях пандемии коронавируса COVID-19
2020 г.
См. также "К вопросу об обязательности рекомендаций Роспотребнадзора"
В соответствии с п. 4.10 Методических рекомендаций MP 3.1/2.2.0172/5-20 "Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" (утв. Роспотребнадзором 20.04.2020)*(1) работодателю рекомендуется обеспечивать работников на рабочих местах запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток и осуществлять контроль за использованием указанных средств.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС;
- с учетом особенностей ЧС на территории субъекта РФ или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п.п. "у" и "ф" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства РФ в субъектах РФ приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС, например: указ Мэра Москвы от 5.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности"; постановление Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации ЧС и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" и др.*(2).
Так, в соответствии с п. 2.2 Приложения 6 к указу мэра Москвы от 5.03.2020 N 12-УМ с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны обеспечить соблюдение следующего режима использования средств индивидуальной защиты:
- использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц;
- использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами;
Рекомендовано также работодателям обеспечить установку на территории работодателя устройств для дезинфекции рук (п. 3.2 Приложения 6).
О соблюдении требований охраны труда при выдаче масок
Требуется особое пояснение понятий "маска одноразовая", "средства индивидуальной защиты", упомянутых в рекомендациях Роспотребнадзора, указе Мэра Москвы и других актах органов власти.
Речь в них, на наш взгляд, идет не о специализированных средствах защиты органов дыхания и иных средств защиты, которые применяются в целях охраны труда и выдача которых регламентируется типовыми нормами, в том числе типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей. Объясним почему.
В силу части 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Обязанности по обеспечению безопасных условий труда работников установлены и в ст. 212 ТК РФ, в их числе применение работодателем прошедших обязательную сертификацию и декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Требования к приобретению, применению, хранению и уходу за СИЗ установлены Межотраслевыми правиами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н, далее - Правила N 290н).
Напоминаем, что СИЗ, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства выдаются работникам:
- занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- занятым на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- на основании результатов проведения СОУТ (абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ; п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-Ф3 "О специальной оценке условий труда"; п. 4 и п. 5 Правил N 290н).
Работодатель вправе выдавать работникам только те СИЗ, которые соответствуют требованиям безопасности и прошли процедуру подтверждения соответствия согласно ст. 5 ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", а дерматологические СИЗ дополнительно должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение или свидетельство о государственной регистрации, оформленные в установленном порядке. Кроме того, все СИЗ должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза (абз. 4 ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 221 ТК РФ; п. 6.1; п. 6.2 ТР ТС 019/2011; п.п.4-5, п. 8 Правил N 290н; письмо Минтруда России от 6.03.2017 N 15-2/ООГ-577).
Не допускается приобретать (в том числе по договору аренды) следующие СИЗ (п. 8 Правил N 290н):
- не имеющие декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия;
- дерматологические СИЗ, не имеющие санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации, оформленных в установленном порядке.
- если истек срок действия декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия на приобретаемые СИЗ.
При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ (п. 14 Правил N 290н).
Работодатель обязан обеспечить информирование работников, в том числе при проведении воодного инструктажа по ОТ, о полагающихся им СИЗ (абз.14 ч.2 ст. 212 ТК РФ; п. 9 Правил N 290н; п. 3 Проверочного листа ГИТ (приложение N 22 к приказу Роструда от 10.11.2017 N 655):
- с Правилами N 290н;
- с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ;
- полагающимися ему СИЗ.
Подробнее о выдаче СИЗ см. Энциклопедию решений. Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Таким образом, учитывая изложенное, представляется, что одноразовые маски, перчатки, дерматологические средства, упомянутые в Рекомендациях Роспотребнадзора и нормативных актах субъектов РФ (необходимость применения которых не зависит от должности, профессии работника и условий труда на рабочем месте), не относятся к СИЗ, обеспечивающим требования охраны труда в части, регулируемой ТК РФ. То есть неправомерно говорить о том, что одноразовые маски, перчатки, дерматологические средства, упомянутые в рекомендациях Роспотребнадзора и нормативных актах субъектов РФ, должны в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым к СИЗ в целях охраны труда работников, как и неправомерно их отнесение к СИЗ, обеспечивающим требования охраны труда в части, регулируемой ТК РФ (см. также разъяснения специалистов Роструда).
Однако в любом случае работодатель обязан учитывать рекомендации Роспотребнадзора и обязательные для исполнения требования органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Какую маску выдать?
Необходимо упомянуть и о рекомендации ВОЗ от 19.03.2020 "Рекомендации по использованию масок в сообществах, во время ухода на дому и в медицинских учреждениях в контексте COVID-19", а также руководстве ВОЗ от 06.04.2020 "Рекомендации по использованию масок в контексте COVID-19". В данных документах содержатся краткие рекомендации по использованию медицинских масок в сообществах, дома и в медицинских учреждениях в районах, где зарегистрированы вспышки, вызванные вирусом COVID-19. Поясним, что предназначены данные документы для специалистов в области общественного здравоохранения и профилактики и контроля инфекций (ПКИ), руководителей в сфере здравоохранения, работников здравоохранения и медицинских работников на местах. В соответствии с определением, данным в них, медицинские маски представляют собой хирургические или процедурные маски, которые являются плотно прилегающими или плиссированными (некоторые похожи на чашки); они крепятся к голове при помощи ремешков / завязок.
Согласно российскому законодательству медицинская маска представляет собой медицинское изделие, закрывающее нос и рот и обеспечивающее барьер для минимизации прямой передачи инфекционных агентов между персоналом и пациентом. Как правило, медицинская маска состоит из фильтрующего слоя, помещенного, связанного или спрессованного между слоями ткани. При этом маска должна иметь средства фиксации, с помощью которых она может плотно облегать нос, рот и подбородок пользователя и которые обеспечивают плотное пролегание маски к лицу по бокам (п.п. 3.1, 5.1.1 и 5.1.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 58396-2019 "Маски медицинские. Требования и методы испытаний").
В силу ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ. То есть, медицинская маска должна быть зарегистрирована в соответствии с правилами государственной регистрации медицинских изделий, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416.
Поэтому можно предположить, что одноразовые маски для лица, упомянутые в рекомендациях Роспотребнадзора, также не относятся к медицинским изделиям, требующим соответствующей регистрации.
Тем не менее работодатель обязан учитывать рекомендации Роспотребнадзора и обязательные для исполнения требования уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указывает на это и Роструд в своих разъяснениях.
Как оформить выдачу масок?
Как поясняют представители Роструда, при обеспечении средствами защиты работников работодателю достаточно конкретизировать порядок их выдачи в локальном нормативном акте.
Рекомендуем:
Формы документов |
Последствия невыдачи масок сотрудникам
При несоблюдении работодателем рекомендаций работник вправе отказаться от работы. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, работодатель вправе объявить простой до устранения опасности для жизни и здоровья работников с сохранением оплаты в размере двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (см. разъяснения специалистов Роструда). Как отмечает ведомство, ни федеральное законодательство, ни трудовое право не устанавливают обязательных требований об обеспечении работодателем работников защитными средствами от коронавируса.
Тем не менее, за нарушение нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и невыполнение установленных Правил поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (Вопрос 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом ВС РФ 21.04.2020).
При этом наиболее "подходящим" для привлечения к административной ответственности работодателя за отсутствие у работников на рабочих местах одноразовых масок представляется пп. "б" п. 6 упомянутых Правил поведения, в котором указано, что в зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне ЧС и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в п. 8 ст. 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от ЧС, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях.
Органы, должностные лица которых вправе составлять административные протоколы за данное нарушение, перечислены в п. 18 ч. 5 и ч. 6.4 ст. 28.3 КоАП РФ (вопрос 18 Обзора); рассмотрение дел производится судьями районных судов (вопрос 20 Обзора).
Санкция ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 30 000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 50 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 10 000 до 300 000 рублей.
Исходя из содержания названной нормы административное наказание в виде предупреждения может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическому лицу), предусмотренного названной нормой, в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении (вопрос 21 Обзора).
Имеются и судебные решения, в которых работодатель привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в том числе за необеспечение работников на рабочих местах одноразовыми масками, дезинфицирующими средствами, перчатками (см., например, постановления Краснооктябрьского райсуда Нижегородской области от 18.05.2020 по делу N 5-59/2020; Ленинского райсуда г. Нижний Новгород Нижегородской области от 22.05.2020 по делу N 5-777/2020).
Обухова Наталья
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
___________________________________________
*(1) Аналогичные требования содержатся в рекомендациях по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, направленных письмом Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24.
*(2) Принятые в субъектах РФ нормативно-правовые акты см. в тематической подборке, подготовленной специалистами компании "Гарант"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.