Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами
Смотрите в этом материале:
- общие требования трудового законодательства и законодательства по ОТ;
- общие требования к СИЗ и СКЗ;
- основные правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами;
- административная ответственность работодателя за нарушения
Средство индивидуальной защиты - средство, используемое для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также для защиты от загрязнения (далее - СИЗ) (ст. 209 ТК РФ).
СИЗ включают в себя: специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании (часть вторая ст. 221 ТК РФ).
Общие требования трудового законодательства и законодательства по ОТ к обеспечению работников СИЗ
В соответствии с требованиями трудового законодательства работодатель обязан обеспечить:
- приобретение за счет собственных средств и выдачу СИЗ, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (абзац девятый части третьей ст. 214; часть первая ст. 221 ТК РФ);
- оснащение средствами коллективной защиты (далее - СКЗ) (абзац десятый части третьей ст. 214 ТК РФ);
- обучение работников по использованию (применению) СИЗ (абзац одиннадцатый части третьей ст. 214 ТК РФ);
- организацию контроля за правильностью применения работниками СИЗ (абзац двенадцатый части третьей ст. 214; абзац четвертый части четвертой ст. 224 ТК РФ);
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по использованию (применению) СИЗ (абзац пятнадцатый части третьей ст. 214 ТК РФ);
- информирование работников о полагающихся им СИЗ (абзац двадцать третий части третьей ст. 214 ТК РФ);
- стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты (часть пятая ст. 221 ТК РФ).
При этом работник обязан использовать и правильно применять СИЗ, а также проходить в установленном порядке обучение по использованию (применению) СИЗ (абзац пятый, абзац шестой части первой ст. 215 ТК РФ).
Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании Единых типовых норм с учетом результатов специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), результатов оценки профессиональных рисков (далее - ОПР), мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) (часть четвертая ст. 221 ТК РФ).
Правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств устанавливаются Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья ст. 221 ТК РФ).
Во исполнение данного требования 1 сентября 2023 г. вступил в силу и действует до 1 сентября 2029 г. приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 766н, утвердивший Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (далее - Правила N 766н).
Минтруд разработал проект приказа о внесении изменений в Правила N 766н. Документ размещен на портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта 02/08/09-24/00150827). По мнению разработчиков, сегодня существует проблема избыточного обеспечения отдельных работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Кроме того, авторы проекта считают, что перечень СИЗ, которые могут переводиться в дежурные, необходимо расширить. Это позволит работодателю не выдавать СИЗ работнику индивидуально и снизить затраты на их приобретение.
В связи с этим и другими неучтенными в действующем приказе особенностями выдачи СИЗ и смывающих средств предлагается установить ряд изменений в Правила N 766н.
С 1 сентября 2023 г. также вступил в силу приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 767н, утвердивший:
- Единые типовые нормы выдачи СИЗ по профессиям (должностям) (приложение N 1);
- Единые типовые нормы выдачи СИЗ в зависимости от идентифицированных опасностей (приложение N 2);
- Единые типовые нормы выдачи дерматологических СИЗ и смывающих средств (приложение N 3)
Однако действие изданных до 1 марта 2022 г. типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств не прекращено.
В переходный период (с 1 сентября 2023 г. по 31 декабря 2024 г.) в целях обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами работодатель мог самостоятельно устанавливать, какими нормами он будет пользоваться - "старыми" типовыми нормами (изданными до 1 марта 2022 г.) или "новыми" Едиными типовыми нормами (ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ; абзац третий, абзац четвертый п. 4 Правил N 766н), а вот применение самих Правил N 766н обязательно для работодателя (см. также письмо Минтруда России от 22.09.2023 N 15-2/ООГ-4461).
При этом отдельные категории работников (сотрудники СК РФ, органов прокуратуры, ФСБ, МЧС России, атомной промышленности, органов управления и подразделений пожарной охраны, подразделений и организаций, участвующих в предупреждении ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий) вправе обеспечиваться СИЗ на основании типовых норм (п. 5 Правил N 766н) (см. также письмо Минтруда России от 20.02.2025 N 15-2/ООГ-35).
По общему правилу в соответствии с абзацем девятым части третьей ст. 214 ТК РФ; ст. 221 ТК РФ; п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-Ф3 "О специальной оценке условий труда", п. 4 Правил N 766н, СИЗ выдаются:
- работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения;
- на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- на основании (с учетом) результатов проведения СОУТ;
- с учетом результатов оценки профессиональных рисков (далее- ОПР);
- с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии)).
Общие требования к средствам индивидуальной и коллективной защиты
Общие требования к средствам индивидуальной и коллективной защиты содержатся в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878), а также нескольких ГОСТах. Это, например:
- ГОСТ Р 59123-2020 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Общие требования и классификация" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 27.10.2020 N 933-ст);
- ГОСТ 12.4.011-89 "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 27.10.1989 N 3222) - применяется в части СКЗ.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТа Р 59123-2020 СИЗ следует применять в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты, классификация которых приведена в ГОСТ 12.4.011-89.
СИЗ, выпускаемые в настоящее время в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза стран-участников ЕАЭС и используемые работодателями, должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" (см. письмо Минтруда России от 06.03.2017 N 15-2/ООГ-577). Типы СИЗ, на которые распространяется действие ТР ТС 019/2011, приведены в приложении N 1, а требования безопасности к ним - в разделе 4.
Общие технические требования к СИЗ конкретной группы (подгруппы) защиты устанавливаются в стандартах на продукцию (п. 4.4 ГОСТа Р 59123-2020).
По общему правилу не допускается приобретение и эксплуатация (в том числе по договору аренды или аутсорсинга) СИЗ (п. 7 Правил N 766н):
- не имеющих документа о подтверждении соответствия,
- имеющих документы о подтверждении соответствия, срок действия которых истек (за исключением производимых серийно СИЗ, выпущенных в обращение в период действия документа о подтверждении соответствия (сертификата или декларации) до истечения срока годности или нормативного срока эксплуатации СИЗ).
Согласно п. 8 Правил N 766н дерматологические СИЗ от воздействия биологических факторов (микроорганизмов, насекомых, паукообразных) допускается приобретать и эксплуатировать только в случае наличия подтверждения соответствия требованиям технического регламента и документам национальной системы стандартизации (при наличии), а также прошедших процедуру государственной регистрации.
Классификация средств защиты работников
В зависимости от характера применения средства защиты подразделяют на две категории:
- средства коллективной защиты (СКЗ);
- средства индивидуальной защиты (СИЗ).
Коллективные и индивидуальные средства защиты, в свою очередь, в зависимости от назначения подразделяются на классы.
В соответствии с частью второй ст. 221 ТК РФ СИЗ включают в себя:
- специальную одежду;
- специальную обувь;
- дерматологические средства защиты;
- средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз;
- средства защиты от падения с высоты;
- другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.
ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", в свою очередь, также классифицирует СИЗ в зависимости от различных характеристик. Так, средства индивидуальной защиты (комплектующие изделия СИЗ) классифицируются по назначению в зависимости от защитных свойств согласно приложению N 2.
По степени риска причинения вреда пользователю при выборе форм подтверждения соответствия СИЗ подразделяются на первый и второй классы (п. 5.5 ТР ТС 019/2011). Определение класса СИЗ по степени риска причинения вреда работнику имеет значение для квалификации действий работодателя в случае привлечения к административной ответственности по соответствующей части статьи 5.27.1 КоАП РФ за нарушение законодательства об обеспечении работников СИЗ.
ГОСТ Р 59123-2020, в свою очередь, также содержит классификацию СИЗ (раздел 5), сопровождаемую отсылочными нормами к иным ГОСТам, применяемым к конкретному виду СИЗ, и которым удобно пользоваться специалистам.
В приложении к ГОСТу 12.4.011-89 указана классификация СКЗ (напомним, что применение ГОСТа 12.4.011-89 на территории РФ в части СИЗ прекращено с 1 октября 2022 г. в связи с утверждением и введением в действие ГОСТа Р 59123-2020).
Подробнее о классификации СИЗ см. в материале Основные виды и классы средств защиты, выдаваемых работникам.
Основные правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами
Требования к обеспечению работников СИЗ, включая определение потребности, организацию приобретения, выдачи, эксплуатации (использования), хранения, ухода (обслуживания) и вывода из эксплуатации установлены Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (утв. приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 766н).
Требования Правил N 766н распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и работников (п. 2).
Организация всех работ по обеспечению работников СИЗ, в том числе приобретение, выдача, хранение, уход, вывод из эксплуатации, утилизация СИЗ осуществляется за счет средств работодателя (п. 3, п. 10 Правил N 766н).
Допускается обеспечение работников СИЗ по договору со специализированной организацией (п.6 Правил N 766н).
Права и обязанности работодателя в обеспечении работников СИЗ, обязанности работников по применению СИЗ определены разделом II и разделом III Правил N 766н).
Так, работодатель обязан:
- разработать собственные Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации (далее - Нормы);
- разработать Порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц;
- обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ и смывающих средствах, способах выдачи, условиях хранения, а также об ответственности за целостность и комплектность СИЗ в случае хранения СИЗ у работников в нерабочее время;
Работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ (абзац двадцать третий части третьей ст. 214 ТК РФ), в свою очередь, каждый работник имеет право на получение актуальной и достоверной информации, в том числе о полагающихся ему средствах индивидуальной защиты (ст. 216.2 ТК РФ). Обязанность предоставления такой информации возлагается на работодателя, а также на соответствующие государственные органы и общественные организации (при наличии у них такой информации).
Формы (способы) и рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, а также примерный перечень таких информационных материалов утверждены приказами Минтруда России от 29.10.2021 N 773н и от 17.12.2021 N 894 соответственно (далее - Приказ N 773н и Приказ N 894).
Так, ознакомление работника с перечнем выдаваемых на рабочем месте СИЗ является одной из форм (способом) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, с использованием визуальной/печатной информации. Указанное ознакомление осуществляется под роспись работника, в том числе с выдачей документов на руки работнику для изучения при проведении инструктажа по охране труда на рабочем месте. При наличии у работодателя ЭДО такое ознакомление допускается осуществлять в электронной форме с учетом установленных требований (в частности подтверждения факта ознакомления с документами электронной цифровой подписью) (подп. "г" п. 1 Приказа N 773н).
В разделе IV "Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда или уголка охраны труда у работодателя и в его структурных подразделениях" Приказа N 894 указано, что деятельность уголка ОТ структурного подразделения (участка) работодателя обеспечивает доведение до работников информации, в том числе, об имеющихся средствах индивидуальной и коллективной защиты на рабочих местах структурного подразделения (участка) (подп. "д" п. 22).
В соответствии с п. 23 Приказа N 894 в тематическую структуру оснащения кабинета охраны труда и уголка охраны труда рекомендуется включать общий и специальные разделы. В общий раздел рекомендуется включать и общие сведения о применяемых средствах коллективной и индивидуальной защиты. Перечень специальных разделов и их содержание (например, конкретный перечень вредных производственных факторов, соответствующие им средства коллективной и индивидуальной защиты и др.) рекомендуется определять с учетом условий труда на рабочих местах и специфики деятельности работодателя. Рекомендуется раздельное комплектование учебного и справочного разделов, отражающих специфику всех видов производства у работодателя.
Подробнее о формах (способах) по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, а также примерный перечень таких информационных материалов смотрите в отдельном материале.
О рекомендациях по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда смотрите в отдельном материале.
- обеспечить проведение обучения, инструктажа или иного способа информирования работников о правилах эксплуатации СИЗ, использование которых требует от них практических навыков, знаний о простейших способах проверки их работоспособности и исправности (об обучении работников по использованию (применению) СИЗ см. в отдельном материале) и др.
Правилами определены также обязанности работника по применению СИЗ.
Подробнее о правах и обязанностях работодателя в обеспечении работников СИЗ смотрите в отдельном материале.
Потребность в СИЗ устанавливается работодателем в зависимости от профессий (должностей) работников организации с учетом (п. 13 Правил N 766н):
- перечня и уровня воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов и опасностей, установленных на рабочих местах по результатам СОУТ и ОПР;
- количества работников на этих рабочих местах;
- организации мероприятий по уходу;
- иных факторов, определяемых работодателем, влияющих на уровень потребности в СИЗ.
Для информирования и правовой поддержки работников Роструд запустил на портале "Онлайнинспекция.рф" сервис "Выдача средств индивидуальной защиты".
Сервис предназначен для обеспечения возможности дистанционного информирования работников в доступной форме о перечне полагающейся им специальной одежды, обуви и иных СИЗ, которые им должны предоставляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и норме их выдачи.
Для получения информации необходимо выбрать один или несколько предложенных ведомством признаков - "Профессия", "Виды работ", "Виды загрязнений", "Виды опасностей".
Еще раз подчеркнем, что частью четвертой ст. 221 ТК РФ, п. 10 Правил N 766н установлена обязанность работодателя разработать и утвердить локальным нормативным актом собственные Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации (Нормы).
Нормы разрабатываются работодателем на основе Единых типовых норм, с учетом:
- результатов СОУТ и ОПР;
- мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии);
- требований правил по охране труда;
- паспортов безопасности при работе с конкретными химическими веществами;
- иных документов, содержащих информацию о необходимости применения СИЗ (п. 14 Правил).
Рекомендуемый образец оформления Норм предусмотрен приложением N 1 к Правилам.
Об определении работодателем потребности в СИЗ (разработке собственных Норм), выборе СИЗ, замене СИЗ для улучшения защитных свойств см. в отдельном материале.
СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, антропометрическим параметрам, а также Нормам (разработанным работодателем). Выдача работникам и возврат ими СИЗ, выдача дерматологических СИЗ, смывающих средств фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, рекомендуемый образец которой предусмотрен приложением N 2 к Правилам N 766н. Допускается ведение и электронных карточек выдачи СИЗ.
В случае если работодатель организовал выдачу СИЗ и их сменных элементов, применение которых не требует проведения дополнительного инструктажа, посредством вендингового оборудования необходимо обеспечить идентификацию работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронной карточке учета выдачи СИЗ (п.п. 24-28).
В соответствии с п. 32 дежурные СИЗ закрепляются за определенным рабочим местом (объектом) и выдаются (применяются) поочередно нескольким работникам только на время выполнения тех работ, для которых эти СИЗ предназначены. При этом могут быть закреплены за рабочим местом для использования в качестве дежурных СИЗ такие виды СИЗ, как (п. 33): жилет сигнальный; СИЗ от падения с высоты; диэлектрические перчатки и галоши/боты; системы спасения и эвакуации, компоненты системы обеспечения безопасности работ на высоте с индикаторами срабатывания, защитные очки и щитки, фильтрующие СИЗ органов дыхания с лицевой частью из изолирующих материалов, в том числе с принудительной подачей воздуха; самоспасатели с противоаэрозольными, противогазовыми и комбинированными фильтрами; изолирующие СИЗ органов дыхания, накомарник, защитная каска, наплечники, налокотники, одежда специальная (костюмы, куртки, плащи, тулупы), наушники.
Другие особенности выдачи СИЗ индивидуального учета, а также выдачи дежурных СИЗ закреплены в разделах VI-VII Правил N 766н. Подробнее об этом читайте в отдельном материале.
Правила выдачи дерматологических СИЗ и смывающих средств (далее - СмС) установлены в разделе VIII Правил N 766н).
Так, в соответствии с п. 35 дерматологические СИЗ с подтвержденной эффективностью различных форм (кремы, эмульсии, гели, спреи) и видов действия работникам выдаются для обеспечения защиты от:
- загрязнений;
- воздействия агрессивных рабочих материалов, веществ и сред.
Дерматологические СИЗ выдаются в соответствии с Нормами, разработанными на основании положений Единых типовых норм (приложение N 3) к Правилам N 766н.
При этом использование дерматологических СИЗ для защиты от воздействия радиоактивных веществ и ионизирующих излучений не допускается.
В соответствии с разделом VIII Правил N 766н) дерматологические СИЗ делятся на следующие типы:
- очищающего типа;
- защитного типа;
- регенерирующего (восстанавливающего) типа.
Употреблявшиеся ранее термины "трудносмываемые", "легкосмываемые" загрязнения в новых нормативных актах Минтруда не упоминаются, законодатель ввел новые термины: "особо устойчивые", "устойчивые" и "неустойчивые" загрязнения, к сожалению, не раскрыв содержание этих понятий.
Особенности выдачи дерматологических СИЗ очищающего типа и СмС указаны в п.п. 36-40, дерматологических СИЗ защитного типа и регенерирующего типа - в п.п. 41- 45 Правил N 766н.
О выдаче дерматологических СИЗ и смывающих средств смотрите в отдельном материале.
Порядок выдачи СИЗ с учетом климатических особенностей и сезонности установлены в разделе IX Правил N 766н, а раздел X регулирует особенности выдачи СИЗ работникам сторонних организаций.
Так, согласно п. 48 работникам для использования на открытом воздухе и в иных условиях окружающей среды, вызывающих общее и (или) локальное переохлаждение, выдаются специальная одежда, специальная обувь, головные уборы, дерматологические СИЗ и СИЗ рук, иные СИЗ, необходимые для защиты от пониженных температур, с классом защиты (при наличии), соответствующим климатическому поясу, либо превосходящим в соответствии со сроками нормативной эксплуатации, установленными приложением N 4 к Правилам.
Кроме того, работодатель может дополнительно выдавать работникам специальную одежду для защиты от прохладной окружающей среды (окружающая среда, характеризующаяся сочетанием влажности и ветра при температуре воздуха выше минус 5°С) (п. 49 Правил N 766н).
Как указано в п. 51 Правил N 766н работники сторонних организаций, выполняющие работы по договору подряда в производственных цехах и участках принимающей стороны (заказчика), где имеются вредные и (или) опасные производственные факторы, а также при выполнении работ в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, должны быть обеспечены СИЗ за счет средств работодателя сторонней организации в соответствии с Нормами работодателя сторонней организации. При этом информацию для подбора СИЗ по запросу предоставляет работодатель, на территории которого проводятся работы.
Все мероприятия по выдаче, учету выданных СИЗ, их уходу и ремонту осуществляются работодателем сторонней организации (п. 52).
Однако есть и исключение из указанных правил.
Читайте об этом в отдельном материале.
Нормативные сроки эксплуатации СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам, указанного в личной карточке учета выдачи СИЗ или в карточке выдачи дежурных СИЗ. При этом нормативные сроки эксплуатации СИЗ не могут превышать сроков, указанных в Нормах.
Согласно отдельным положениям Правил N 766н в процессе эксплуатации СИЗ работникам запрещается выносить СИЗ по окончании рабочего дня за пределы территории работодателя или территории выполнения работ. Однако в отдельных случаях, СИЗ остаются в нерабочее время у работников. Перечень СИЗ, которые остаются у работников в нерабочее время, с указанием профессий (должностей) работников утверждается локальным нормативным актом работодателя.
Работодатель обязан обеспечить хранение СИЗ, включая дежурные СИЗ, в соответствии с условиями хранения, установленными в эксплуатационной документации на СИЗ. Для хранения выданных работникам СИЗ работодатель создает необходимые условия и (или) предоставляет специально оборудованные помещения.
Работодатель обязан обеспечивать уход (обслуживание) за СИЗ, включая дежурные СИЗ, в том числе своевременную химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, дезинсекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку, а также ремонт и замену СИЗ, утративших необходимые защитные свойства.
Указанные и другие требования к обращению с СИЗ в этой части установлены в разделах XII - XV Правил N 766н. Подробнее об этом читайте в отдельном материале.
Нормы раздела XVI Правил N 766н содержат требования к организации работы по обеспечению работников СИЗ.
Так, для организации работы по обеспечению работников СИЗ работодателю (кроме организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства) необходимо разработать локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ.
Порядок должен включать в себя (п. 78 Правил N 766н):
- порядок выявления потребности работников в СИЗ;
- предупредительно-плановый характер закупки (аренды, аутсорсинга) СИЗ;
- порядок выдачи, эксплуатации (использования), входного контроля, хранения, ухода (обслуживания), вывода из эксплуатации и утилизации СИЗ;
- порядок информирования работников по вопросам обеспечения СИЗ;
Кроме того, в порядке обеспечения работников СИЗ должно быть отражено распределение обязанностей и ответственности руководителей структурных подразделений по организации и обеспечению функционирования процесса обеспечения работников СИЗ с учетом особенностей структуры управления организации в целом (п. 79 Правил N 766н).
О других аспектах организации работы по обеспечению работников СИЗ см. в отдельном материале.
Административная ответственность работодателя за нарушение законодательства об обеспечении работников СИЗ
Ответственность за определение потребности, выбор, своевременную и в полном объеме выдачу работникам СИЗ, за организацию контроля за правильностью их эксплуатации работниками, а также за хранение, уход и вывод из эксплуатации СИЗ возлагается на работодателя (п. 9 Правил N 766н).
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты образует состав административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, при этом под средствами индивидуальной защиты в ч. 4 ст. 5.27.1 следует понимать СИЗ, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" к 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (примечание к ст. 5.27.1 КоАП РФ). Повторное совершение аналогичного правонарушения влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Подробнее об этом смотрите в отдельном материале.
Тема
См. также
Основные виды и классы средств индивидуальной и коллективной защиты, выдаваемых работникам
Организация и проведение обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты
Выдача СИЗ индивидуального учета и дежурных СИЗ
Выдача работникам дерматологических СИЗ и смывающих средств
Выдача СИЗ с учетом климатических особенностей и сезонности
Выдача СИЗ работникам сторонних организаций
Эксплуатация, хранение, уход за СИЗ, вывод СИЗ из эксплуатации и их замена
Организация работы по обеспечению работников СИЗ
Бухгалтерский учет приобретения и выдачи спецодежды в соответствии с ФСБУ 5/2019 и ФСБУ 6/2020
Формы документов
Приказ об утверждении норм бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств
Пример заполнения Норм выдачи СИЗ
Пример заполнения Личной карточки учета выдачи СИЗ
Пример заполнения Карточки учета выдачи дежурных СИЗ
Порядок обеспечения работников СИЗ
Приказ о выдаче работникам средств индивидуальной защиты
Приказ о возврате СИЗ в связи с увольнением работникам
Договор аренды средств индивидуальной защиты
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах