Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений за 9 месяцев 2021 года.
Памятка бухгалтеру
Общие требования
Чем руководствоваться при составлении отчетности?
Порядок формирования отчетности установлен Инструкцией N 33н (в редакции приказов Минфина России от 30.11.2020 N 292н, от 11.06.2021 N 81н).
Особенности формирования бухгалтерской отчетности в 2021 году разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
- от 22.06.2021 NN 02-06-07/49381, 07-04-05/02-14686;
- от 31.03.2021 NN 02-06-07/23866, 07-04-05/02-6944;
- от 23.03.2021 NN 02-06-07/21091, 07-04-05/02-6050.
Подробнее с дополнительными критериями по раскрытию информации при составлении и представлении федеральными учреждениями в 2021 году квартальной бухгалтерской отчетности можно ознакомиться в новостной ленте.
Справочно: Особенности формирования бухгалтерской отчетности в 2020 году разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
- от 10.02.2021 NN 02-06-07/9365, 07-04-05/02-2564;
- от 12.01.2021 NN 02-06-07/412, 07-04-05/02-177;
- от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291;
- от 30.09.2020 NN 02-06-07/85972, 07-04-05/02-19799;
- от 30.09.2020 NN 02-06-07/85969, 07-04-05/02-19797;
- от 17.07.2020 NN 02-06-07/63119 / 07-04-05/02-14019;
- от 03.07.2020 NN 02-06-07/58289 / 07-04-05/02-13139;
- от 03.07.2020 NN 02-06-07/58288 / 07-04-05/02-13137;
- от 31.03.2020 NN 02-06-07/25700, 07-04-05/02-6677;
- от 31.03.2020 NN 02-06-07/25698, 07-04-05/02-6676.
Подробнее об общих требованиях к составлению отчетности, ее составу и периодичности представления читайте в Путеводителе по бухгалтерской отчетности БУ / АУ |
Как сверить показатели составленной отчетности?
Проверьте сформированную бухгалтерскую отчетность на соблюдение требований к ее составлению и представлению путем выверки показателей отчетности по установленным Инструкцией N 33н контрольным соотношениям.
Не все коды (составные части кодов) бюджетной классификации РФ (аналитическая группа подвида доходов бюджетов, коды видов расходов, аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов), установленные Порядком N 85н, могут применяться бюджетными и автономными учреждениями, поскольку те не являются участниками бюджетного процесса.
В этой связи Минфин России (информация от 20.02.2021) опубликовал перечни, кодов АнКВД, КВР и АнКВИ (КИФ), которые вправе использовать АУ и БУ, формируя с их помощью 15 - 17 разряды номера счета бухгалтерского учета:
- Перечень видов расходов, применяемых бюджетными и автономными учреждениями согласно Порядку N 85н;
Подробнее с особенностями применения КВР и АнКВД бюджетными и автономными учреждениями можно ознакомиться в нашей новостной ленте
Сверить показатели отчетности поможет следующая информация: - Контрольные соотношения по отчетности организаций бюджетной сферы; |
||
На что еще следует обратить внимание при проверке показателей отчетности - в Путеводителе по бухгалтерской отчетности БУ / АУ |
||
Подробнее об исправлении ошибок прошлых лет вы можете прочесть в Энциклопедиях решений |
Как подготовиться к составлению квартальной отчетности?
Подготовиться к составлению квартальной отчетности поможет наш специальный материал. Подробнее об отражении событий после отчетной даты и поступивших после отчетной даты документов отчетного периода - в Энциклопедии решений. При формировании показателей квартальной отчетности не забывайте создавать и корректировать резервы предстоящих расходов |
|
Смотрите также видеоуроки ГАРАНТА: 1. Достоверная отчетность за квартал, полугодие, 9 месяцев: СПОД, позднее поступление документов, исправление ошибок 2. Июнь 2021. Отчет за полугодие, электронное актирование, изменения по НДС и другие важные новости |
В какой срок представить отчетность?
Конкретные сроки представления бухгалтерской отчетности устанавливаются органом, в который такая отчетность представляется.
Кому представляется отчетность?
Бухгалтерская отчетность представляется учредителю. По решению финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, бухгалтерская отчетность может представляться непосредственно в указанный финансовый орган (п. 6 Инструкции N 33н).
В случае передачи учредителем полномочий по формированию консолидированной бухгалтерской отчетности подведомственных бюджетных и автономных учреждений централизованной бухгалтерии бухгалтерская отчетность представляется учреждением уполномоченному органу централизованной бухгалтерии (п. 6 Инструкции N 33н).
Изменения в порядок формирования отчетности
1. Приказ Минфина России от 11.06.2021 N 81н о внесении изменений в Инструкцию N 33н
Напомним, что несмотря на дату регистрации Приказа N 81н в Минюсте России - 19 июля 2021 года - согласно системному письму Минфина России и Федерального казначейства от 22.06.2021 NN 02-06-07/49381, 07-04-05/02-14686 отчетность на 1 июля 2021 года следовало формировать с учетом изменений, внесенных Приказом N 81н в Инструкцию N 33н.
Ряд поправок заключается в уточнении соответствующих абзацев Инструкции N 33н, связанных с формированием показателей с использованием новых спецсчетов, применяемых с 1 января 2021 года и предназначенных для исправления ошибок прошлых лет, в частности уточнен порядок формирования показателей граф 6 и 10 Сведений об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).
Одно из важных изменений - дополнение пункта 4 Инструкции N 33н новым абзацем, согласно которому информация в денежном выражении о состоянии финансовых активов, нефинансовых активов и обязательств государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и о финансовом результате операций, их изменяющих, раскрывается в бухгалтерской отчетности обобщенными показателями бухгалтерского баланса и отчета о финансовом результате. Почему это важно? Согласно ст. 15.15.6 КоАП РФ одним из оснований для привлечения к административной ответственности является искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате, а в примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ установлен процент искажения такой информации для квалификации значимости (незначительное, значительное искажение или грубое нарушение) и определения размера штрафа. В Приказе N 81н прописано, в каких именно формах отчетности содержится информация об активах, обязательствах и финансовом результате:
Информация: |
Где отражается |
||
форма |
графа |
раздел, строка |
|
об активах |
Баланс (ф. 0503730) |
3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
раздел I "Нефинансовые активы" (строка 190) |
Баланс (ф. 0503730) |
3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
раздел II "Финансовые активы" (строка 340) |
|
об обязательствах |
Баланс (ф. 0503730) |
3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
раздел III "Обязательства" (строка 550) |
о финансовом результате |
Баланс (ф. 0503730) |
3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
раздел IV "Финансовый результат" (строка 570) |
Отчет (ф. 0503721) |
4, 5, 6, 7 |
строка 300 "Чистый операционный результат" |
Но данная поправка не означает, что штрафовать будут только за искажение показателей, которые содержатся в данных разделах / строках Баланса (ф. 0503730) и Отчета (ф. 0503721), ведь для привлечения к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрены и иные основания.
Рассмотрим изменения, которые согласно Приказу N 81н следует учесть при формировании отчетности:
Отчетная форма |
Изменения |
Формы промежуточной (квартальной) отчетности | |
Отчет о движении денежных средств учреждения |
Форма дополнена строкой 0507 для отражения поступлений по подстатье 139 "Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов" КОСГУ - код 139 КОСГУ применяется с 1 января 2021 года для отражения поступлений от ФСС в порядке возмещения расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. В квартальной отчетности за 9 месяцев 2021 изменения необходимо учесть, если по решению финоргана/учредителя Отчет (ф. 0503723) формируется по состоянию на 1 октября 2021 года. Напомним, что данное изменение при формировании отчетности за полугодие 2021 года не применялось, поступления по КОСГУ 139 следовало учесть при формировании показателя по строке 0500 |
Форма дополнена строкой 0706 для отражения поступлений по подстатье 156 "Поступления текущего характера от наднациональных организаций и правительств иностранных государств" КОСГУ. В квартальной отчетности за 9 месяцев 2021 изменения необходимо учесть, если по решению финоргана/учредителя Отчет (ф. 0503723) формируется по состоянию на 1 октября 2021 года. Напомним, что данное изменение при формировании отчетности за полугодие 2021 года не применялось, поступления по КОСГУ 156 следовало учесть при формировании показателя по строке 0700 | |
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения |
Перечень счетов, номера которых отражаются в графе 1 раздела 1 Сведений по кредиторской задолженности (ф. 0503769), дополнен новыми счетами, предназначенными для отражения доходов будущих периодов в зависимости от года их признания. Остатки и обороты в Сведениях (ф. 0503769) отражаются не только по счету 401 40 "Доходы будущих периодов", но и по новым счетам 401 41 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году" и 401 49 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные года". При этом новой редакцией предусмотрено следующее условие: счета 401 41 и 401 49 отражаются в Сведениях (ф. 0503769) в случае их применения в соответствии с положениями учетной политики и требованиями по раскрытию в бухгалтерской отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бюджетной отчетности, что соответствует положениям п. 301 Инструкции N 157н. Отметим, что показатели по счету 401 40 "Доходы будущих периодов" как и прежде отражаются в Сведениях (ф. 0503769), поскольку данный счет не является группировочным и самостоятельно применяется для отражения бухгалтерских записей по учету доходов будущих периодов. К тому же в настоящее время Инструкцией N 33н не установлено требование об обязательном отражении отдельных показателей на счетах 401 41 и 401 49, а также об исключении взаимосвязанных показателей, отраженных на счетах 401 41 и 401 49. Поэтому применение данных счетов - право учреждения, но не обязанность, если иное не установлено учредителем, финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Порядок отражения показателей по счетам счета 401 41 и 401 49 в разделе 1 Сведений (ф. 0503769) аналогичен порядку отражения показателей по счету 401 40: - в графе 1 указывается номер счета (26 знаков) с отражением в 24 -26 разрядах номера счета соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ; - в графах 2 и 9 отражаются остатки по счету на начало и конец отчетного периода; - в графах 5 и 7 отражаются обороты (увеличение, уменьшение) по счету; - графы 3, 4, 6, 8, 10, 11, 13, 14 не заполняются. По строке "Всего по счету 040140000" отражается сумма показателей по строкам соответствующих счетов аналитического учета: 401 40, 401 41 и 401 49. Также по данной строке в графе 12 заполняется показатель за аналогичный отчетный период прошлого финансового года |
Уточнено, что не относится к просроченной дебиторской задолженности и в графах 4, 11, 14 в разделе 1 Сведений (ф. 0503769) не отражается задолженность, сформированная на счетах 205 00 "Расчеты по доходам" и 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" в объеме показателей ожидаемых доходов, числящихся не только на счете 401 40, но и на счетах 401 41 и 401 49 | |
При формировании раздела 1 Сведений (ф. 0503769) в графах 3, 10, 13 отражается информация о долгосрочной задолженности - задолженности, срок исполнения которой на отчетную дату превышает 12 месяцев. Приказом N 81н предусмотрено, что информацию о долгосрочной задолженности в Сведениях (ф. 0503769) (в графах 3, 10, 13) следует отражать только при формировании годовой отчетности. Таким образом в квартальной отчетности по договорам, контрактам, соглашениям, заключенным на срок более года, показатели долгосрочной задолженности больше не формируются - не заполняются графы 3, 10, 13 в разделе 1 Сведений (ф. 0503769) | |
В графе 3, 4 раздела 2 Сведений (ф. 0503769) отражается (в формате "ММ.ГГГГ") дата, соответственно, возникновения просроченной дебиторской/кредиторской задолженности и дата исполнения по правовому основанию. Внесено уточнение: в случае, если показатель просроченной задолженности сформировался по одному контрагенту по разным документам-основаниям, содержащим разные даты исполнения задолженности (обязательства), то в графе 4 Раздела 2 Сведений (ф. 0503769) отражается более поздняя дата исполнения по правовому основанию. Данная норма раньше содержалась в системных письмах об особенностях формирования отчетности для федеральных субъектов отчетности - теперь это норма Инструкции N 33н | |
Введены единые коды для объяснения причин образования просроченной задолженности в графах 7, 8 Раздела 2 Сведений (ф. 0503769): пять кодов для просроченной кредиторской задолженности и семь кодов для просроченной дебиторской задолженности. Дополнительный перечень кодов и наименований причин может быть установлен учредителем, финансовым органом. Аналогичные коды были ранее внесены и в Инструкцию N 191н | |
Уточнен перечень счетов, предназначенных для отражения ошибок прошлых лет, выявленных в отчетном периоде (401 16, 401 17, 401 18, 401 19, 401 26, 401 27, 401 28, 401 29, 304 66, 304 76, 304 86, 304 96). Данная поправка связана с изменениями в Инструкцию N 157н в части спецсчетов, применяемых с 1 января 2021 года и предназначенных для исправления ошибок прошлых лет. Показатели, сформированные в текущем (отчетном) финансовом году в корреспонденции со спецсчетами, предназначенными для отражения ошибок прошлых лет, не учитываются при формировании показателей изменения задолженности в графах 5 - 8 раздела 1 Сведений (ф. 0503769) | |
Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения |
Уточнен перечень счетов, предназначенных для отражения ошибок прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, на основании которых формируются показатели граф 6 (код причины "03") и 10 (код причины "07") в разделе 1 Сведений (ф. 0503173): - в графе 6 отражается сумма изменений вступительного баланса, связанных с исправлением ошибок прошлых лет,выявленных самостоятельно, в корреспонденции со спецсчетами 304 86, 304 96, 401 18, 401 19, 401 28, 401 29; - в графе 10 отражается сумма изменений вступительного баланса, связанных с исправлением ошибок прошлых лет, выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля, в корреспонденции со спецсчетами 304 66, 304 76, 401 16, 401 17, 401 26, 401 27. Внесено уточнение, что операции по этим счетам должны отражаться не в Журнале по прочим операциям, как это было ранее, а в Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет - он введен с 2021 года |
Формы годовой отчетности | |
Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года |
Уточнен перечень счетов, предназначенных для отражения ошибок прошлых лет, выявленных в отчетном периоде (401 16, 401 17, 401 18, 401 19, 401 26, 401 27, 401 28, 401 29, 304 66, 304 76, 304 86, 304 96). Данная поправка связана с изменениями в Инструкцию N 157н в части спецсчетов, применяемых с 1 января 2021 года и предназначенных для исправления ошибок прошлых лет. В показатели отчетности текущего (отчетного) финансового года показатели, сформированные в корреспонденции со спецсчетами, предназначенными для отражения ошибок прошлых лет, не включаются |
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения | |
Сведения о движении нефинансовых активов учреждения |
Внесено аналогичное изменение в части уточнения перечня счетов, предназначенных для отражения ошибок прошлых лет, выявленных в отчетном периоде. Показатели, сформированные в текущем (отчетном) финансовом году в корреспонденции со спецсчетами, предназначенными для отражения ошибок прошлых лет: - учитываются при формировании графы 4 "Наличие на начало года" разделов 1 и 2 Сведений (ф. 0503768); - не учитываются при формировании показателей поступлений и выбытий НФА в графах 5 - 8 разделов 1 и 2 Сведений (ф. 0503768) |
2. Запланированные изменения в Инструкцию N 33н
Финансовым ведомством запланировано изменить Инструкцию по формированию бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений - проект приказа Минфина России "О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н..." (ID 01/02/08-21/00119157) подготовлен ведомством 12.08.2021 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Подробно со всеми предусмотренными Проектом изменениями в Инструкцию N 33н можно ознакомиться в специальном разделе нашего Обзора.
На сегодняшний день это только планы, и маловероятно, что к 1 октября 2021 года проект обретет статус приказа и пройдет регистрацию в Минюсте России.
Но ряд поправок, касающихся отчетности за 2021 год, рекомендуем учесть при составлении отчетности за 9 месяцев 2021 года, поскольку уточнения не противоречат действующему в настоящее время порядку формирования отчетности, а также связаны с некоторыми особенностями учета в текущем году.
Одно из уточнений касается общих положений формирования отчетности. Специалисты финансового ведомства ранее указывали, что в случае отсутствия не всех, а отдельных показателей отчетной формы в ячейке соответствующей графы по соответствующей строке формы ставится прочерк, а не ноль, поскольку ноль (0,00) является счетным показателем и указывает на результат расчета в соответствующей строке формы отчетности. Проектом приказа в целях единообразного подхода к порядку заполнения форм и однозначной трактовки нулевых показателей отчетности запланировано утвердить "прочерк" для обозначения отсутствия показателя в ячейке отчетной формы.
Другое уточнение связано с новым порядком учета прав пользования нематериальными активами. Согласно проекту кредиторская задолженность по счету 302 26 "Расчеты по прочим работам, услугам" в объеме остаточной стоимости права пользования НМА на отчетную дату не относится к просроченной и в графах 4, 11, 14 раздела 1 Сведений (ф. 0503769) не отражается. Текущая кредиторская задолженность на счете 302 26 может возникнуть при приобретении неисключительного права пользования НМА сроком свыше 12 месяцев, если лицензионным договором предусмотрено его исполнение (оплата) не единовременно, а в форме периодических платежей. В таком случае сумма вознаграждения в полном объеме формирует первоначальную стоимость неисключительного права пользования НМА сроком более 12 месяцев и отражается в составе кредиторской задолженности, но ее погашение может производится с определенной условиями договора периодичностью (например, согласно графику платежей). Просроченной задолженность будет считаться только в объеме вознаграждения, срок выплаты которого на отчетную дату наступил согласно условиям лицензионного договора. Вместе с тем отметим, что сопоставимость размера текущей кредиторской задолженности на отчетную дату и остаточной стоимости прав пользования НМА не безусловна. Для права пользования НМА его остаточная стоимость будет сопоставима с кредиторской задолженностью на счете 302 26 при условии, что вознаграждение по лицензионному договору выплачивается в форме периодических платежей, и размер ежемесячного/ ежеквартального платежа одинаков на протяжении срока действия договора. При таком порядке оплаты размер амортизации права пользования НМА, которая начисляется ежемесячно в равной сумме, рассчитанной исходя из срока действия договора/прав, совпадет на отчетную дату с суммой подлежащих оплате периодических платежей. В ситуации, когда объем периодических платежей, предусмотренный договором, за отчетный период не совпадает с суммой амортизации, рассчитанной по норме, остаточную стоимость права пользования НМА некорректно сравнивать с объемом текущей кредиторской задолженности - все зависит от порядка оплаты вознаграждения, предусмотренного в лицензионном договоре.
Состав бухгалтерской отчетности за 9 месяцев
Квартальная отчетность за 9 месяцев 2021 года составляется и предоставляется бюджетными и автономными учреждениями в общем порядке в составе всех форм бухгалтерской отчетности, формирование которых по состоянию на 1 октября предусмотрено Инструкцией N 33н, без каких-либо исключений.
При формировании отчетности необходимо учесть изменения, внесенные приказом Минфина России от 11.06.2021 N 81н (зарег. в Минюсте 19.07.2021).
В следующих специальных материалах, подготовленных по каждой форме, входящей в состав квартального отчета за 9 месяцев 2021 года, вы найдете порядок заполнения отчетных форм с примерами, иллюстрациями и практическими советами по формированию показателей отчетности:
Соответствующий финансовый орган, учредитель вправе установить для представления в составе квартальной бухгалтерской отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления (п. 8 Инструкции N 33н).
Ответственность за нарушение правил представления бухгалтерской отчетности
При формировании бухгалтерской отчетности одной из важных задач является обеспечение правильности ее формирования и недопущение ошибок в целях предоставления достоверной информации пользователям отчетности.
За какие ошибки в учете и отчетности оштрафуют руководителя и (или) главного бухгалтера учреждения? |
|
Какая ответственность предусмотрена за искажение показателей отчетности? |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.