Письмо ГТК РФ от 28 апреля 2000 г. N 01-06/15028
"О применении ст.245 Таможенного кодекса Российской Федерации"
Приказом ГТК РФ от 17 июля 2002 г. N 758 настоящее письмо признано недействующим с 1 июля 2002 г.
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, является санкцией за неправомерные действия лица, совершившего нарушение таможенных правил.
Существует точка зрения, что применение данной санкции возможно только в размере 100% стоимости товаров и транспортных средств. Однако, изучив практику применения ст.245 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), а также судебную и арбитражную практику, ГТК России не может согласиться с данным толкованием по следующим причинам:
1) Установление недифференцированного по размеру взыскания за правонарушение, невозможность его снижения не позволяют применять эту меру взыскания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния, что нарушает общие принципы права и требования Конституции Российской Федерации о справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и его дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении наказания.
На необходимость соблюдения этих принципов неоднократно указывалось в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации N 8-П от 11.03.98; N 14-П от 12.05.98; N 11-П от 15.07.99 и др.
2) Статья 239 Кодекса не содержит ограничений относительно ее применения к видам взысканий, предусмотренных статьей 242 Кодекса.
3) Имеют место многочисленные случаи, когда сроки наложения взыскания за нарушение таможенных правил, предусмотренные пунктами 1 - 3 ст.242 Кодекса, истекают из-за недобросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей сотрудников таможенных органов. При этом в материалах дел имеется достаточно обстоятельств, существенно снижающих степень общественной опасности совершенного противоправного деяния и не позволяющих применить к нарушителю взыскание в полном объеме.
Неприменение в указанных случаях ст.239 Кодекса происходит по вине таможенных органов, что значительно ухудшает положение лиц, привлекаемых к ответственности, и также противоречит основным принципам права.
В связи с изложенным, ГТК России считает допустимым применение ст.239 Кодекса при применении санкции, предусмотренной ст.245 Кодекса, т.е. взыскание стоимости товаров и транспортных средств в процентном отношении.
Текст разъяснения согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
См. письмо Генеральной прокуратуры РФ от 24 апреля 2000 г. N 23
Заместитель председателя
Государственного таможенного комитета РФ |
И.А.Межаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Допускается при применении санкции, предусмотренной статьей 245 Таможенного кодекса РФ (взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил), установление дифференцированного по размеру взыскания, т.е. не обязательно в размере 100% стоимости товаров и транспортных средств.
Письмо ГТК РФ от 28 апреля 2000 г. N 01-06/15028 "О применении ст.245 Таможенного кодекса Российской Федерации"
Текст письма опубликован в еженедельном приложении к газете "Финансовая Россия" от 23 мая 2000 г., N 20, в журнале "Таможенные ведомости" 2000 г., N 8
Приказом ГТК РФ от 17 июля 2002 г. N 758 настоящее письмо признано не действующим с 1 июля 2002 г.