Предусмотрена ли ответственность за перечисление средств от приносящей доход деятельности с лицевого счета бюджетного учреждения до утверждения плана ФХД (речь идет о расходах 2020 года)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Несмотря на отсутствие административной ответственности за осуществление бюджетным учреждением расходов до утверждения Плана ФХД, данное действие противоречит действующему законодательству.
Обоснование вывода:
План ФХД является документом, определяющим направления использования средств всех возможных источников финансирования деятельности бюджетного учреждения.
Общие требования к составлению и утверждению Плана ФХД учреждения утверждены приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н (далее - Требования N 186н) и применяются при формировании Планов ФХД начиная с планов на 2020 год (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов). Кроме этого, учреждение при составлении и утверждении Плана ФХД руководствуется порядком, утвержденным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - учредитель) (пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 2 Требований N 186н). Порядок и сроки утверждения Плана ФХД устанавливаются учредителем. План ФХД бюджетного учреждения утверждается уполномоченным лицом учреждения, если решением учредителя не установлен иной порядок его утверждения (п. 46 Требований N 186н).
План ФХД является документом, в пределах показателей которого осуществляется расходование средств. При этом бюджетное учреждение самостоятельно осуществляет контроль на предмет соответствия производимых расходов утвержденным плановым назначениям. Таким образом, исходя из норм действующих нормативных актов следует, что расходование средств бюджетного учреждения должно осуществляться в пределах показателей по выплатам согласно Плану ФХД (смотрите письма Минфина России от 17.05.2019 N 09-07-09/35628, от 24.01.2017 N 02-05-10/3143, от 27.02.2013 N 02-14-08/5744, письмо Минфина России и Министерства экономического развития РФ от 17.01.2017 NN 09-05-07/1509, 749-ЕЕ/Д28и), утвержденному в порядке, определенном учредителем. Нарушение данного правила приведет к расходованию средств сверх утвержденных плановых назначений, и, соответственно, действия должностных лиц учреждения могут быть квалифицированы контролирующими органами в качестве нарушения требований действующего законодательства.
При этом в настоящий момент административная ответственность за расходование бюджетным учреждением средств без утвержденного Плана ФХД и (или) сверх утвержденных Планом ФХД назначений не предусмотрена. Вместе с тем дисциплинарная ответственность для должностных лиц в случае выявления факта расходования средств без утвержденных плановых назначений вполне может последовать.
В таких обстоятельствах следует принять меры по скорейшему согласованию (утверждению) Плана ФХД. В то же время если плановые показатели утверждаются учредителем и учреждение не в силах ускорить данный процесс, может возникнуть ситуация, при которой у учреждения будут накапливаться принятые, но не исполненные денежные обязательства. Конечно, с одной стороны, оплата денежных обязательств без утвержденных плановых назначений является нарушением порядка, установленного действующим законодательством. Но неисполнение в срок некоторых обязательств может повлечь за собой дополнительные расходы в виде штрафных санкций (например, за несвоевременную выплату заработной платы, оплату по договору и т.п.).
Поэтому перед принятием решения об осуществлении расходов до утверждения Плана ФХД необходимо в первую очередь оценить возможные риски, учитывая важность и срочность таких расходов, необходимость их оплаты, а также последствия неисполнения соответствующих обязательств. Отметим, что, несмотря на то, что срок действия Плана ФХД ограничен текущим финансовым годом (смотрите письмо Минфина России от 18.12.2017 N 09-01-08/84836), считаем, что если Планом ФХД прошлого года были предусмотрены плановые показатели на очередной год, то это может быть дополнительным обоснованием для их осуществления. Расходование средств следует осуществлять с разумной долей осторожности, то есть оплате могут, например, подлежать только неотложные платежи, с учетом принципа осмотрительности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
24 января 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"