См. Обзор - 2020 по другим налогам
Обзор основных изменений части первой НК РФ - 2020
(подготовлено экспертами компании "Гарант", октябрь 2019 г. - июль 2020 г.)
Изменения с 28 декабря 2019 года
Санируемые ЦБ РФ банки могут выступать налоговыми гарантами (с 28 декабря 2019 года)
(Федеральный закон от 27.12.2019 N 470-ФЗ, далее - Закон N 470-ФЗ)
Соответствующие изменения с 28.12.2019 внесены в ст. 74.1 НК РФ. Ряд переходных положений закреплен в ст. 2 Закона N 470-ФЗ.
Суть нового порядка заключается в том, что в течение срока реализации плана участия ЦБ РФ в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка банковскими гарантиями этого банка может обеспечиваться исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога вне зависимости от соответствия (несоответствия) банка установленным требованиям о лимите собственных средств (капитала) и соблюдении обязательных банковских нормативов, если Советом директоров ЦБ РФ принято решение о гарантировании непрерывности деятельности этого банка. При этом в отношении такого рода банковских гарантий будет определяться максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий.
Изменения с 1 января 2020 года
Уточнена обязанность по сообщению о наделении ОП полномочиями (о лишении полномочий) осуществлять выплаты физлицам (с 1 января 2020 года)
(пп. "б" п. 3 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
С 01.01.2020 организации-плательщики страховых взносов должны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц только при условии, что соответствующему подразделению открыт счет в банке.
Соответствующие поправки внесены в пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ.
Обязанность по уплате НДФЛ может исполняться посредством единого налогового платежа (с 1 января 2020 года)
(пп. "а" п. 10 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Речь идет об исполнении обязанности по уплате НДФЛ в соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ, то есть налога, который не смог удержать налоговый агент, уплачиваемого на основании полученного от налогового органа налогового уведомления.
Соответствующие дополнения внесены в п. 1 ст. 45.1 НК РФ. Они вступили в силу 01.01.2020.
Декларация по НДФЛ может представляться через МФЦ (с 1 января 2020 года)
(абзацы третий - пятый пп. "а" п. 24 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Пункт 4 ст. 80 НК РФ дополнен положениями, согласно которым налоговая декларация по НДФЛ на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями региональных властей организована такая возможность (п. 1.1 ст. 21 НК РФ).
МФЦ при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на ее копии отметку о принятии и дату ее приема. Днем представления налоговой декларации по НДФЛ в налоговый орган в таком случае считается день ее приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Данное новшество вступило в силу 01.01.2020.
Уточнена обязанность по представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган (с 1 января 2020 года)
(Федеральный закон от 28.11.2018 N 447-ФЗ)
Подпункт 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ, вступивший в силу 01.01.2020, обязывает представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года лишь те организации, которые не должны делать этого в силу требований Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) (например - организации бюджетной сферы), за исключением случаев, когда организация:
- в соответствии с Законом N 402-ФЗ не обязана вести бухгалтерский учет, или
- является религиозной организацией, или
- является организацией, представляющей в ЦБ РФ годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
При этом ЦБ РФ должен представлять в ФНС России годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом.
Напоминаем, что с 2020 года обязанность по представлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения организации установлена ст. 18 Закона N 402-ФЗ. То есть в целом обязанность по представлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган сохраняется за организациями.
Изменения с 1 апреля 2020 года
Налоговые органы могут информировать о задолженности посредством СМС, электронной почты и иными способами (с 1 апреля 2020 года)
(абзац второй пп. "б" п. 7 ст. 1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Согласно п. 7 ст. 31 НК РФ, вступившему в силу 01.04.2020, налоговые органы вправе информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству РФ. Делать это возможно не чаще одного раза в квартал и при условии получения налоговым органом от налогоплательщиков (плательщиков, налоговых агентов) соответствующего согласия в письменной форме.
Установлен минимальный размер недоимки, пеней и штрафа (3000 рублей) для принятия решения об их взыскании (с 1 апреля 2020 года)
(п. 11 ст. 1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Согласно новым правилам решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств (далее - решение о взыскании) принимается налоговым органом, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы недоимки, пеней и штрафа, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов превысит 3000 рублей, решение о взыскании будет приниматься в течение двух месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Из данного правила предусмотрено исключение: если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов не превысит 3000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. То есть налоговые органы сохранили возможность взыскания незначительной налоговой задолженности.
Соответствующие поправки внесены в п. 3 ст. 46 НК РФ. Они вступили в силу с 01.04.2020.
До 3000 рублей повышен лимит задолженности организаций и ИП, позволяющий направлять требование о ее уплате в течение года (с 1 апреля 2020 года)
(п. 17 ст. 1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога, оформляемое не по итогам налоговой проверки, должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Ранее исключение было установлено для случая, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей - тогда требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
С 01.04.2020 налоговый орган может направлять требование об уплате налога (кроме оформленного по итогам налоговой проверки) организациям и индивидуальным предпринимателям не позднее одного года со дня выявления недоимки, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не будет превышать 3000 рублей. Для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, правила не изменились.
Неуплата взыскиваемой крупной недоимки позволяет истребовать документы (информацию) у налогоплательщиков и иных лиц (с 1 апреля 2020 года)
(п. 33 ст. 1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Так, на основании п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ, вступившего в силу 01.04.2020, должностное лицо налогового органа, принявшего решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 миллион рублей, за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей в банках, а также за счет их электронных денежных средств, вправе истребовать у указанных лиц документы (информацию) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах в соответствии с перечнем, утверждаемым ФНС России (см. доработанный текст проекта Приказа ФНС России "Об утверждении перечня документов (информации) об имуществе, имущественных правах и обязательствах налогоплательщика, которые могут быть истребованы у налогоплательщика и иных лиц" (подготовлен ФНС России от 27.11.2019)), если такое решение не исполнено в течение десяти дней (рабочих дней - п. 6 ст. 6.1 НК РФ) с даты его принятия.
В случае, если истребованные таким образом документы (информация) не будут представлены в установленные сроки, должностное лицо налогового органа может истребовать их у иных лиц.
Информация о залоге и аресте имущества налогоплательщика, а также о запрете на его отчуждение (передачу в залог) размещается на сайте ФНС России (с 1 апреля 2020 года)
(п. 18 ст. 1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
С 01.04.2020 вступил в действие п. 4 ст. 72 НК РФ, который устанавливает, что на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются сведения о принятых налоговыми органами решениях (с указанием соответствующего имущества):
- о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, установленных ст.ст. 73 и 77 НК РФ, то есть о залоге и аресте имущества;
- о принятии обеспечительных мер, предусмотренных пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ, то есть о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа;
- об отмене либо о прекращении действия указанных решений.
Данные сведения подлежат размещению в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения налогового органа, но не ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ.
Состав размещаемых сведений и порядок их размещения определяет ФНС России.
Залог имущества налогоплательщика может возникать на основании закона (с 1 апреля 2020 года)
(п. 19 ст. 1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Пункт 2 ст. 73 НК РФ в редакции, действующей с 01.04.2020, допускает возникновение залога имущества в налоговых отношениях не только на основании договора между налоговым органом и залогодателем, но и на основании закона в случае, предусмотренном п. 2.1 той же статьи.
На основании п. 2.1 ст. 73 НК РФ, вступившего в силу также 01.04.2020, в случае неуплаты в течение одного месяца задолженности по налогам (сборам, страховым взносам), указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество, либо вступления в силу решения налогового органа по результатам налоговой проверки, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) без согласия налогового органа, имущество, в отношении которого приняты указанные меры, признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона (далее - Залог).
Кроме того, установлено, что:
- Залог в отношении имущества, находящегося в залоге у третьих лиц, признается последующим залогом. Он не возникает в отношении имущества, находящегося к моменту наступления обстоятельств, влекущих его возникновение, в залоге у третьих лиц, если по правилам гражданского законодательства РФ передача такого имущества в последующий залог не допускается.
- в случае возникновения Залога предусмотренные гражданским законодательством РФ последствия залога не распространяются на денежные средства на счетах, вкладах (депозитах), предназначенные для удовлетворения требований в соответствии с гражданским законодательством РФ, которые предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов).
- Залог подлежит государственной регистрации и учету в соответствии с правилами, предусмотренными гражданским законодательством РФ.
Расширены альтернативы аресту имущества по просьбе налогоплательщика-организации (с 1 апреля 2020 года)
(п. 21 ст. 1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ, далее - Закон N 325-ФЗ)
Согласно внесенным Законом N 325-ФЗ изменениям по просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе принять решение о замене ареста имущества не только на залог имущества (как ранее), но и на:
- банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о взыскании налога, пеней и штрафов сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок, отвечающую требованиям, установленным ст. 74.1 НК РФ;
- поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ. При этом поручитель должен соответствовать требованиям, установленным п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ.
Принятие решения о замене ареста имущества одним из приведенных способов отменяет решение об аресте имущества.
Наряду с этим установлено, что с момента признания имущества находящимся в залоге у налогового органа ранее наложенный на это имущество арест прекращается.
Соответствующие поправки внесены в п.п. 12.1, 13 ст. 77 НК РФ. Они вступили в силу 01.04.2020.
Правительство РФ и высшие исполнительные органы власти регионов до конца 2020 года наделены дополнительными полномочиями в сфере налогообложения (с 1 апреля 2020 года)
(п. 1 ст. 1, ч.ч. 1, 5 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ, далее - Закон N 102-ФЗ)
Так, в соответствии с п. 3 ст. 4 НК РФ Правительство РФ вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января по 31 декабря 2020 года (включительно):
- приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных НК РФ, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;
- продление установленных НК РФ сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;
- продление установленных законодательством субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;
- продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);
- продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
- дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;
- основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).
Отметим, что аналогичные полномочия предоставлены Правительству РФ и в отношении страховых взносов на травматизм (ст. 3, ч. 1 ст. 7 Закона N 102-ФЗ )
Наряду с этим высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление (п. 4 ст. 4 НК РФ):
- сроков уплаты налогов в рамках ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН;
- установленных законодательством субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если указанные сроки не продлены Правительством РФ либо если Правительством РФ предусмотрены более ранние сроки их уплаты.
Если региональные власти захотят реализовать данные меры не для всех, а для отдельных категорий налогоплательщиков, они должны будут учитывать следующие показатели:
- основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 01.03.2020;
- данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет ФНС России, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В случае применения иных критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ должен сформировать соответствующий перечень налогоплательщиков с указанием их идентификационных номеров, который подлежит направлению в налоговый орган по субъекту РФ в электронной форме.
Пунктом 5 ст. 4 НК РФ установлено, что правоотношения, возникающие в период действия нормативных правовых актов, принятых органами исполнительной власти в указанном порядке, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
Приведенные правила вступили в силу 01.04.2020. При этом предусмотрено, что такого рода "чрезвычайные" нормативные правовые акты Правительства РФ и высших исполнительных органов государственной власти регионов могут предусматривать их применение к правоотношениям, возникшим с 01.01.2020.
Заметим, что ряд сопутствующих данным новшествам поправок внесен и в иные нормы части первой НК РФ.
Уточнено понятие "рабочий день" для целей НК РФ (с 1 апреля 2020 года)
(п. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ)
На основании п. 6 ст. 6.1 НК РФ, регулирующей порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом с 01.04.2020 уточнено, что рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем. То есть теперь рабочими днями для целей НК РФ не признаются не только установленные законом выходные и (или) нерабочие праздничные дни, но и, например, нерабочие дни, установленные указом Президента РФ (см., в частности, Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"). Следовательно, в случаях, когда последний день срока (например, уплаты налога) приходится на такой нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, что следует из обновленной с той же даты редакции п. 7 ст. 6.1 НК РФ.
Изменения с 6 апреля 2020 года
На 3 месяца продлен установленный НК РФ срок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (с 6 апреля 2020 года)
(п. 3 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409)
Правительство РФ приняло решение о продлении на 3 месяца установленного НК РФ срока представления налогоплательщиками бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которой приходится на март - май 2020 года. Речь идет о продлении сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год, установленных пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ НК РФ (см. письмо Минфина России и ФНС России от 07.04.2020 N 07-04-07/27289/ВД-4-1/5878@). Это, в частности, означает, что организации, у которых отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в том числе, организации бюджетной сферы), могут представить в налоговый орган бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2019 год не позднее 30.06.2020 (при наличии соответствующей обязанности). Данная мера поддержки актуальна для всех категорий налогоплательщиков.
Продлен ряд предусмотренных НК РФ сроков для представления в налоговый орган заявлений, документов (информации) и пояснений (с 6 апреля 2020 года)
(п. 3 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409)
Так, Правительство РФ приняло решение о продлении установленного НК РФ срока представления:
- налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 года включительно - на 20 рабочих дней (см., например, ст.ст. 93, 93.1 НК РФ);
- налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, направляемому в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 года включительно - на 10 рабочих дней. Это, в частности, означает, что предусмотренные п.п. 3, 6 ст. 88 НК РФ сроки увеличены до 15 рабочих дней (см. ст. 88 НК РФ);
- организациями заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год - на 3 месяца. В частности, с учетом п. 1 ст. 105.27 НК РФ организация, в отношении которой не проводится налоговый мониторинг, может представить данное заявление в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 01.10.2020.
Приостановлен ряд административных налоговых действий и контрольных процедур, а также течение отдельных сроков (с 6 апреля 2020 года)
(п. 4 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409)
Так, Правительство РФ приняло решение о приостановлении до 31.05.2020 включительно:
- вынесения решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- проведения назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- течение сроков, установленных НК РФ (в том числе сроков, предусмотренных ст.ст. 100 и 101 НК РФ), в отношении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- течение сроков, предусмотренных ст. 101.4 НК РФ, связанных с производством по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях;
- вынесение налоговыми органами в соответствии с п.п. 3 и 3.2 ст. 76 НК РФ решений о приостановлении операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств.
Пояснения относительно применения данных мер поддержки представлены в письме ФНС России от 09.04.2020 N СД-4-2/5985@.
Для организаций и ИП, пострадавших от коронавируса, предусмотрена возможность получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов (с 6 апреля 2020 года)
(п. 5 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409)
Правительство РФ утвердило Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (далее - Правила), которые распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей (далее - заинтересованные лица), осуществляющих деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, по правительственному перечню, а также на стратегические, системообразующие и градообразующие организации, пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и не относящиеся к указанным сферам деятельности, в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ.
Для заинтересованных лиц предусмотрена возможность получения отсрочки (рассрочки) по ряду налогов (авансовых платежей по налогам) и страховым взносам, срок уплаты которых относится к 2020 году, при снижении доходов и возникновении убытков.
Подробнее с вопросами применения Правил можно ознакомиться в Энциклопедии решений. Как получить отсрочку по уплате налогов организациям и ИП, пострадавшим из-за пандемии COVID-19.
Введен запрет на привлечение к ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (с 6 апреля 2020 года)
(п. 7 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409)
Правительство РФ приняло решение о том, что налоговые санкции за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 126 НК РФ (то есть за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля), совершенные в период с 01.03.2020 до 31.05.2020 включительно, не применяются, производство по таким нарушениям не осуществляется.
Изменения с 20 июля 2020 года
Уточнено понятие имущества для целей налогообложения (с 20 июля 2020 года)
(Федеральный закон от 20.07.2020 N 219-ФЗ)
В силу поправок, внесенных в п. 2 ст. 38 НК РФ, вступивших в силу 20.07.2020, под имуществом в НК РФ, понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ, за исключением имущественных прав (как и прежде), кроме имущественных прав в виде безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг. То есть имущественные права в виде безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг для целей налогообложения отнесены к имуществу. Причем действие обновленной редакции приведенной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 01.10.2019. Таким образом нивелировано влияние на порядок налогообложения изменений, внесенных с 01.09.2019 в ст. 128 ГК РФ, согласно которым безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги признаны имущественными правами.
Изменения с 1 октября 2020 года
Зачет переплаты производится без учета вида налогов (с 1 октября 2020 года)
(пп. "а", абзац третий пп. "е" п. 22, пп. "а" п. 23 ст. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
С 01.10.2020 утрачивают силу положения, устанавливающие, что зачет сумм излишне уплаченных или взысканных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов. Соответствующие поправки внесены в п.п. 1, 6 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ. Следовательно, с указанной даты будет возможно осуществление зачета переплаты по федеральному налогу в счет уплаты региональных и местных налогов и наоборот. Это касается также пеней и штрафа (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.