Как восстановить трудовую книжку при утере ее работодателем (работник родился 20.11.1974)?
Согласно п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила), ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Следовательно, при утрате трудовых книжек именно он обязан предпринять все необходимые меры для восстановления трудовых книжек работников. Отметим, что ответственность за сохранность трудовой книжки работника в любом случае несет специально уполномоченное лицо (смотрите, например, письмо Роструда от 18.03.2008 N 656-6-0). За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ.
Согласно п. 31 Правил лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. При этом работодатель в обязательном порядке выдает работнику ее дубликат в срок не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления. С заявлением о выдаче дубликата трудовой книжки обращается работник, если трудовая книжка утеряна по его вине; в рассматриваемом же случае трудовая книжка утеряна по вине работника кадровой службы, поэтому работодатель, не дожидаясь заявления работника, обязан оформить дубликат трудовой книжки.
Как следует из положений п.п. 31-34 Правил, при оформлении дубликата трудовой книжки в него вносятся:
- сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления в данную организацию, подтвержденном соответствующими документами;
- сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.
Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения организации, периодов работы и должностей работника.
В соответствии с п. 7.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 (далее - Инструкция), после такой общей записи стаж записывается по отдельным периодам работы в следующем порядке: в графе 2 указывается дата приема на работу; в графе 3 записывается наименование организации (работодателя), где работал работник, а также структурное подразделение и работа (должность), специальность, профессия с указанием квалификации, на которую был принят работник. Если представленными документами подтверждается, что работник переводился на другую постоянную работу в той же организации (у того же работодателя), то об этом также делается соответствующая запись. Затем в графе 2 указывается дата увольнения (прекращения трудового договора), а в графе 3 - причина (основание) увольнения, если в представленном работником документе имеются такие данные. В графе 4 указывается наименование, дата и номер документа, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате. Оригиналы документов, подтверждающих стаж работы, после снятия с них копий и надлежащего их заверения работодателем или кадровой службой возвращаются их владельцу. Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения. В таком порядке следует внести записи в дубликат трудовой книжки обо всех местах работы, которые работник подтвердил надлежаще оформленными документами.
Из п.п. 10, 27, 28 Правил следует, что все записи в трудовой книжке должны производиться только на основании официальных документов, выданных прежними работодателями. Согласно п.п. 10 и 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, и п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; если же там содержатся неполные сведения либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, то периоды работы подтверждаются иными документами: трудовой книжкой, а в ее отсутствие - письменными трудовыми договорами, оформленными в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовыми книжками колхозников, справками, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписками из приказов, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы.
Работнику необходимо запросить соответствующие документы по прежнему месту работы либо в государственных (муниципальных) органах. Для запроса справок, подтверждающих стаж работы, необходимо знать наименование предприятия, его местонахождение (край, район, населенный пункт) и период, в течение которого осуществлялась трудовая деятельность. Если же работодатель уже прекратил свою деятельность, работник может затребовать документы в архивах, куда работодатели должны их сдавать при ликвидации. Отметим, что в силу п. 7.2 Инструкции работодатель обязан оказать содействие работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы, предшествующий поступлению на работу к данному работодателю. Поэтому с указанными запросами может обратиться сам работодатель.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Ответ прошел контроль качества
19 ноября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"