Подрядчик муниципального казенного учреждения (МКУ) оказал услуги на 384 419,13 руб., из них 6 432,00 руб. составляет неустойка за нарушение условий договора. МКУ платит подрядчику за выполненные работы 377 987,13 руб., а 6 432,00 руб. перечисляет самостоятельно в бюджет (Дебет 304.04.141 Кредит 303.05.731).
Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) не принимает документы, требует отразить неустойку по Кредиту 209.41.660. Как правильно отразить неустойку в бухгалтерском учете МКУ и передать сумму неустойки, оплаченную за подрядчика в ГРБС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доходы в виде штрафных санкций за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг при удержании суммы неустойки из цены, подлежащей уплате должнику, подлежат отражению по дебету счета 0 209 41 560 и кредиту счета 0 401 10 141.
Обоснование вывода:
Расчеты по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг учитываются на счете 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220 Инструкции N 157н).
В казенном учреждении суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, отражаются по дебету счета 0 209 41 560 и кредиту счета 0 401 10 141 или 0 401 40 141 (абзац 12 п. 86 Инструкции N 162н). Дело в том, что в соответствии с положениями СГС "Доходы", если у учреждения в силу неисполнения договора возникло право потребовать у контрагента уплату неустойки, в учете надо отразить признание доходов будущих периодов - по кредиту надо показать счет 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов". Например, предъявленное учреждением требование об уплате неустойки может быть оспорено контрагентом в суде. Поэтому предъявленную подрядчику за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту неустойку нужно отразить по дебету счета 0 209 41 560 и кредиту счета 0 401 40 141 (п. 301 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 03.09.2018 N 02-05-11/62851).
Оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена казенным учреждением путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов) (смотрите, например, письмо Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959). Данный вывод специалисты финансового ведомства делают на основании анализа положений ст.ст. 308, 313 ГК РФ во взаимосвязи с нормами бюджетного законодательства. Подобный способ расчетов может применяться исключительно при условии перечисления суммы неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета. По нашему мнению, в случае если неустойка удержана заказчиком путем уменьшения суммы, подлежащей оплате контрагенту, признания в учете доходов будущих периодов в размере предъявленной неустойки не требуется.
Расчеты между администратором кассовых поступлений и администраторами доходов бюджета, осуществляющих отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет отражаются с применением счета 304 04 "Внутриведомственные расчеты" (п. 276 Инструкции N 157н, п. 109 Инструкции N 162н). Суммы средств, поступивших в доход бюджета от плательщиков, отражаются администраторами кассовых поступлений в бюджет по кредиту счета 0 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" с корреспонденцией по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами" (абзац тринадцатый п. 104 Инструкции N 162н).
При этом сумма расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформленных Извещениями (ф. 0504805), отражаются соответственно по кредиту счета 0 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет", соответствующего счета аналитического учета счетов 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" с корреспонденцией по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты", счета 0 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" (последний абзац п. 104 Инструкции N 162н).
Отметим, что положения абзаца девятого п. 109 Инструкции 162н допускают возможность учета расчетов у получателей бюджетных средств (администраторов доходов бюджета), осуществляющих отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, не только по дебету счета 0 303 05 830, но и по дебету счетов 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" в корреспонденции со счетом 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам". Однако положения Инструкции N 162н в настоящее время не содержат корреспонденций счетов, с применением которых соответствующие расчеты должны быть отражены у администратора кассовых поступлений в бюджет - в части операций по принятию дебиторской задолженности в сумме ожидаемых поступлений и по поступлению доходов на лицевой счет администратора кассовых поступлений.
Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения, осуществляющего отдельные полномочия администратора доходов, могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КДБ 1 209 41 56Х Кредит КДБ 1 401 10 141
- контрагентом предъявлено требование об уплате неустойки;
2. Дебет КДБ 1 304 04 141 Кредит КДБ 1 303 05 731
- отражена задолженность перед бюджетом в сумме доходов от удержания неустойки, в адрес администратора кассовых поступлений направлено Извещение (ф. 0504805);
3. Дебет КРБ 1 302 00 83Х Кредит КРБ 1 304 05 ХХХ
- отражено уменьшение обязательств перед контрагентом в сумме неустойки, перечисленной в доход бюджета;
4. Дебет КРБ 1 302 00 83Х Кредит КРБ 1 304 05 ХХХ
- произведена оплата контрагенту (за минусом суммы удержанной неустойки);
5. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КДБ 1 209 41 66Х
- на основании поступившего от администратора кассовых поступлений Извещения (ф. 0504805) отражено погашение дебиторской задолженности контрагента в размере удержанной неустойки при зачислении средств в доход бюджета.
В бюджетном учете администратора кассовых поступлений в соответствии с положениями Инструкции N 162н подлежат отражению бухгалтерские записи:
1. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КДБ 1 304 04 141
- на основании Извещения (ф. 0504805) принята к учету задолженность в сумме ожидаемых поступлений в доход бюджета;
2. Дебет КДБ 1 210 02 141 Кредит КДБ 1 303 05 731
- доходы в виде удержанной неустойки зачислены в бюджет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пожидаева Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
13 мая 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"