• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Суд ЕС и конституционные суды государств - членов Европейского союза в поисках конституционной идентичности (Т.А. Васильева, журнал "Труды Института государства и права РАН", N 2, март-апрель 2019 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Васильева Т.А. Суд ЕС и конституционные суды государств - членов Европейского союза в поисках конституционной идентичности


Т.А. Васильева - доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник, исполняющая обязанности заведующего сектором прав человека Института государства и права РАН


Проблема конституционной идентичности - одна из самых обсуждаемых в зарубежной юридической литературе, особенно в государствах - членах ЕС. Эта концепция нашла отражение в учредительных актах Союза и в практике Суда ЕС и органов конституционного контроля государств-членов. Именно к этой концепции обращаются государства, с тем чтобы легитимировать отказ от исполнения своих обязательств в рамках европейской интеграции или отклонение от общих для всех государств - членов Союза конституционных ценностей. Интерес к концепции конституционной идентичности существенного возрос в условиях кризисов - финансового кризиса 2008-2012 гг. и миграционного кризиса, связанного с массовым притоком беженцев из Африки и Ближнего Востока в 2015-2016 гг.

В праве ЕС концепции конституционной идентичности в определенной мере корреспондирует принцип уважения национальной идентичности государств - членов Союза. Закрепление данного принципа в учредительных актах ЕС привело к определенному смягчению подходов Суда ЕС в отношении соблюдения принципа верховенства права Союза. Положения об уважении национальной идентичности государств-членов были включены в Договор о Европейском союзе еще в 1992 г., однако "заработали" только после вступления в действие Лиссабонского договора, когда концепция национальной идентичности была наполнена реальным содержанием, включающим в том числе и особенности конституционного устройства государств-членов. В отличие от конституционных принципов, являющихся универсальными, национальная идентичность выражает специфику конкретного государства. Она допускает наличие у государства таких конституционных особенностей, которые при определенных обстоятельствах могут служить основанием для отступления от соблюдения обязательств в рамках Союза, не ставя под сомнение их легитимность. Национальная идентичность не является чем-то заранее предопределенным, она устанавливается в каждом случае, исходя из тех интересов, принципов и прав, которые затрагиваются в конкретном деле. Вместе с тем на сегодняшний день практика Суда ЕС в данном отношении еще слишком незначительна, чтобы можно было делать какие-то однозначные выводы.

Проверка соблюдения принципа уважения конституционной идентичности получает развитие и в практике конституционных судов государств - членов Союза, хотя определенную позицию в отношении содержания данной концепции высказали органы конституционного контроля лишь некоторых стран. Вместе с тем уже можно отметить определенные различия в подходах "старых" и "новых" членов ЕС в отношении взаимодействия европейского и национальных правопорядков, в правовой аргументации при рассмотрении вопросов, связанных с конституционной идентичностью. Поскольку решения институциональных структур ЕС могут быть реализованы только посредством действий национальных органов публичной власти, между Судом ЕС и национальными конституционными судами ведется постоянный диалог в целях взаимной адаптации национальных конституционных правопорядков и права ЕС.


Ключевые слова: Европейский союз, Суд ЕС, государства - члены ЕС, конституционная идентичность, принцип уважения национальной идентичности, органы конституционного контроля, диалог судов


Vasilieva T.A. The court of justice of the EU and constitutional courts of EU member states in search of constitutional identity


T.A. Vasilieva - Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, Chief Research Fellow, Acting Head of the Human Rights Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences.


The problem of constitutional identity is one of the most debatable in the Western legal papers & literature, especially, in EU Member States.

This concept was reflected in the constituent acts of the Union and in the practice of EU Court and constitutional review bodies of the EU Member States.

This particular concept is being addressed by the States in order to legitimize the withdrawal from fulfilling own commitments within the framework of the European integration or deviation from constitutional values common for all EU Member States.

The interest towards constitutional identity has dramatically grown amidst crises: financial crisis of 2008-2012 and migration crisis related to mass inflow of refugees from Africa and Middle East in 2015-2016.

In EU law, the concept of constitutional identity to a certain extent correlates with the principle of respect for national identity of EU Member States. The anchoring of this principle in EU constituent acts resulted in a certain mitigation of the Court of Justice approach towards the observance of the supremacy of EU law. The provisions regarding the respect for national identity of Member States were incorporated into the Treaty on European Union as far back as in 1992; however they became operative only following the enactment of the Lisbon Treaty where the concept of national identity was given a real meaning including, inter alia, the specifics of constitutional systems of Member States. As compared to constitutional principles standing as universal, the national identity expresses the specifics of a certain State. It allows a State to have such constitutional features that under certain circumstances may serve as a ground for deviation from meeting the commitments within EU without questioning their legitimacy. The national identity is not something predefined; it is established in each specific case proceeding from the interests, principles and laws addressed in a specific case. Nonetheless, for the time being the practice of the Court of Justice in this respect is too insignificant to make any clear-cut inferences.

The verification of compliance with the principle of respect for constitutional identity is further promoted in the practice of national constitutional courts, although constitutional review bodies of a few Member States outlined a clear standpoint in respect of the substance of the given concept. However, we can already note certain differences in the approaches of "old" and "new" EU Member States in respect of interfacing between the European and national rules of law and legal argumentation when reviewing the issues related to constitutional identity. Since the decisions of EU institutional structures can be implemented only through acts of national public authorities, the Court of Justice and national constitutional courts allow for ongoing dialogue aiming to ensure a mutual adaptation of the national constitutional rules of law and EU law.


Keywords: European Union, Court of Justice, EU Member States, constitutional identity, principle of respect for national identity, constitutional review bodies, judicial dialogue


Суд ЕС и конституционные суды государств - членов Европейского союза в поисках конституционной идентичности


Автор:


Т.А. Васильева - доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник, исполняющая обязанности заведующего сектором прав человека Института государства и права РАН


Журнал "Труды Института государства и права РАН", 2019, N 2