• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Международное право как мифология (В.Л. Толстых, журнал "Российский юридический журнал", N 2, март-апрель 2019 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Толстых В.Л. Международное право как мифология


В.Л. Толстых - ведущий научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, заведующий кафедрой международного права Новосибирского государственного университета (Новосибирск), доктор юридических наук


Международное право оперирует не только прескриптивными, но и дескриптивными идеями, которые описывают и объясняют реальность. Дескриптивные идеи искажают реальность и в связи с этим являются мифами. Мифологическая структура международного права состоит из пяти уровней: первый образуют идеи суверенитета и прав человека, второй - либеральные реформаторские идеи XIX в., третий - идея международного преступления, четвертый - неолиберальные идеи второй половины XX в., пятый - идея технологий. Эта структура по большей части совпадает со структурой внутреннего права, поскольку в основе теории международного права лежит внутренняя аналогия, согласно которой международный порядок, как и внутренний, является результатом договора между индивидами, стремящимися к безопасности. Правовые мифы часто формулируются частными лицами, которые действуют под влиянием личной ситуации, но претендуют на объективную оценку исторических фактов. Они обычно вводятся с целью разрешения острого политического кризиса, сопровождающегося обесцениванием старых идей. Правовой миф опирается на все три способа легитимации, но прежде всего на харизматическую легитимацию, которая состоит в апелляции к естественным законам. Негативное воздействие мифа осуществляется по нескольким направлениям: во-первых, миф формирует ограниченный и закрытый дискурс; во-вторых, порождает логические противоречия; в-третьих, разрушает социальную реальность; в-четвертых, является инструментом господства; в-пятых, отчуждает от экзистенции; в-шестых, сцепляется с другими мифами, образуя мифологическую структуру. Реальность сопротивляется воздействию мифа. Когда сопротивление достигает критического уровня, миф перестает справляться с функцией организации порядка и мифологическая структура вынужденно трансформируется. Данная трансформация означает не гибель мифа, а его мимикрию или формирование защитного мифа. Миф может быть разоблачен, хотя это является крайне сложной интеллектуальной задачей. Разоблачение не предполагает выхода из пространства мифа; человек, осознающий несовершенство мифа, остается привязанным к нему личной судьбой. Исходя из этого важно сконструировать институциональный уровень преодоления мифического.


Ключевые слова: познание, международное право, мифология, суверенитет, права человека, история права, политика


Tolstykh V. International law as a mythology


V. Tolstykh - leading researcher, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, head of the chair, Novosibirsk State University (Novosibirsk), doctor of legal sciences


International law uses not only prescriptive ideas, but also descriptive ideas that explain reality. Descriptive ideas distort reality and, therefore, they are myths. The mythological structure of international law consists of five levels: the first is formed by the ideas of sovereignty and human rights, the second - by the liberal reformist ideas of the 19th century, the third - by the idea of international crime, the fourth by the neo-liberal ideas of the second half of the 20th century, the fifth - by the idea of technologies. This structure coincides, for the most part, with the structure of internal law, since the theory of international law is based on the intrinsic analogy, according to which the international order, like the internal one, results from an agreement between individuals pursuing security. Legal myths are often formulated by individuals who act under the influence of a personal situation, but claim an objective assessment of historical facts. They are usually introduced in order to resolve an acute political crisis, accompanied by the depreciation of old ideas. The legal myth uses all three methods of legitimization - and, above all, the charismatic legitimization, which appeals to natural laws. The negative impact of myths is carried out in several ways: firstly, the myth forms limited and closed discourse; secondly, it generates logical contradictions; thirdly, it destroys social reality; fourthly, it is an instrument of domination; fifthly, it alienates from existence; sixthly, it interlocks with other myths and, thus, creates a mythological structure. Reality resists the impact of myths. When the resistance reaches a critical level, the myth isn't able to organize order anymore and the mythological structure is forcedly transformed. This transformation does not mean the death of myth, but its mimicry or the formation of a protective myth. The myth can be exposed, although this is an extremely sophisticated task. The exposure does not imply an exit from the myth space; a person who is aware of the imperfection of myths remains bound to them by his own fate. In this regard, it is important to design the institutional level of overcoming myths.


Key words: cognition, international law, mythology, sovereignty, human rights, history of law, politics


Международное право как мифология


Автор


В.Л. Толстых - ведущий научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, заведующий кафедрой международного права Новосибирского государственного университета (Новосибирск), доктор юридических наук


"Российский юридический журнал", 2019, N 2