Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 716663-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения подпункта "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 13 октября 2017 г. N Пр-2066 и поручения Президента Российской Федерации от 2 ноября 2017 г. N Пр-2236, а также является основой для реализации федерального проекта "Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности" (далее - федеральный проект), утвержденного Протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21 декабря 2018 г. N 3, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Законопроект направлен на качественные преобразования в области обращения с чрезвычайно опасными (I класс опасности) и высокоопасными отходами (II класс опасности) с целью создания современной системы управления такими отходами и обеспечения экологической безопасности при обращении с ними.
Законопроектом предусмотрено создание федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, соблюдение которой будет обязательным условием осуществления деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности для всех участников обращения с такими отходами, а также определение федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности (федеральный оператор), уполномоченного обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на всех стадиях их жизненного цикла.
Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности будет включать сведения об образовании отходов I и II классов опасности и обращении с ними, сведения об индивидуальных предпринимателях, юридических лицах, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, сведения об объектах, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности, а также схему потоков таких отходов от источников их образования до указанных объектов. Федеральную схему обращения с отходами I и II классов в соответствии с законопроектом утверждает Правительство Российской Федерации.
Федеральный оператор в соответствии с законопроектом утверждается Правительством Российской Федерации по предложению Госкорпорации "Росатом", за которой предложено закрепить полномочия по организации обращения с отходами I и II классов опасности с учетом успешного опыта реализации государственной политики в области обращения с радиоактивными отходами, а также наличия современных технологий комплексного обращения с чрезвычайно опасными отходами при развитой управленческой и производственной инфраструктуре.
Законопроектом предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы, вправе осуществлять их накопление, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение самостоятельно либо передавать их федеральному оператору.
Также предусмотрено в обязательном порядке включение в федеральную схему мощностей индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению отходов I и II классов опасности.
Плату за услуги в сфере обращения с отходами I и II классов опасности предлагается определять путем государственного тарифного регулирования.
Также законопроектом предусмотрено создание единой информационной системы учета и контроля отходов I и II классов опасности, которая позволит контролировать потоки движения отходов от источника их образования до места обработки, обезвреживания, утилизации или размещения, производить объективный учет количества и вида образующихся отходов, а также осуществлять иные действия по учету и контролю за обращением с отходами I и II классов опасности, что повысит прозрачность и легитимность рынка по обращению с опасными отходами. Оператором единой информационной системы учета и контроля отходов I и II классов опасности будет федеральный оператор.
С учетом необходимости введения переходного периода для участников рынка законопроектом предусмотрено начало работы федерального оператора через один календарный год после утверждения федеральной схемы, которое запланировано на 2020 год.
Законопроект также предусматривает:
установление особенностей обращения с отходами I и II классов опасности;
установление положений о взаимосвязи территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности в части состава информации;
дополнение перечня функций и полномочий Государственной корпорации "Росатом" полномочиями в области обращения с отходами I и II классов опасности (с сохранением существующего закрепления полномочий по контролю и надзору в указанной сфере за Федеральной службой по надзору в сфере природопользования).
Мероприятия по созданию федеральной схемы и единой информационной системы учета и контроля за обращением с отходами предусмотрены паспортом федерального проекта, а также включены в мероприятие 4.6 "Создание современной инфраструктуры по безопасному обращению с опасными отходами производства и потребления" подпрограммы 4 "Обеспечение исполнения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных полномочий и функций в установленной сфере деятельности" государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 506-12.
В этой связи принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
В соответствии с данными государственной статистики, в Российской Федерации ежегодно образуется порядка 350-400 тыс.тонн отходов I и II классов опасности.
В "Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. N 84-р, указано на необходимость внедрения неотложных мер по организации системы безопасного обращения с отходами I и II классов опасности, поскольку уровень использования и обезвреживания чрезвычайно опасных и высокоопасных отходов в Российской Федерации недостаточен.
В настоящее время в России отсутствуют отвечающие принципам наилучших доступных технологий центры по обработке, утилизации, обезвреживанию и безопасному размещению отходов I и II классов опасности, позволяющие осуществлять безопасное и эффективное обращение с широкой номенклатурой групп и видов отходов I и II классов опасности.
По предварительной оценке, капитальные вложения в создание типового производственно-технического комплекса по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности (далее - ПТК) производительностью порядка 50 тыс. тонн в год составляют порядка 5,2 млрд. руб. с НДС. Для обеспечения потребностей в обязательном обезвреживании (понижении класса опасности) ежегодно образующихся на территории Российской Федерации отходов I и II классов опасности потребуется создание 7 межрегиональных центров. Проектные мощности, локализация, перечень отходов, направляемых на конкретный ПТК, будут определяться федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности. Капитальные вложения в производственную инфраструктуру составят порядка 35,82 млрд. руб. с НДС. Создание инфраструктуры по обращению с отходами I и II классов опасности планируется, в том числе, за счет перепрофилирования имущественных комплексов объектов по уничтожению химического оружия (во исполнение подпункта "в" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 13 ноября 2017 г. N Пр-2066).
Законопроект направлен на создание комплексной системы обращения с отходами I и II классов опасности, включая реализацию мероприятий, предусмотренных федеральным проектом "Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I-II классов опасности" (далее - Федеральный проект), утвержденным на заседании проектного комитета по национальному проекту "Экология" (Протокол от 21 декабря 2018 г. N 3).
Федеральный проект реализуется в рамках мероприятия 4.6 "Создание современной инфраструктуры по безопасному обращению с опасными отходами производства и потребления" подпрограммы 4 "Обеспечение исполнения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных полномочий и функций в установленной сфере деятельности" государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 506-12 (далее - Госпрограмма РАЭПК).
Общий объем финансирования мероприятий Федерального проекта на период 2019 - 2024 гг. составляет 36 353,36 млн. руб., в том числе 17 726,72 млн. руб. - из средств федерального бюджета, 18 626,64 млн. руб. - из внебюджетных источников.
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" в рамках Госпрограммы РАЭПК утверждены бюджетные ассигнования в объеме 8 380,651 млн. руб. на следующие мероприятия:
30 000 тыс. руб. по КБК 725 06 05 22 4 G3 60325 811 - разработка, утверждение и введение в действие федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности;
502 950 тыс. руб. по КБК 725 06 05 22 4 G3 68750 811 - разработка, утверждение и ввод в эксплуатацию единой государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;
6 476 651 тыс. руб. по КБК 725 06 05 22 4 G3 08100 414 - перепрофилирование объектов по уничтожению химического оружия в межрегиональные производственно-технические комплексы по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности;
1 371 050 тыс. руб. по КБК 725 06 05 22 4 G3 08200 414 - реализация инфраструктурных проектов по созданию объектов обращения с отходами I и II классов опасности.
Для создания производственно-логистической инфраструктуры обращения с отходами I и II классов опасности также предполагается привлечение внебюджетных источников путем структурирования финансирования по проектам с использованием оптимальной комбинации источников финансирования (собственные средства Госкорпорации "Росатом" и федерального оператора, заемные средства, средства инвесторов, привлечение товарных кредитов, использование иных мер государственной поддержки). Конкретные источники финансирования, их структура и комбинация будут определяться на стадии проработки технико-экономического обоснования создания конкретного производственно-технического комплекса по обработке, утилизации и обезвреживания отходов I и II классов опасности.
Возврат инвестиций на создание производственно-логистической инфраструктуры обращения с отходами I и II классов опасности осуществляется за счет тарифов на услуги по обращению с отходами I и II классов опасности по регулируемым видам деятельности, компенсирующих затраты по всей технологической цепочке обращения с отходами I и II классов опасности от источника их образования до объекта обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, и осуществляется за счет хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются указанные отходы.
Это должно способствовать стимулированию отходообразователей к снижению объемов образовывающихся отходов, в том числе путем внедрения наилучших доступных технологий.
Тарифы на услуги федерального оператора предполагается формировать из следующих тарифных составляющих:
1) расходов на реализацию инвестиционной программы федерального оператора, включая создание и внедрение единой государственной информационной системы учета и контроля за обращением отходов I и II классов опасности;
2) нормы доходности на капитал, инвестированный федеральным оператором на создание инфраструктуры по обращению с отходами I и II классов опасности;
3) расходов на реализацию производственной программы федерального оператора;
4) административных расходов федерального оператора по обеспечению управления системой обращения с отходами I и II классов опасности в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности, включая расходы на эксплуатацию единой государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;
5) тарифов на услуги индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, привлекаемых федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности.
Порядок формирования и установления тарифов в сфере обращения с отходами I и II классов опасности будет учитывать планируемую к разработке и введению в действие на территории всех субъектов Российской Федерации федеральную схему по обращению с отходами I и II классов опасности, предусматривающую использование существующих производственных мощностей действующих индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на основании лицензий, а также объектов размещения отходов, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), организацию оптимальной логистики от источников образования отходов до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и размещения, создание отвечающих принципам наилучших доступных технологий межрегиональных центров по обращению с отходами I и II классов опасности.
Для обеспечения доступности услуг федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности бюджетным организациям разного уровня и снижения нагрузки на хозяйствующие субъекты, в целом, могут быть использованы механизмы возмещения затрат федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, аналогичные механизму возмещению затрат на обращение с радиоактивными отходами, за счет средств субсидий федерального бюджета.
Создание единой государственной системы по обращению с отходами I и II классов опасности позволит снизить бюджетную нагрузку за счет постепенного снижения количества мест несанкционированного размещения чрезвычайно опасных и высокоопасных отходов I и II классов опасности и объектов накопленного экологического вреда.
------------------------------
* Использованы сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП.
------------------------------
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
Принятие законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" потребует изменение и принятие следующих нормативных правовых актов.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований, которым должно соответствовать юридическое лицо, для определения его федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности".
Обоснование необходимости подготовки указанного нормативного проекта правового акта:
установление в законопроекте полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению требований, которым должно соответствовать юридическое лицо, для определения его федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
утвердить соответствующие требования, в том числе предусмотреть требования к материально-технической и иной инфраструктуре, необходимой для обеспечения и осуществления деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности.
Сроки подготовки - 2 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минприроды России, Госкорпорация "Росатом".
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении форм типовых договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности".
Обоснование необходимости подготовки указанного проекта нормативного правового акта:
установление в законопроекте полномочий Правительства Российской Федерации об утверждении форм типовых договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности по регулируемым видам деятельности в сфере обращения с отходами I и II классов опасности, заключаемых между индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, и между федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности и операторами по обращению с отходами I и II классов опасности.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
утвердить соответствующие формы типовых договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности по регулируемым видам деятельности в сфере обращения с отходами I и II классов опасности, заключаемых между индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, и между федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности и операторами по обращению с отходами I и II классов опасности.
Сроки подготовки - 2 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минприроды России, Госкорпорация "Росатом".
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка разработки, утверждения и изменения федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, требований к ее составу".
Обоснование необходимости подготовки указанного нормативного проекта правового акта:
установление в законопроекте полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению порядка разработки, утверждения и изменения федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, требований к ее составу.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
утвердить соответствующий порядок разработки, утверждения и изменения федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, требования к ее составу.
Сроки подготовки - 2 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минприроды России, Госкорпорация "Росатом".
4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о единой государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности".
Обоснование необходимости подготовки указанного нормативного проекта правового акта:
установление в законопроекте полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению положения о единой государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
утвердить соответствующее положение, устанавливающее порядок создания, модернизации и эксплуатации единой государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, а также состав информации для включения в указанную систему, формы, сроки и порядок предоставления такой информации.
Сроки подготовки - 2 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Госкорпорация "Росатом", Минприроды России, Минкомсвязь России.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130".
Обоснование необходимости подготовки указанного нормативного проекта правового акта:
установление в законопроекте положений о взаимосвязи территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности в части состава информации.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
предусмотреть основания и порядок корректировки территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в случае утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, если федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности предусматривается создание объектов, предназначенных для утилизации, обезвреживания, размещения отходов I и II классов опасности, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Сроки подготовки - 9 месяцев со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минприроды России, Минстрой России.
6. Постановление Правительства Российской Федерации "Об основах ценообразования и правилах регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности".
Обоснование необходимости подготовки указанного нормативного проекта правового акта:
установление в законопроекте положений о государственном регулировании тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности по регулируемым видам деятельности в сфере обращения с отходами I и II классов опасности.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
утвердить соответствующие основы ценообразования и правила регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности.
Сроки подготовки - 2 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - ФАС России, Госкорпорация "Росатом", Минприроды России.
7. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки указанного нормативного проекта правового акта:
установление в законопроекте положений, предусматривающих наделение Минприроды России полномочием по согласованию предлагаемого Росатомом для определения Правительством Российской Федерации федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности юридического лица.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
Сроки подготовки - 2 месяца со дня опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минприроды России, Минфин России, Госкорпорация "Росатом".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.