Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 717228-7 "О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее 436-ФЗ) дано широкое определение понятия "информационная продукция", к которой отнесены продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи. Таким образом, произведения литературы, киноискусства, театральные постановки, музыкальные произведения попали в разряд "информационной продукции". В связи с этим общими положениями закона N 436 регулируется и оборот шедевров Льва Толстого, и продажа "Экспресс-газеты", и показ кинофильмов Тарковского, и сайт знакомств в "Интернете".
Предусмотренное законом N 436-Ф3 не распространение его действия на оборот "информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества" на практике не реализовано, так как в законе не раскрываются критерии отнесения к такой информационной продукции.
Как следствие, в последнее время участились случаи неоднозначного и абсурдного правоприменения норм Федерального закона N 436-Ф3.
Формальное, механистическое следование букве закона N 436-Ф3 вылилось в маркировку издательствами классических произведений литературы знаком информационной продукции "18+", то есть запрещенной для детей. Быстрый поиск в "Интернете" показывает, что издательства классифицируют как запрещенные к распространению среди детей сборники стихов Маяковского, Есенина, Вознесенского, Высоцкого, Бродского, классические произведения Шолохова ("Поднятая целина"), Куприна ("Яма"), Солженицына ("Раковый корпус"), Набокова ("Лолита" и "Волшебник"), Бунина ("Темные аллеи"), Шаламова ("Колымские рассказы"), Искандера ("Сандро из Чегема"), Айтматова ("Плаха"), Приставкина ("Ночевала тучка золотая"), Рыбакова ("Дети Арбата"), Гроссмана ("Жизнь и судьба"), Астафьева ("Прокляты и убиты"), Довлатова ("Зона", "Заповедник", "Чемодан"), Пелевина ("Жизнь насекомых"). Все перечисленные произведения литературы, вместе с тем, включены в списки рекомендуемых произведений и авторов к примерной программе по литературе ("Примерная основная образовательная программа среднего общего образования", одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 г. N 2/16-з).
Новостные ленты пестрят провокативными заголовками: "Роскомнадзор запрещает детям читать Большой словарь русских поговорок" (МР7.ру, 30.03.2013 г.), "В Москве 15-летнему школьнику не продали книгу Виктора Гюго" (радио "Говорит Москва", 31.07.2016 г.), "В Екатеринбурге 17-летней девочке отказались продавать стихи Маяковского и Есенина" (Вести ФМ, 04.09.2018 г.), "Отлучение от книги" ("Новые Известия", 22.09.2018 г.), "18+: запрет на сцены насилия выходит боком. Возрастная маркировка мешает детям читать классику, но все же необходима для читателей "хрупкого возраста" ("Известия", 02.10.2018 г.).
Вынужденный отказ книготорговых сетей лицам, не достигшим совершеннолетия, в праве приобретения книг понятен - в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Аналогичная ситуация сложилась в кинематографе. Строгое следование административным регламентам при классификации информационной продукции, являющейся аудиовизуальными произведениями, привело к маркировке специально созданных для детей и подростков фильмов, в том числе за счет бюджетных средств, вполне взрослой классификацией "для детей, достигших возраста 16 лет" (например: "Спартак и Калашников", "14+"). Более того, маркировка произведений советского кинематографа привела к тому, что классические фильмы (такие как, например, "Человек-амфибия", "Дерсу Узала" и "Москва слезам не верит") и даже специально снятые для юношества фильмы ("Розыгрыш", "Дорогая Елена Сергеевна") получили возрастное ограничение "16+".
Декларируемый ожидаемый результат от реализации Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 г. N 2471-р формирование в Российской Федерации поколения молодых граждан, которые смогут свободно и самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве, создание новой медиасреды, обеспечивающей, в том числе, свободный доступ детей к историко-культурному наследию предшествующих поколений.
Искусственно ограничивать доступ детей к культурным ценностям и культурным благам, к произведениям литературы и искусства, произведениям кинематографа, посещению музеев, выставок - недопустимо!
Произведения литературы, в том числе включенные в список рекомендуемых произведений и авторов к примерной программе по литературе, произведения киноискусства, театральные постановки, музыкальные произведения не подлежат возрастному ограничению!
В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, при которой повесть Галины Щербаковой "Вам и не снилось" маркируется "18+" и продается по паспорту, а скандальные передачи общедоступного телевидения с обсуждением интимных подробностей личной жизни "звезд" демонстрируются в прайм-тайм, доступ к их просмотру детьми ограничен только родительским контролем.
В соответствии с 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется ее производителями, но из-за непрозрачных критериев отнесения к информации, запрещенной к распространению среди детей, или к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, разные издательства по разному трактуют возрастные ограничения для классических произведений литературы и искусства. Например, поиск в "Интернете" выдает, что "Крейцерова соната" Л.H. Толстого разными издательствами классифицируется как информационная продукция, рекомендованная для детей, достигших возраста двенадцати лет (12+), достигших возраста шестнадцати лет (16+), и даже как информационная продукция, запрещенная к распространению среди детей (18+).
После получения многочисленных обращений о неоднозначном правоприменении норм 436-ФЗ осенью 2018 года при Комитете по культуре была создана рабочая экспертная группа по совершенствованию законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к произведениям литературы и искусства (далее - рабочая экспертная группа), в состав которой вошли представители издательств, книготорговых предприятий, кинодистрибьюторов, представители федеральных органов исполнительной власти, эксперты.
11 декабря 2018 года в Государственной Думе по инициативе Комитета по культуре состоялся "круглый стол" на тему "О совершенствовании законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к произведениям литературы и искусства", к участию в котором были приглашены представители музеев, библиотек, театров, писатели, книгоиздатели, представители отечественной киноиндустрии, психологи, школьные педагоги и педагоги высших учебных заведений.
По итогам "круглого стола" рабочей экспертной группой была подготовлена законодательная инициатива, направленная на внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", уточняющие законодательные механизмы, регулирующие доступ детей к культурным ценностям и культурным благам.
Основы законодательства о культуре являются базовым законодательным актом в сфере культуры. Основы законодательства о культуре заложили принципы прав и свобод человека и гражданина в сфере культуры и государственные гарантии их реализации. Конституция Российский Федерации гарантирует каждому право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Законопроектом предлагается раскрыть данное конституционное право и предложить механизм его законодательной реализации: не допускается запрет или ограничение доступа к культурным ценностям и культурным благам, создаваемым и предоставляемым учреждениями культуры, осуществляющими создание, исполнение, показ и интерпретацию произведений литературы и искусства, за исключением случаев, когда такой запрет напрямую установлен законодательством Российской Федерации.
Законопроектом также предлагается не распространять действие 436-Ф3 на случаи использования произведений литературы и искусства, предоставление и распространение культурных ценностей и культурных благ музеями, выставочными залами, домами и дворцами культуры, клубами, парками культуры и отдыха, библиотеками, архивами, иными организациями культуры, осуществляющими создание, исполнение, показ и интерпретацию произведений литературы и искусства.
При этом особо предусматривается, что в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 5 Федерального закона N 436-ФЗ, оборот информационной продукции будет запрещен среди детей.
Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по определению критериев отнесения информационной продукции к информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. Данная информационная продукция должна быть точно определена в нормативных правовых актах, что позволит обеспечить прозрачность правовприменения закона N 436-ФЗ.
Законопроектом предлагается, что в случаях включения информационной продукции (произведений литературы) в примерные основные образовательные программы основного общего и основного среднего образования, такие произведения литературы не могут быть запрещены к распространению среди детей.
Также законопроектом предлагается, что без знака информационной продукции могут распространяться книги, рекомендуемые в соответствии с законодательством об образовании в примерных основных образовательных программах основного общего и основного среднего образования, а также фильмы, показ которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" без прокатного удостоверения.
В Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" предлагается внести дополнение, в соответствии с которым показ фильмов, осуществляемый без прокатного удостоверения, а также фильмов, созданных до 1991 года на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации, может осуществляться без предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-Ф3 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" классификации информационной продукции и присвоения знака информационной продукции. Действие данной нормы не будет распространяться на демонстрацию фильмов, показ которых осуществляется по телевидению в соответствии с ограничениями, предусмотренными Законом Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" и Федеральным законом N 436-ФЗ.
В целях нормативного закрепления рекомендательного характера классификации информационной продукции, за исключением случаев распространения информационной продукции, запрещенной для детей, законопроектом предлагается ограничить ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, распространением среди детей информации, запрещенной для распространения среди детей.
Принятие законопроекта позволит устранить факты откровенно абсурдного правоприменения закона N 436-ФЗ и полностью соответствует задачам государственной культурной политики по повышению гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам" не потребует принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.