Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
на проект федерального закона N 664487-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 664487-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1"О недрах" (далее - Закон о недрах), Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следующие изменения:
- введение понятия "отходы недропользования" и его определения вместо понятия "отходы добычи и связанных с ней перерабатывающих производств";
- уточнение прав и обязанностей недропользователя в отношении отходов недропользования (право осуществлять добычу полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, образовавшихся в результате выполнения работ на предоставленном участке недр, а также использовать указанные отходы для собственных производственных и технологических нужд; обязанность обеспечивать сохранность полезных ископаемых и полезных компонентов, содержащихся в отходах недропользования, образовавшихся в результате выполнения работ, на предоставленном участке недр);
- установление требования по предоставлению достоверных данных о полезных ископаемых и полезных компонентах, содержащихся в отходах недропользования, в органы государственной статистики;
- обязанность недропользователя осуществлять добычу полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования только при наличии соответствующего технического проекта;
- в случае, если отходы недропользования, образовавшиеся на представленном в пользование участке недр, размещены за границами данного участка, добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из указанных отходов допускается после изменения границ соответствующего участка недр, путем включения объектов хранения отходов недропользования в его границы;
- обязанность недропользователя по приведению участка недр, предоставленного в пользование, в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения и предотвращающее их негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду по истечении срока действия лицензии при ликвидации и консервации объектов хранения отходов недропользования, образованных на данном участке недр.
Кроме того, законопроектом предлагается в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, направленную на вовлечение отходов недропользования в освоение с целью добычи или извлечения полезных ископаемых и полезных компонентов установить при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициент 0 при размещении отходов недропользования, из которых осуществляется добыча полезных ископаемых и полезных компонентов в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, в течение срока фактического проведения работ в соответствии с указанной проектной документацией, начиная с года начала проведения таких работ.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает следующее.
По мнению авторов, представленный законопроект направлен, в том числе, на устранение терминологической несогласованности в законодательстве Российской Федерации о недрах и законодательстве Российской Федерации об отходах производства и потребления.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено понятие "утилизация отходов", которое включает в себя использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Следовательно, проектируемый в Закон о недрах термин "использование отходов недропользования" требует дополнительной проработки.
Кроме того, Комитет обращает внимание на возможную необходимость доработки данного законопроекта с учетом предлагаемых изменений в проектах федеральных законов N 631451-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и N 635567-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросам содержания лицензии на пользование недрами и внесения в нее изменений".
Также к законопроекту имеются замечания юридико-технического характера, которые могут быть учтены в процессе его подготовки ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 664487-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.