Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 724609-7 "О внесении изменения в статью 6.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2018 г. N АГ-П11-6435.
Законопроектом предусматривается отмена плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства.
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в ежегодных планах проведения плановых проверок должны быть указаны реквизиты проверяемых лиц, а также цели, места и сроки (не более 20 рабочих дней) их проведения, что с учетом отраслевой специфики, заключающейся в постоянной смене дислокации судов на промысле и погодных условий, не позволяет обеспечить проведение плановых проверок непосредственно в районах промысла.
При этом в соответствии со статьей 26.1 Закона N 294-ФЗ в проекты планов проведения плановых проверок Росрыболовством не включались предприятия, отнесенные к субъектам малого предпринимательства.
По информации Минсельхоза России, при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2016 году выявлено 5 нарушений законодательства Российской Федерации, в 2017 и 2018 годах нарушения не выявлены. Общая сумма административных штрафов, наложенных на должностных лиц в 2016 году, составила 2,5 тыс. рублей (все штрафы взысканы в полном объеме).
В морском промысле задействовано порядка 907 компаний и 2342 судна, подлежащих надзору. При этом в рамках проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки судов рыбопромыслового флота непосредственно в районах промысла при осуществлении рыболовства территориальными управлениями Росрыболовства в 2016 - 2018 годах не проводились, на 2019 год такие проверки не запланированы.
В качестве альтернативного механизма обеспечения безопасности мореплавания Росрыболовство будет применять внеплановые документарные и выездные проверки (по результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований) как ситуативные меры реагирования, а также делать акцент на организации и проведении мероприятий, предусмотренных статьей 8 Закона N 294-ФЗ, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, а также организацию и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, предусмотренных статьей 8.3 Закона N 294-ФЗ.
Использование риск-ориентированного подхода и указанных механизмов даст возможность наиболее эффективно осуществлять государственный надзор, не оказывая отрицательного влияния на деятельность рыбохозяйственной отрасли, при этом позволит достигнуть необходимого общего превентивного эффекта в отношении потенциальных (и фактических) нарушителей обязательных требований и одновременно позволит снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Кроме того, обеспечение безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1023 "О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения" и приказом Минсельхоза России от 28 апреля 2015 г. N 166 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1023 "О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения". На основании установленных процедур подтверждение соответствия как судов, так и судовладельцев требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов осуществляется на регулярной основе (ежегодно, а в случае выявления существенных нарушений, аварий или гибели судна - проводится дополнительная оценка соответствия), что также является более эффективным механизмом обеспечения безопасности мореплавания по сравнению с плановыми проверками юридических лиц, проводимыми не чаще чем 1 раз в 3 года.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не оказывает влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" не потребует увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти и не окажет влияния на доходы или расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По информации Минсельхоза России, территориальными управлениями Росрыболовства при осуществлении государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в 2016 году проведено 25 плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в 2017 году - 42 проверки, в 2018 году - 8 проверок. На 2019 год запланированы 52 проверки.
Финансовые затраты территориальных управлений Росрыболовства на проведение плановых проверок в 2016 году составили 0,95 млн. рублей, в 2017 году - 1,6 млн. рублей, в 2018 году - 0,35 млн. рублей. На 2019 год на обеспечение плановых проверок территориальными управлениями Росрыболовства планируется затратить порядка 1,9 млн. рублей.
В случае отмены требования по проведению плановых проверок высвободившийся объем средств будет направлен территориальными управлениями Росрыболовства на обеспечение иных мероприятий при осуществлении государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, в том числе на обеспечение осмотра, обследования судов рыбопромыслового флота, находящихся в районах промысла, в соответствии с плановыми (рейдовыми) заданиями.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" потребуется внесение изменений в Административный регламент Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, утвержденный приказом Минсельхоза России от 19 декабря 2013 г. N 489 (далее - Административный регламент).
Исполнитель - Минсельхоз России.
Срок принятия - IV квартал 2019 г.
Обоснование необходимости: реализация предлагаемых проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" решений предусматривает исключение административной процедуры проведения плановых проверок при осуществлении государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства.
Краткое описание: приведение Административного регламента в соответствие с федеральным законом "О внесении изменения в статью 6.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" в части исключения плановых проверок.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.