Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 679903-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения деятельности негосударственных пенсионных фондов", внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым, Д.С. Скривановым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 679903-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения деятельности негосударственных пенсионных фондов", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предусмотрено приведение в соответствие норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), устанавливающих особенности определения доходов и расходов негосударственных пенсионных фондов, в соответствие с последними изменениями, внесенными в Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ).
В частности, указанными изменениями установлено, что негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ) создается в организационно-правовой форме акционерного общества, при этом в срок до 1 января 2019 года все НПФ подлежат реорганизации из некоммерческих организаций в акционерные негосударственные пенсионные фонды или ликвидации. В этой связи устаревшая терминология статей 295 и 296 Налогового кодекса приводится в соответствие с терминологией, используемой в отраслевом законодательстве. Так термин, "имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда" заменяется термином "собственные средства фонда".
В соответствии с новой редакцией Федерального закона N 75-ФЗ изменена система вознаграждения НПФ и управляющих компаний по управлению средствами фондов - введены постоянная и переменная части вознаграждения. С учетом этих изменений уточняется перечень доходов, полученных от уставной деятельности фондов, а также перечень расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности НПФ. В частности, к доходам фонда, отнесено вознаграждение фонда, осуществляющего деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включая постоянную часть вознаграждения и переменную часть вознаграждения, а к расходам - вознаграждение управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений, включая постоянную часть вознаграждения и переменную часть вознаграждения, выплачиваемое фондом за счет собственных средств.
Кроме того, в соответствии с новой редакцией Федерального закона N 75-ФЗ изменен источник оплаты расходов, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений, источник ежегодных отчислений в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию, а также источник оплаты гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений. Таким образом, все расходы НПФ по управлению пенсионными накоплениями, за исключением необходимых расходов управляющих компаний, непосредственно связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений, оплачиваются за счет собственных средств фонд, что нашло отражение в новой редакции пункта 48.2 статьи 270 и пункта 3 статьи 296 Налогового кодекса.
Пунктом 15 статьи 25 Федерального закона N 75-ФЗ введена фидуциарная ответственность негосударственных пенсионных фондов и устанавливается порядок восполнения средств пенсионных накоплений и средств пенсионных резервов в результате нарушения условий управления средствами пенсионных резервов и организации инвестирования средств пенсионных накоплений. В связи с этим перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, перечисленных в статье 270 Налогового кодекса, дополняется средствами, направленными на восполнение объема средств пенсионных резервов или средств пенсионных накоплений на величину уменьшения средств или величину недополученного дохода негосударственного пенсионного фонда за счет собственных средств.
Статью 2 законопроекта, устанавливающую дату вступления федерального закона в силу, необходимо привести в соответствие с текущей календарной датой.
Учитывая, что рассматриваемый законопроект обеспечивает соответствие состава и источников доходов и расходов НПФ в целях исчисления налога на прибыль организаций составу и источникам, закрепленным отраслевым законодательством, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 679903-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения деятельности негосударственных пенсионных фондов".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.