Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 736455-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1 октября 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-Ф3 "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", создающий основу для регулирования отношений в рамках цифровой экономики. При этом развитие электронных форм передачи информации в рамках проходящих процессов цифровизации экономики затрагивают не только гражданско-правовые, но и другие виды отношений, в том числе трудовые.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предлагает ввести в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) положения о юридически значимых сообщениях.
Правила о юридически значимых сообщениях сейчас есть в ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно правилам ГК РФ юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. На практике это правило позволяет исключить гражданско-правовые споры о моменте возникновения, изменения и прекращения у лица соответствующих прав и обязанностей. В ТК РФ такой нормы нет, но юридически значимые сообщения и в трудовом правоотношении имеют большую практическую значимость как на стадии заключения трудового договора, так и в период его действия.
Юридически значимыми сообщениями являются любые акты взаимодействия между сторонами трудового договора, совершаемые ими в целях передачи определенной юридически значимой информации. Передача одной стороной трудового договора другой стороне сообщения любого содержания (заявление, уведомление, обращение, разрешение, требование и т.д.) влечет соответствующее юридическое последствие, предусмотренное трудовым законодательством. Отсутствие в ТК РФ правил, определяющих порядок доставки юридически значимых сообщений, в том числе в случаях, когда такие сообщения направляются не в виде бумажного документа, создает опасную для трудового правоотношения неопределенность.
Новой статьей 15.1 ТК РФ предложено закрепить общие положения о юридически значимых сообщениях, в том числе по вопросу об их форме. Поскольку сейчас активно внедряются в практику взаимодействия сторон трудового правоотношения новые способы коммуникации, то в законопроектом предлагается установить, что обмен сообщениями может быть произведен не только в личном присутствии в одном месте работника и работодателя или при направлении сообщения стороне трудового договора в виде бумажного документа с использованием почтовой связи, но также и с использованием электронных или иных технических средств.
В связи с тем, что работодатель является экономически более сильной стороной трудового договора, и имеет возможности навязать работнику условия трудового договора о юридически значимых сообщениях, которые могут каким-то образом ущемить или умалять права работника, то для такого случая статья 15.1 ТК РФ вводит специальное правило, в соответствии с которым правила о юридически значимых сообщениях, содержащиеся в трудовом договоре (а равно и в локальном нормативном акте, коллективном договоре или соглашении), не должны ухудшать положение работника по сравнению с правилами, установленными Кодексом.
Законопроект регулирует два важных вопроса, касающиеся доставки юридически значимого сообщения.
Во-первых, вопрос о моменте, с которого юридически значимое сообщение влечет юридические последствия. Таким моментом является момент доставки сообщения адресату. Иными словами, сообщение влечет юридические последствия с момента, когда адресат получил возможность ознакомиться с содержанием сообщения.
Во-вторых, предлагает устанавливать отправителя любым способом, позволяющим достоверно определить лицо, отправившее сообщение. Таким способом может быть, например, предварительное указание в трудовом договоре адресов сторон (в том числе адресов электронной почты) для обмена сообщениями. Также способом может выступить использование электронной цифровой подписи (простого сочетания логина и пароля или усиленной квалифицированной подписи), позволяющей достоверно установить отправителя.
При этом законопроект предлагает предоставить работнику возможность в одностороннем порядке отказаться от условия об обмене юридически значимыми сообщениями в электронной форме в любой момент после заключения трудового договора, поскольку не все работники могут или желают пользоваться различными электронными устройствами для приема таких сообщений.
Еще одной важной новеллой законопроекта являются поправки в статью 67 ТК РФ, согласно которым трудовой договор может быть заключен в том числе и путем обмена документами и информацией в иной форме посредством электронных и иных технических средств. Трудовые договоры и сейчас нередко заключаются путем обмена сторонами по электронной почте отсканированными документами, содержащими образы подписей сторон, однако ввиду отсутствия прямого указания в ТК РФ на возможность использования электронных и иных технических средств в судебной практике наблюдается различие в подходах к признанию таких договоров заключенными.
В целях предотвращения возможных злоупотреблений при ведении переговоров о заключении трудового договора путем обмена юридически значимыми сообщениями законопроектом предусмотрена обязанность работника и работодателя вести себя добросовестно, в том числе не вступать в переговоры о заключении трудового договора при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной (поправка в статью 64 ТК РФ).
Принятие данного законопроекта позволит разрешить вопросы, возникающие в правоприменительной (в том числе - в судебной) практике, связанные с обменом юридически значимыми сообщениями между сторонами трудового правоотношения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Введение в действие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребуется внесение изменений в иные акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.