Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 729918-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на разрешение ряда проблем нормативно-правового регулирования, без преодоления которых государственная охрана объектов культурного наследия на водных объектах полностью или по большей части неосуществима.
1. В силу положений части 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации внутренние воды и территориальное море не входят в территорию субъекта Российской Федерации. В связи с этим субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в пределах указанных акваторий при отсутствии специального федерального закона, определяющего их полномочия за пределами береговой линии. Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" "полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территория которых примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, по вопросам использования природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, деятельности на особо охраняемых природных территориях, а также охраны памятников истории и культуры, памятников природы определяются федеральными законами". Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", определяющий полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не оговаривает их полномочий в данной сфере за пределами своих территорий, в том числе в вышеуказанных акваториях. При этом в силу положений статей 9.1, 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации осуществляют полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия как регионального, так и федерального значения; за субъектами Российской Федерации закреплены полномочия в области выявленных объектов культурного наследия.
Законопроект предусматривает наделение субъектов Российской Федерации полномочиями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в пределах внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации в объеме, соответствующем объему полномочий субъекта Российской Федерации на его территории, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом для осуществления охраны внутренних морских вод, территориального моря и их природных ресурсов в целях их сохранения и оптимального использования, защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации.
2. В связи с необходимостью обеспечения сохранности объектов культурного наследия, находящихся на водных объектах, представляется необходимым дополнить подпункт 1.1. пункта 3 статьи 20.2. Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" указанием на направление сведений государственного кадастра недвижимости о территориях и защитных зонах объектов культурного наследия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение государственного водного реестра.
3. Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территория которых примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, по вопросам использования природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, деятельности на особо охраняемых природных территориях, а также охраны памятников истории и культуры, памятников природы определяются федеральными законами". Однако к настоящему времени нормативная база для делимитации внутренних морских вод и территориального моря, к которым "примыкает" территория субъекта Российской Федерации отсутствует. Представляется, что правила разграничения зон ответственности субъектов Российской Федерации должны быть оговорены в Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Законопроект предусматривает включение в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" новой статьи 41.1, определяющей, что разграничение акваторий внутренних морских вод и территориального моря, в пределах которых осуществляются определенные пунктом 3 статьи 20 и пунктом 2 статьи 39 настоящего Федерального закона полномочия каждого из субъектов Российской Федерации, территория которого примыкает к внутренним морским водам и (или) территориальному морю, осуществляется Правительством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статьи 41.1" следует читать "статьи 31.1"
4. Настоящим проектом федерального закона вносятся дополнения в Водный кодекс Российской Федерации, уточняющие порядок использования водного объекта для целей производства археологических полевых работ.
5. Законопроект предусматривает внесение в Водный кодекс Российской Федерации положений, уточняющих перечень сведений, включаемых в государственный водный реестр. Исходя из требований актов смежного законодательства, в государственный водный реестр, должны, в том числе включаться сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (под которыми подразумеваются защитные зоны и зоны охраны объектов культурного наследия), а также о территориях объектов культурного наследия.
6. Существенным недостатком Водного кодекса Российской Федерации является то, что в нем не оговорена ответственность водопользователей за обеспечение сохранности объектов культурного наследия, подвергающихся опасности разрушения в результате их хозяйственной деятельности. В связи с этим предлагается внести в Водный кодекс Российской Федерации соответствующие поправки, определяющие ответственность водопользователя в части предотвращения негативного воздействия вод.
7. Проектом федерального закона предусматривается внесение в Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" поправок, дополняющих Федеральный закон нормами, посвященными обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в части предотвращения причинения вреда объектам культурного наследия.
8. Проект федерального закона предполагает дополнить текст Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации нормами, гарантирующими учет требований, обеспечивающих сохранность объектов культурного наследия при осуществлении деятельности администраций бассейнов внутренних водных путей, хозяйствующих субъектов на внутренних водных путях Российской Федерации.
Законопроект прошел обсуждение и был поддержан в рамках организованного Комитетом по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации круглого стола "Законодательное регулирование подводного археологического наследия" (Севастополь, 17.09.2018), круглого стола "Подводное культурное наследие" Санкт-Петербургского международного культурного форума (17.11.2018), а также решением Научного комитета по управлению археологическим наследием Национального комитета ИКОМОС, Россия.
В июне 2018 года настоящий законопроект в качестве проекта законодательной инициативы N 7-578 был представлен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в Совет законодателей Российской Федерации. В ходе рассмотрения проекта законодательной инициативы в Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по вопросам социальной политики были получены отзывы от Министерства природных ресурсов и экологии, Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту и строительству, Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по культуре, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, а также заключения Правового управления Государственной Думы и Правового управления Аппарата Совета Федерации. С учетом указанных отзывов и заключений Комиссия Совета законодателей Российской Федерации по вопросам социальной политики рекомендовала доработать законопроект и внести его на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (решение от 04.10.2018).
Замечания, содержащиеся в отзывах и заключениях, полученных в ходе рассмотрения проекта законодательной инициативы, были учтены при подготовке настоящей редакции законопроекта в 2018 - 2019 гг.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах" (далее - законопроект) потребует принятия:
постановления Правительства Российской Федерации о разграничении акваторий внутренних морских вод и территориального моря, в пределах которых осуществляются определенные пунктом 3 статьи 20 и пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" полномочия каждого из субъектов Российской Федерации, территория которого примыкает к внутренним морским водам и (или) территориальному морю;
постановления Правительства Российской Федерации о внесении дополнений в постановление Правительства РФ от 28.04.2007 N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" в части информационного взаимодействия при учете сведений о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия и территориях объектов культурного наследия;
приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о внесении изменений в Типовые правила использования водохранилищ, утвержденные приказом Минприроды России от 24 августа 2010 года N 330, в части обеспечения сохранности объектов культурного наследия, подвергающихся негативному воздействию вод по вине собственника гидротехнического сооружения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.