Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 735006-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации подпункта "в" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2017 г. N Пр-140ГС, данного по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 27 декабря 2016 г.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", касающиеся отнесения информации о состоянии окружающей среды к общедоступной информации, к которой не может быть ограничен доступ граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Положения законопроекта, в том числе в части используемой терминологии, соотнесены со статьей 42 Конституции Российской Федерации, которой установлено право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Одновременно вносятся корреспондирующие изменения в Закон Российской Федерации "О государственной тайне" и в Федеральный закон "О коммерческой тайне" в целях приведения используемой в них терминологии в соответствие с законопроектом.
Использование в законопроекте термина "информация о состоянии окружающей среды", а не "экологическая информация", предусмотренного в указанном поручении Президента Российской Федерации, обусловлено необходимостью исключения введения в законодательство неизвестного российскому праву нового "родового" понятия.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Закон N 113-ФЗ) под информацией о состоянии окружающей среды, ее загрязнении понимаются сведения (данные), полученные в результате долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.
Законопроектом предусматривается, что информация о состоянии окружающей среды, обладателем которой являются государственные органы и органы местного самоуправления, предоставляется в порядке, установленном Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, законами могут устанавливаться особенности представления отдельных видов информации, и в статье 17 Закона N 113-ФЗ такие особенности и отражены.
Доступность к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе информации о состоянии окружающей среды, обладателем которой они являются, не исключает платность отдельных видов информации.
В соответствии со статьей 22 Закона N 8-ФЗ в случае предоставления информации по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством Российской Федерации объем информации, предоставляемой на бесплатной основе, за такую информацию взимается плата.
Правила взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 860.
Статьей 6 Закона N 8-ФЗ определены способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. С учетом указанной статьи законопроектом установлен доступ к информации о состоянии окружающей среды посредством любого из следующих механизмов:
по запросам граждан, юридических лиц, общественных объединений в порядке, установленном Законом N 8-ФЗ (в данном случае заинтересованному лицу в 30-дневный срок соответствующими органами будет предоставляться запрашиваемая информация, имеющаяся в их распоряжении);
в форме открытых данных, размещаемых органами государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в соответствии со статьей 14 Закона N 8-ФЗ перечни информации о деятельности государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждаются Правительством Российской Федерации).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 1187-р утвержден перечень общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных.
Порядок обеспечения доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 583.
Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, установлены статьей 20 Закона N 8-ФЗ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не окажет влияния на доходы и (или) расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.