Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
от 29 мая 2019 г.
на проект федерального закона N 658686-7 "О внесении изменения в статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации"
(о наличии в градостроительном регламенте минимальных и максимальных размеров земельных участков),
внесённому Государственным Собранием - Курултай Республики Башкортостан
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 658686-7 "О внесении изменения в статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации" (о наличии в градостроительном регламенте минимальных и максимальных размеров земельных участков), внесённый Государственным Собранием - Курултай Республики Башкортостан (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предусматриваются изменения в пункт 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации в части вопросов, касающихся порядка определения предельных размеров земельных участков.
Согласно пояснительной записке данное изменение требуется в связи с наличием неоднозначности в формулировках Земельного кодекса и Градостроительного кодекса. Так, в соответствии с частью 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Между тем в соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент предполагает установление предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.
Законопроект предлагает использовать формулировку "предельные (максимальные и (или) минимальные)" в пункте 1 статьи 11 Земельного кодекса по аналогии с Градостроительным кодексом.
По мнению Комитета, инициатива не может быть поддержана с учётом следующего.
Пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации регулируются вопросы установления градостроительными регламентами предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Таким образом, в Земельном кодексе Российской Федерации прослеживается системный подход к установлению предельных размеров земельных участков, на которые распространяется градостроительный регламент, а также земельных участков на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются. Законопроект приведёт к бессистемности установления требований к предельным размерам земельных участков для различных территорий, поскольку изменения в пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации законопроектом не предусматриваются.
Учитывая изложенное, обозначенные в пояснительной записке к законопроекту проблемы целесообразнее решить иным способом.
В этой связи необходимо также учесть, что системное решение обозначенной проблемы отражено в тексте проекта федерального закона N 496293-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешённого использования земельных участков)" (далее - проект федерального закона N 496293-7), который внесён в Государственную думу Правительством Российской Федерации и принят в первом чтении 9 октября 2018 года. Указанным проектом федерального закона вносятся изменения, в частности, в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которым градостроительный регламент должен содержать требования к предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков.
При этом проект федерального закона N 496293-7 содержит более системные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы в части регулирования содержания регламентов территорий: как градостроительного, так и иных регламентов, в том числе, в части определения предельных размеров земельных участков.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 658686-7 "О внесении изменения в статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации" (о наличии в градостроительном регламенте минимальных и максимальных размеров земельных участков), внесённый Государственным Собранием - Курултай Республики Башкортостан, при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.