Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 739148-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в части взыскания исполнительского сбора при самостоятельном урегулировании спора его сторонами путем заключения мирового соглашения, отступного или иного не противоречащего действующему законодательству соглашения, прекращающего обязательство и влекущего прекращение исполнительного производства.
Помимо этого, законопроект запрещает обращать взыскание на выплаты социального характера, в том числе социальные доплаты к пенсии, субсидии, выплаты инвалидам и средства иной государственной социальной помощи, а также на пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии по старости, страховые пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительные пенсии, пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", срочные пенсионные выплаты.
Изменения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" вносятся в соответствии с тем, что исполнительский сбор является специальной мерой публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации взыскание исполнительского сбора должно производиться с соблюдением установленных Конституцией Российской Федерации принципов справедливости наказания.
26.12.2018 года Президиум Верховного Суда РФ в своем Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 указал, что обязанность добровольного исполнения требования исполнительного документа не может противопоставляться праву сторон исполнительного производства на урегулирование спора на основе взаимных уступок путем заключения мирового соглашения, отступного или иного соглашения об урегулировании спора. Иное бы означало, что исполнительский сбор взимается вопреки взаимным интересам взыскателя и должника, а также вопреки публично-правовой цели этой меры ответственности.
В свою очередь Конституционный Суд РФ определил, что исполнительский сбор представляет собой меру штрафного характера, а не обязанностью возмещения расходов по совершению исполнительных действий (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2008 N 419-0-П).
Таким образом, если требование исполнительного документа не исполнено в связи с реализацией законного права на урегулирование спора посредством заключения мирового соглашения, отступного или иного соглашения, прекращающего исполнительное производство, такое поведение должника не может расцениваться как нарушающее законодательство об исполнительном производстве и, соответственно, не может наказываться взысканием штрафа. Взыскание исполнительского сбора в этом случае не отвечает принципам справедливости наказания, поскольку приводит к возложению денежного взыскания на добросовестного участника гражданского оборота.
1. В связи с этим законопроектом предлагается внести изменение в закон "Об исполнительном производстве" о том, что в случае прекращения исполнительного производства в связи с реализацией законного права должника на урегулирование спора посредством заключения мирового соглашения, отступного или иного соглашения, исполнительский сбор, как мера публично-правового порицания за нарушение срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не взыскивается (Определение ВС РФ N 305-ЭС18-476, п. 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утв. Президиумом Верховного Суда РФ).
2. Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации составляет систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки и защиты инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены денежные выплаты, входящие в материальное обеспечение инвалидов. Несмотря на то, что данные выплаты устанавливаются и выплачиваются территориальным органом Пенсионного фонда РФ (преамбула, ст. 2 и 27, ч. 5 ст. 28.1) пенсией они не являются.
В связи с изложенным, законопроектом устанавливается прямой запрет на обращение взыскания на ежемесячные денежные выплаты инвалидам и детям-инвалидам (Кассационное Определение Верховного суда РФ от 16 мая 2018 г. N 16-КГ18-10), а также на социальные доплаты к пенсии, субсидии и средства иной государственной социальной помощи, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
3. Законопроектом вводится запрет обращения взыскания на пенсии, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии по старости, страховые пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительные пенсии, пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", срочные пенсионные выплаты.
По обязательствам о возмещении ущерба, причиненного преступлением, об уплате административного, судебного штрафа или штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления, иным требованиям по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, а также об уплате задолженности, возникшей из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, вышеперечисленные ограничения по обращению взыскания не применяются.
4. Поскольку применение мер публично-правовой ответственности в отношении физических лиц носит индивидуальный персонифицированный характер, постановление о взыскании исполнительского сбора не подлежит исполнению правопреемником должника-гражданина (п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50).
Данный проект федерального закона направлен на изменение порядка наложения денежного взыскания в виде исполнительского сбора в случаях примирения сторон, заключения мирового соглашения и/или иных соглашений, прекращающих основное обязательство, а также защищает права и законные интересы пенсионеров, инвалидов, лиц, получающих социальные выплаты, в ходе осуществления исполнительного производства и запрещает обращать взыскание на пенсии, выплаты социального характера, в том числе выплаты инвалидам и иным участникам исполнительного производства.
Законопроект вносит корреспондирующие изменения во взаимосвязанные федеральные законы N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года, N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, а также Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Законопроект предусматривает вступление в силу с 01 июня 2020 года, так как в эту дату начинает действовать Федеральный закон от 21.02.2019 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", в соответствии с которым банки или иные кредитные организации, осуществляющие обслуживание счетов должника, обязаны исполнять содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учетом ограничений, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерацию) не потребует дополнительных финансовых расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.