Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 745093-7 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Кодекс, законопроект) разработан в целях приведения отдельных положений Кодекса в соответствие с Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", которым предусматривается поэтапное повышение возраста, по достижении которого возникает право на получение пенсии.
До внесения указанных изменений в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
С учетом этих положений аналогичный возраст установлен в ряде статей Кодекса, предусматривающих возрастные ограничения и требования для осужденных к лишению свободы при применении положений, регламентирующих привлечение их к труду (в том числе без оплаты труда), увеличение ежегодного оплачиваемого отпуска, размер зачисляемых на лицевой счет осужденных заработной платы, пенсии или иных доходов, прохождение профессионального обучения или получение среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих, направление освобождаемых осужденных в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме.
Формулировки, предусмотренные законопроектом, и отсутствие указания на конкретный возраст, по достижении которого в отношении осужденных могут применяться определенные нормы Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", позволяют им реализовать право на пенсионное обеспечение, в том числе досрочное.
С учетом изложенного законопроект не лишает осужденных наряду с другими гражданами права получать страховую пенсию по старости или иную пенсию, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Также законопроектом предусматривается увеличение возраста, по достижении которого у осужденных возникает право по их желанию и при отсутствии медицинских противопоказаний на прохождение соответствующего профессионального обучения или получение среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
При этом частью первой статьи 108 Кодекса установлена общая норма, предусматривающая организацию в исправительных учреждениях обязательного профессионального обучения осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, получение ими среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Таким образом, с учетом части первой статьи 108 Кодекса до наступления возраста, по достижении которого возникает право на получение страховой пенсии по старости, все осужденные, не имеющие профессии (специальности), по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, обязаны пройти данное профессиональное обучение или получить среднее профессиональное образование, в то время как при достижении указанного возраста это становится их правом.
Кроме того, предлагаемые изменения корреспондируются со статьей 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", которой предусмотрено, что профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) при условии обращения граждан указанной категории в органы службы занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта, трудовой книжки или документов их заменяющих, и документа, подтверждающего назначение страховой пенсии по старости.
Законопроектом предлагается также внести изменения в часть третью статьи 180 Кодекса, в соответствии с которой осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме.
При этом порядок признания гражданина нуждающимися в социальном обслуживании устанавливается Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Так, согласно пункту 1 части первой статьи 15 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе при полной или частичной утрате способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо заявление или обращение, переданное в рамках межведомственного взаимодействия.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических и других последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" потребует внесения изменений:
1) в приказы Минюста России:
а) от 30 декабря 2005 г. N 262 "Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы";
б) от 13 января 2006 г. N 2 "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы";
в) от 30 августа 2006 г. N 270 "Об утверждении формы статистической отчетности "4 ПО-ИУ" и инструкции по ее заполнению";
г) от 7 мая 2013 г. N 67 "Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы";
д) от 16 декабря 2016 г. N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений".
Исполнитель - Минюст России;
2) в приказы ФСИН России:
а) от 2 февраля 2011 г. N 51 "Об утверждении формы статистической отчетности 00-2 "Отчет о начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке осужденных, отбывающих наказания в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы", инструкции по ее заполнению и представлению";
б) от 1 августа 2014 г. N 398 "Об утверждении формы статистической отчетности ФСИН-1 "Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы" и инструкции по ее заполнению и представлению";
в) от 16 октября 2018 г. N 961 "Об утверждении формы статистической отчетности ОТАО "Отчет о трудовой адаптации осужденных" и инструкции по ее заполнению и представлению".
Исполнитель - ФСИН России.
Срок подготовки указанных проектов нормативных правовых актов - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.