Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 748744-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - законопроект) разработан в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде)" в целях реализации федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", предусматривающие введение с 1 января 2020 г. обязанности работодателя (страхователя) представлять в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц.
Для этих целей согласно законопроекту индивидуальный лицевой счет дополняется разделом "Сведения о трудовой деятельности", содержащим сведения о месте работы, выполняемой работе и ее периодах (сведения о приеме на работу, наименование должности (работы), специальности, профессии с указанием (при наличии) квалификации (разряда, класса, категории, уровня квалификации), сведения о переводах на другую работу, об увольнении и основаниях прекращения трудового договора, данные соответствующих документов, являющихся основаниями для оформления указанных трудовых отношений).
Сведения о трудовой деятельности представляются работодателями начиная с 1 января 2020 г. ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Начиная с 1 января 2021 г. данные сведения в случаях приема на работу или увольнения представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.
Работодатели с численностью работающих у них за предшествующий отчетный период - месяц:
25 и более лиц представляют сведения о трудовой деятельности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
менее 25 лиц могут представлять на бумажном носителе.
Формирование сведений о трудовой деятельности застрахованного лица в форме электронного документа осуществляется работодателями с использованием своих программно-технических средств либо с использованием электронного сервиса, предоставляемого для этих целей ПФР на безвозмездной основе.
С учетом того, что сведения о трудовой деятельности являются составной частью индивидуального лицевого счета застрахованного лица, они подлежат хранению в соответствии с порядком хранения, предусмотренным Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" для индивидуального лицевого счета, в течение всей жизни застрахованного лица.
Также законопроектом предусматривается, что за непредставление в установленный срок либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности работодатель (его должностное лицо) несет административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом устанавливаются полномочия ПФР по передаче информации о данных правонарушениях в Роструд в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В этих целях проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений", разработанным в пакете с настоящим законопроектом, предусматривается установление с 1 января 2020 г. административной ответственности в виде предупреждения должностных лиц за соответствующие нарушения в случае их неоднократного совершения в течение года.
Законопроект не затрагивает отношений, связанных с реализацией Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не потребует дополнительных финансовых затрат за счет федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
По экспертным оценкам, дополнительных расходов работодателей также не потребуется в связи с тем, что существующие у работодателей технические возможности по ведению кадрового документооборота позволяют формировать и передавать в автоматизированном режиме предусмотренные законопроектом сведения о трудовой деятельности в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации, а формат таких сведений законопроектом практически не изменяется.
Кроме того, ведение сведений о трудовой деятельности в электронном виде позволит снизить издержки работодателей, связанные с ведением и хранением трудовых книжек на бумажном носителе.
Так, по экспертным оценкам, экономия средств от ведения сведений о трудовой деятельности только в электронном виде в отношении 5 процентов работников, или 2,9 млн. человек, может составить в 2021 году около 0,5 млрд. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.