Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 720845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел представленный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 720845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон " О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета)" (далее - законопроект) в части финансирования образования и науки и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 459-ФЗ) в части показателей, утвержденных на 2019 год. Показатели на плановый период 2020 и 2021 годов не изменяются.
Законопроект подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2019 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2019 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2019 году.
Законопроект предусматривает увеличение общего объема доходов на 205,6 млрд. рублей. При этом поступление нефтегазовых доходов уменьшается на 58,7 млрд. рублей, а ненефтегазовых доходов увеличивается на 264,3 млрд. рублей.
На фоне изменения показателей социально-экономического развития поступления доходов федерального бюджета в I квартале 2019 года превысили показатели предыдущего года, и по ряду доходных источников отклонились от объемов поступлений в 2019 году, положенных в основу Федерального закона N 459-ФЗ.
По итогам I квартала текущего года, доходы федерального бюджета выросли в номинальном выражении на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом нефтегазовые доходы увеличились на 7,2%, ненефтегазовые доходы - на 17,1% (преимущественно в связи с ростом поступлений основных налогов).
Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в 2019 году ожидается в объеме 8 239 499,4 млн. рублей (7,6% к ВВП), что на 58 749,5 млн. рублей или на 0,7% меньше суммы, учтенной в Федеральном законе N 459-ФЗ.
Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть 41,6 доллара за баррель, и составят 5 062 514,6 млн. рублей, что на 133 444,2 млн. рублей или на 2,7% больше суммы, учтенной при формировании Федерального закона N 459-ФЗ, что обусловлено прогнозируемым ростом курса доллара США по отношению к рублю, а также изменением прогноза объемов добычи и экспорта углеводородного сырья и нефтепродуктов. Дополнительные нефтегазовые доходы оцениваются в сумме 3 176 984,8 млн. рублей, что на 192 193,7 млн. рублей меньше суммы, учтенной в Федеральном законе N 459-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 457-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году" закреплены особенности использования в 2019 году остатков средств федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из субъектов Российской Федерации на начало 2019 года для возможности направления их на увеличение резервного фонда Правительства Российской Федерации путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в 2019 году.
Во исполнение указания Президента Российской Федерации о сохранении для Российского научного фонда особого статуса имущественного взноса Российской Федерации в форме субсидии из федерального бюджета (без казначейского сопровождения и применения требования о возврате неиспользованной в текущем финансовом году части субсидий в доход федерального бюджета) законопроектом предлагается внести уточнение, согласно которому по решению Правительства Российской Федерации на социально ориентированные некоммерческие организации, в число которых входит Российский научный фонд как организация, осуществляющая деятельность в области науки, может не распространяться требование о необходимости возврата в доходы федерального бюджета остатков предоставленных им из федерального бюджета средств. Ввиду того, что указанная организация относится к социально-ориентированным некоммерческим организациям, требование о казначейском сопровождении не распространяется на предоставляемые ей средства.
В соответствии с "бюджетным правилом" законопроектом предусматривается увеличение в 2019 году общего объема расходов федерального бюджета на 256 464,8 млн. рублей за счет соответствующего увеличения поступления ненефтегазовых доходов.
В таблице 1 представлена информация об изменении бюджетных ассигнований в разрезе государственных программ Российской Федерации в социальной сфере.
Таблица 1
млн. рублей | |||||
Наименование показателя |
ГП |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
Справочно: Кассовое исполнение на 1 мая 2019 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 3 + 4 |
6 |
ВСЕГО |
|
13 501 966,0 |
206 677,9 |
13 708 643,9 |
4 351 860,0 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" |
01 |
506 118,6 |
13 311,8 |
519 430,4 |
183 127,1 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" |
02 |
199 657,4 |
3 072,0 |
202 729,4 |
29 999,9 |
Государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
03 |
1 376 055,5 |
4 765,1 |
1 380 820,6 |
525 011,0 |
Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" |
04 |
53 799,2 |
635,2 |
54 434,4 |
13 675,8 |
Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения" |
07 |
65 510,7 |
1,2 |
65 512,0 |
17 759,0 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" |
11 |
128 224,8 |
-174,7 |
128 050,1 |
32 752,1 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" |
13 |
57 897,2 |
3 281,5 |
61 178,7 |
13 168,7 |
Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество" |
23 |
216 940,7 |
3 819,1 |
220 759,8 |
30 603,0 |
Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" |
46 |
2 378,5 |
11,6 |
2 390,1 |
181,5 |
Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" |
47 |
688 318,1 |
10 019,9 |
698 338,1 |
344 229,5 |
Государственная программа "Развитие образования".
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе "Развитие образования" представлено в таблице 2.
Таблица 2
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
1 |
2 |
3 |
4 |
ВСЕГО |
199 657,4 |
3 072,0 |
202 729,4 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования" |
36 634,1 |
98,9 |
36 733,0 |
Подпрограмма "Развитие дошкольного и общего образования" |
125 615,2 |
2 690,3 |
128 305,5 |
Подпрограмма "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" |
32 994,9 |
-135,5 |
32 859,3 |
Подпрограмма "Совершенствование управления системой образования" |
4 413,3 |
418,3 |
4 831,5 |
Федеральным законом N 459-ФЗ предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие образования" в 2019 году в сумме 199 657,4 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы увеличен на 3 072,0 млн. рублей и составляет 202 729,4 млн. рублей.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
предоставление межбюджетных трансфертов на приобретение (выкуп) зданий дошкольных образовательных организаций на территории Республики Бурятия в целях создания дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях в сумме 885,0 млн. рублей;
предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на реализацию образовательных программ федеральных учреждений Минобрнауки России и Минпросвещения России в связи с уточнением объема финансового обеспечения исходя из базовых нормативов затрат, утвержденных Минобрнауки России и Минпросвещения России, в сумме 784,0 млн. рублей;
предоставление межбюджетных трансфертов на строительство социально значимых объектов (школ) на территории Астраханской области в целях создания новых мест в общеобразовательных организациях в сумме 582,2 млн. рублей;
финансовое обеспечение мероприятий в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Минпросвещения России, в том числе на создание ЕГИС, комплекса видео-конференцсвязи, внутренней телекоммуникационной инфраструктуры и закупку оборудования, программного обеспечения, серверного и коммутационного оборудования для защищенного сегмента ЦОД, услуг (работ) в области защиты информации в сумме 372,0 млн. рублей;
предоставление межбюджетных трансфертов на строительство современных образовательных комплексов в Республике Татарстан, в сумме 345,0 млн. рублей;
предоставление субсидии ВДЦ "Орленок" в целях обеспечения оплаты труда педагогов с учетом целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, а также в целях проведения капитального ремонта в сумме 217,5 млн. рублей;
предоставление межбюджетных трансфертов на строительство дошкольного образовательного учреждения на 200 мест в г. Кемерово в целях создания дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях в сумме 83,0 млн. рублей;
предоставление межбюджетных трансфертов на строительство пристройки к школе в с. Дивеево Нижегородской области, в сумме 79,5 млн. рублей;
реализацию мероприятий в сфере информационно-коммуникационных технологий для обеспечения деятельности Минпросвещения России в сумме 75,1 млн. рублей;
предоставление субсидий на проведение капитального ремонта и приобретение оборудования для детских дошкольных учреждений Управления делами Президента Российской Федерации и капитального ремонта ФГБОУ "Прогимназия "Снегири" в связи с высоким износом в сумме 72,9 млн. рублей;
проведение проектных и изыскательских работ с целью строительства объектов ФГБОУ "Средняя общеобразовательная школа "Горки" Минпросвещения России, в сумме 71,3 млн. рублей;
предоставление субсидий Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации в целях обеспечения оплаты труда преподавателей колледжей Финансового университета с учетом целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, а также в целях приобретения для колледжей компьютерного оборудования и оргтехники в сумме 69,1 млн. рублей;
выполнение государственного задания Университетской гимназией МГУ им. М.В. Ломоносова в части оказания услуг по предоставлению общего образования, в целях финансового обеспечения деятельности многопрофильного многофункционального инновационного научно-образовательного комплекса для воспитания национально-ориентированной научно-технической и гуманитарной элиты в сумме 65,3 млн. рублей;
обеспечение деятельности ФГБОУ "Средняя общеобразовательная школа "Горки" Минпросвещения России в целях проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений, препятствующих образовательной деятельности, в сумме 65,0 млн. рублей;
предоставление субсидии Фонду "Талант и успех" в целях выплаты премий Президента Российской Федерации победителям международных олимпиад по общеобразовательным предметам, а также на организационно-техническое обеспечение и информационное сопровождение присуждения и выплаты указанных премий в сумме 63,8 млн. рублей;
предоставление субсидии ФГБУ "Центр обеспечения деятельности и управления административными зданиями" Минпросвещения России на выполнение государственного задания на выполнение работ по содержанию (эксплуатации) имущества центрального аппарата Минпросвещения России в сумме 38,0 млн. рублей;
финансовое обеспечение создания театрально-образовательных комплексов (Московская государственная академия хореографии, Академия музыки имени Гнесиных, Центральная музыкальная школа при консерватории имени П.И. Чайковского) в сумме 30,0 млн. рублей;
предоставление субсидий на проведение капитального ремонта объектов недвижимого имущества учреждений среднего профессионального образования Росжелдора в сумме 22,5 млн. рублей;
предоставление субсидии ФГБДОУ "Детский сад N 694" Минсельхоза России в целях осуществления капитального ремонта здания в сумме 21,1 млн. рублей;
предоставление субсидии ФГБПОУ "Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского" в целях создания Высшей школы музыкального и театрального искусства в г. Кемерово, в сумме 20,0 млн. рублей;
закупку товаров, работ и услуг в целях финансового обеспечения расходов ФКПОУ Минтруда России на закупку для студентов с ограниченными возможностями здоровья товаров первой необходимости: продуктов питания, книг для обновления учебной базы, оборудования, необходимого для упрощения процесса обучения, а также на командировочные расходы сотрудников в связи с ростом цен на авиа и железнодорожные билеты, и на проживание в гостиницах, а также на выплаты пособия по уходу за ребенком персоналу в сумме 15,4 млн. рублей;
предоставление субсидий на иные цели ФГБПОУ "Санкт-Петербургский медико-технический колледж Федерального медико-биологического агентства" в целях обновления библиотечного фонда в сумме 9,0 млн. рублей;
предоставление субсидий ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" Рособрнадзора на увеличение объемов выполняемых работ в рамках государственного задания в сумме 8,0 млн. рублей;
предоставление субсидии на иные цели образовательным учреждениям МИД России (в том числе дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 292 "Сказка" МИД России в целях замены кровли и деревянных полов в здании детского сада и ФГБПОУ "Колледж МИД России" в целях приобретения учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса) в сумме 6,0 млн. рублей;
перераспределение (уменьшение) бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, общего образования образовательными учреждениями Минпросвещения России в связи с уточнением нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги исходя из базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов, утвержденных Минпросвещения России, в сумме 688,7 млн. рублей;
бюджетные инвестиции в объект капитального строительства "ФГБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 43" Управлению делами Президента Российской Федерации в связи с приостановкой работ и проведением полного инструментального обследования технического состояния здания, несущих и ограждающих конструкций с разработкой технического заключения с рекомендациями по дальнейшей реализации проекта реконструкции здания в сумме 67,6 млн. рублей;
оплату труда персонала общеобразовательных учреждений при загранучреждениях МИД России на сумму остатка средств, сложившегося на счете подведомственного получателя средств федерального бюджета, находящегося за пределами Российской Федерации, в сумме 59,4 млн. рублей;
закупку мебели, оплату услуги по комплексному обслуживанию помещений центрального аппарата Минпросвещения России в связи с созданием ФГБУ "Центр обеспечения деятельности и управления административными зданиями" для обеспечения нужд Минпросвещения России в сумме 38,0 млн. рублей;
автотранспортное обслуживание работников Минпросвещения России в связи с их передачей Управлению делами Президента Российской Федерации на те же цели в сумме 23,8 млн. рублей;
предоставление субсидии на проведение ремонтно-реставрационных работ в ФГБОУ ДОД "Центральный дом детей железнодорожников" в сумме 22,5 млн. рублей по результатам проведения конкурсных процедур;
предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными учреждениями Рособрнадзора в связи с уточнением государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) в сфере образования в сумме 13,0 млн. рублей;
стипендиальное обеспечение обучающихся в учебных заведениях Росрыболовства и Росморречфлота в связи с уточнением численности студентов получающих стипендию, из числа обучающихся по программам среднего профессионального образования, в сумме 5,9 млн. рублей;
предоставление субсидий федеральным учреждениям Минпросвещения России на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в сумме 5,6 млн. рублей в связи с уточнением перечня мероприятий, планируемых к реализации в 2019 году;
предоставление грантов в форме субсидий бюджетным учреждениям на обеспечение деятельности по услугам среднего профессионального образования, в связи с экономией, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур в сумме 4,2 млн. рублей.
Предлагаемые законопроектом изменения бюджетных ассигнований не приводят к изменению целевых значений показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие образования".
Государственная программа "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" представлено в таблице 3.
Таблица 3
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
1 |
2 |
3 |
4 |
ВСЕГО |
688 318,1 |
10 019,9 |
698 338,1 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Развитие национального интеллектуального капитала" |
4 565,6 |
0,2 |
4 565,8 |
Подпрограмма "Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования" |
468 938,5 |
10 310,5 |
479 249,1 |
Подпрограмма "Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства" |
144 755,6 |
-550,7 |
144 205,0 |
Подпрограмма "Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений" |
16 520,4 |
678,9 |
17 199,3 |
Подпрограмма "Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности" |
33 151,6 |
181,0 |
33 332,6 |
Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" |
20 386,3 |
-600,0 |
19 786,3 |
Федеральным законом N 459-ФЗ предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" в 2019 году в сумме 688 318,1 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы увеличен на 10 019,9 млн. рублей и составляет 698 338,1 млн. рублей.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
приобретение комплекса зданий по адресу: г. Москва , ул. Шаболовка, д. 31 и приспособления его под нужды НИУ "Высшая школа экономики" в целях сокращения дефицита учебных площадей и развития материально-технической базы университета в сумме 9 380,5 млн. рублей;
предоставление субсидий образовательным ФГБУ Минсельхоза России на приобретение сельскохозяйственной техники и лабораторного оборудования в целях обновления материально-технической базы с высокой степенью износа на высокотехнологичную, отвечающую современному уровню развития производства, в сумме 1 005,0 млн. рублей;
предоставление субсидии федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Российский университет транспорта (МИИТ)" в целях ускорения реализации создания многофункционального технологического кластера "Образцово" сумме 543,0 млн. рублей;
предоставление субсидий Российскому фонду фундаментальных исследований на финансовое обеспечение государственного задания по информационному обеспечению фундаментальных научных исследований в целях приобретения лицензий, обеспечивающих доступ российским организациям к базам данных зарубежных издательств, в сумме 500,0 млн. рублей;
предоставление грантов в форме субсидий на закупку научного оборудования в рамках реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" в целях приобретения уникального научного оборудования для создания центров коллективного пользования в сумме 300,0 млн. рублей;
предоставление субсидий на иные цели учреждениям Минобрнауки России в связи с необходимостью приобретения научного оборудования на проведение исследований в сфере образования, обеспечения реализации комплексных программ поддержки прикладных научных исследований и технологического трансфера в сумме 280,5 млн. рублей;
предоставление субсидии на иные цели Минздраву России, в связи с необходимостью проведения капитального ремонта ФГБОУ ВО "Тверской государственный медицинский университет", в сумме 200,0 млн. рублей;
завершение работ НИЦ "Курчатовский институт" по модернизации детекторов Большого андронного коллайдера Европейской организации ядерных исследований в соответствии с принятыми международными обязательствами Российской Федерации в сумме 181,0 млн. рублей;
предоставление субсидий на выполнение государственного задания ФГБУ Минпросвещения России, стипендиальное обеспечение обучающихся в учреждениях высшего образования Минпросвещения России в связи с передачей Российской академии образования в ведение Минпросвещения России в сумме 156,7 млн. рублей;
предоставление субсидий на иные цели учреждениям Минкультуры России в связи с необходимостью проведения капитального ремонта ФГБОУ ВО "Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова", капитального ремонта внутриплощадных сетей и благоустройства ФГБОУ ВО "Литературный университет им А.М. Горького", реализации программы развития ФГБОУ ВО "Театральный институт Бориса Щукина при государственном академическом театре им. Евгения Фахтангова", приобретения музыкальных инструментов ФГБОУ ВО "Российский государственный институт сценических искусств" в сумме 103,0 млн. рублей;
финансовое обеспечение деятельности управленческих команд учреждений высшего образования Минкультуры России, принимающих участие в создании театрально-образовательных комплексов (Московская государственная академия хореографии, Академия музыки имени Гнесиных) в сумме 100,8 млн. рублей;
предоставление субсидии на обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) учащихся федеральных государственных образовательных организаций, подведомственных Росморречфлоту, реализующих образовательные программы в области подготовки плавательных составов морских гражданских судов и судов внутреннего водного плавания, в сумме 70,0 млн. рублей;
выплату стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации для обучающихся по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, в связи с увеличением числа победивших в конкурсном отборе для получения стипендии в сумме 60,6 млн. рублей;
предоставление грантов в форме субсидий региональным образовательным организациям на реализацию программ высшего образования в связи с увеличением контрольных цифр приема по результатам конкурсных процедур в сумме 58,6 млн. рублей;
проведение капитального ремонта ФГАОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет" в рамках подготовки к Восточному экономическому форуму, в сумме 50,0 млн. рублей;
предоставление субсидий на содержание имущества и оплату коммунальных услуг Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в связи с вводом в эксплуатацию первого корпуса общежития, а также на проведение противопожарных мероприятий в общежитии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова в сумме 32,2 млн. рублей;
организацию и проведение российско-австрийского Форума общественности "Сочинский диалог", в сумме 30,0 млн. рублей;
осуществление текущей деятельности ФКУ "Дирекция единого заказчика по строительству и текущему ремонту" Минобрнауки России в связи с необходимостью осуществления расходов на содержание и охрану объектов капитального строительства в сумме 26,6 млн. рублей;
предоставление субсидий на финансовое обеспечение государственного задания бюджетным учреждениям Минтруда России, стипендиальное обеспечение аспирантов и ординаторов в связи с увеличением контрольных цифр приема по результатам конкурсных процедур для обучения по программам ординатуры и аспирантуры в ФГБУ "ФНЦРИ им. Альбрехта" и ФГБУ "Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов" в сумме 18,4 млн. рублей;
предоставление субсидий бюджетным учреждениям на проведение научных исследований в рамках реализации комплексных научно-технологических подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства в сумме 17,8 млн. рублей;
создание Высшей школы музыкального и театрального искусства в г. Кемерово в сумме 10,8 млн. рублей;
предоставление субсидии ФГБОУ ВО "Российский государственный институт сценических искусств" Минкультуры России на обслуживание системы противопожарной безопасности, приобретение музыкальных инструментов, звукового и светового оборудования в сумме 10,6 млн. рублей;
предоставление субсидий бюджетным учреждениям Минпросвещения России на выполнение государственного задания на реализацию основных профессиональных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в целях уточнения отражения расходов по кодам бюджетной классификации в сумме 8,7 млн. рублей;
стипендиальное обеспечение обучающихся по программам высшего образования в связи с уточнением числа студентов, получающих стипендию, в сумме 7,7 млн. рублей;
предоставление субсидий ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" Рособрнадзора на выполнение государственного задания в связи с увеличением объема работ в области прикладных научных исследований в сумме 5,0 млн. рублей;
приобретение форменного обмундирования для студентов Российской таможенной академии в сумме 4,0 млн. рублей;
предоставление субсидий бюджетным учреждениям Россвязи в целях проведения капитального ремонта крыши учебного корпуса и электрощитовой в ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики" в сумме 3,1 млн. рублей;
предоставление субсидии Уральскому отделению Российской академии наук на содержание имущества в связи с принятием на баланс жилых помещений, введенных в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционного контракта между Уральским отделением РАН и ООО "БСК-54", в сумме 1,7 млн. рублей;
перераспределение (уменьшение) бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
реализацию мероприятий в рамках государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" в связи с отсутствием утвержденной проектной документации, в сумме 1 038,6 млн. рублей;
предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям Минобрнауки России на выполнение государственного задания в связи с прогнозируемой экономией по результатам проведения конкурсных процедур в сумме 510,3 млн. рублей;
предоставление грантов в области науки ФГБУ "Российский фонд фундаментальных исследований" в связи с необходимостью уточнения отражения по кодам бюджетной классификации расходов на оплату лицензий на финансирование подписки и предоставления доступа к электронным изданиям, в том числе зарубежным, в сумме 500,0 млн. рублей;
предоставление субсидии бюджетным учреждениям Минробрнауки России на иные цели на проведение восстановительных работ в результате наступления чрезвычайной аварийной ситуации в связи с уточнением фактической потребности в сумме 241,6 млн. рублей;
предоставление субсидий на осуществление ежемесячных денежных выплат членам Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии наук и гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории г. Севастополя и являвшимся по состоянию на указанную дату членами национальных академий наук Украины, в связи с уточнением потребности в средствах в сумме 157,6 млн. рублей;
обеспечение деятельности Российской академии образования в связи с ее передачей в ведение Минпросвещения России в сумме 156,7 млн. рублей;
предоставление субсидий негосударственным образовательным организациям на реализацию образовательных программ высшего образования в связи с уменьшением контрольных цифр приема на обучение по результатам конкурсных процедур в сумме 58,6 млн. рублей;
предоставление субсидий на выполнение государственного задания ФГБОУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" в связи с уточнением расходов в части оплаты труда преподавателей вуза в сумме 45,8 млн. рублей;
предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на проведение фундаментальных научных исследований учреждениями высшего образования Минкультуры России в связи с уменьшением объема выполняемых работ в рамках государственного задания в сумме 45,0 млн. рублей;
реконструкцию объекта капитального строительства "Восстановление здания федерального государственного бюджетного учреждения науки Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ФГБУН ИНИОН РАН) по адресу: г. Москва, Нахимовский проспект, 51/21" в связи с уточнением индекса-дефлятора инвестиций в основной капитал при подготовке нормативного правового акта об осуществлении бюджетных инвестиций в реконструкцию объекта в сумме 26,6 млн. рублей;
предоставление субсидии на приобретение оборудования ФГБОУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" в связи с уточнением предварительной сметы расходов в сумме 23,4 млн. рублей;
предоставление субсидий бюджетным учреждениям Минпросвещения России на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в связи с уточнением отражения по кодам бюджетной классификации бюджетных ассигнований на реализацию основных профессиональных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в сумме 8,7 млн. рублей;
компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, в связи с уточнением численности сотрудников вузов, имеющих право на получение компенсаций, в сумме 5,0 млн. рублей;
стипендиальное обеспечение обучающихся по программам среднего профессионального образования в связи с уточнением числа стипендиатов по результатам зимней сессии в сумме 3,1 млн. рублей;
обеспечение деятельности учреждений Минобрнауки России в связи с оптимизацией расходов, запланированных на приобретение оборудования, в сумме 1,9 млн. рублей.
Предлагаемые законопроектом изменения бюджетных ассигнований не приводят к изменению целевых значений показателей (индикаторов) государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
Национальный проект "Образование".
Изменение бюджетных ассигнований по национальному проекту "Образование" представлено в таблице 4.
Таблица 4
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
1 |
2 |
3 |
4 |
ВСЕГО |
106 221,2 |
729,9 |
106 951,1 |
в том числе: |
|
|
|
Реализация мероприятий национального проекта "Образование" |
1 413,5 |
|
1 413,5 |
Федеральный проект "Современная школа" |
49 558,6 |
729,9 |
50 288,5 |
Федеральный проект "Успех каждого ребенка" |
9 856,4 |
|
9 856,4 |
Федеральный проект "Поддержка семей, имеющих детей" |
700,0 |
|
700,0 |
Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" |
3 200,0 |
|
3 200,0 |
Федеральный проект "Учитель будущего" |
1 700,0 |
|
1 700,0 |
Федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" |
27 128,0 |
|
27 128,0 |
Федеральный проект "Новые возможности для каждого" |
880,0 |
|
880,0 |
Федеральный проект "Социальная активность" |
1 941,2 |
|
1 941,2 |
Федеральный проект "Экспорт образования" |
9 613,5 |
|
9 613,5 |
Федеральный проект "Социальные лифты для каждого" |
230,0 |
|
230,0 |
Федеральным законом N 459-ФЗ предусмотрены бюджетные ассигнования по национальному проекту "Образование" в 2019 году в сумме 106 221,2 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований по данному национальному проекту увеличен на 729,9 млн. рублей и составляет 106 951,1 млн. рублей.
Изменение расходов по данному национальному проекту включает увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
предоставление субсидии на строительство социально значимых объектов (школ) на территории Астраханской области, в сумме 384,9 млн. рублей;
предоставление субсидии на создание современных образовательных комплексов в Республике Татарстан, в сумме 345,0 млн. рублей.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке, рассматривая проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" отмечал, что средства на создание дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, создание групп дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, традиционно являющиеся предметом деятельности сферы образования, были отнесены к национальному проекту "Демография". Рассматривая Законопроект, Комитет считает необходимым рассмотреть изменения к указанному национальному проекту.
Национальный проект "Демография"
Изменение бюджетных ассигнований по национальному проекту "Демография" представлено в таблице 5.
Таблица 5
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
1 |
2 |
3 |
4 |
ВСЕГО |
517 360,1 |
559,9 |
517 920,0 |
в том числе: |
|
|
|
Федеральный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" |
420 637,4 |
|
420 637,4 |
Федеральный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" |
60 927,3 |
|
60 927,3 |
Федеральный проект "Старшее поколение" |
10 213,6 |
|
10 213,6 |
Федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" |
754,2 |
|
754,2 |
Федеральный проект "Спорт - норма жизни" |
24 827,5 |
559,9 |
25 387,4 |
Федеральным законом N 459-ФЗ предусмотрены бюджетные ассигнования по национальному проекту "Демография" в 2019 году в сумме 517 360,1 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований по данному национальному проекту увеличен на 559,9 млн. рублей и составляет 517 920,0 млн. рублей.
Изменение расходов по данному национальному проекту включает увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры региональной (муниципальной) собственности для занятий физической культурой и спортом в сумме 559,9 млн. рублей.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке ранее, при корректировке бюджетов призывал "отказаться от практики сокращения доли расходов на реализацию приоритетных направлений государственной политики в сферах образования и науки при распределении дополнительных доходов федерального бюджета". Комитет с удовлетворением отмечает, что в представленном законопроекте произошло увеличение финансирования как на сферу образования, так и на гражданскую науку.
При рассмотрении в прошлые годы проектов федеральных бюджетов Комитет по образованию в своих заключениях обращал внимание на необходимость расширения программы строительства и реконструкции общежитий высших учебных заведений в целях восполнения имеющегося дефицита мест в общежитиях. Однако, дополнительных бюджетных ассигнований на эти цели не выделено.
Комитет неоднократно подчеркивал приоритетность проектов, направленных на создание новых школьных мест, удовлетворяющих современным требованиям, за счет капитального ремонта и реконструкции действующих школ, строительства новых школ с одновременным оснащением новых школьных мест самым современным учебно-лабораторным оборудованием и выход на односменный режим работы школ с возможностью наполнения второй половины дня развивающими занятиями. Комитет не может не поддержать предусмотренное Законопроектом предоставление субсидии на строительство социально значимых объектов (школ) на территории Астраханской области, в сумме 384,9 млн. рублей и на создание современных образовательных комплексов в Республике Татарстан, в сумме 345,0 млн. рублей. Однако остаются неясными принципы выбора регионов и объемы выделяемых средств. Комитет считает необходимым при внесении изменений в бюджет и при формировании нового бюджета в пояснительной записке приводить основания для выбора регионов и обоснование для объемов выделяемых средств.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке, в том числе в соответствии с Постановлением Государственной Думы N 1002-7 ГД от 17.02.2017, считает необходимым подтвердить необходимость увеличения финансирования образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении разных федеральных органов исполнительной власти (далее - отраслевые вузы), с учетом пересмотра методики расчета нормативов финансирования образовательной деятельности отраслевых вузов, распределения специальностей, направлений подготовки по установленным стоимостным группам, размеров применяемых по ним корректирующих коэффициентов.
Комитет отмечает, что согласно законопроекту в 2019 году доходы федерального бюджета оцениваются в объеме 20 174 949,7 млн. рублей, что на 205 612,7 млн. рублей больше параметров, учтенных в Федеральном законе N 459-ФЗ, увеличение составляет 1 процент. При этом финансирование Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" увеличено на 3 072,0 млн. рублей, или на 1,54 процента, а Государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" увеличено на 10 019,9 млн. рублей, или на 1,46 процента.
Комитет считает, что распределение дополнительного финансирования и предлагаемое в законопроекте перераспределение финансирования Государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" проведены без учета необходимости увеличения финансирования на проведение научных исследований. Дополнительные средства выделены на реализацию подпрограммы "Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования" в объеме 10 310,5 млн. рублей. За счет данной подпрограммы фактически осуществляется финансирование вузов через такие мероприятия как: "Развитие инфраструктуры высшего образования", "Обеспечение реализации образовательных программ...", "Стимулирование и социальная поддержка обучающихся и работников образовательных организаций высшего образования" и другие.
При этом произошло сокращение бюджетных ассигнований на федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" на 600,0 и "Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства" на 550,7.
Таким образом, сокращение финансирования на прикладные и фундаментальные исследования составило 1150,7 миллиона рублей
Комитет Государственной Думы по образованию и науке считает что для вхождения Российской Федерации в число пяти ведущих стран мира необходимо обеспечить увеличение внутренних затрат на финансирование научных исследований и разработок с нынешних 1.1% от ВВП до 2-2,5% от ВВП при одновременном совершенствовании государственной системы управления научно-технологическим развитием.
На основе совокупности рассмотренных материалов,
Комитет решил:
рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 720845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон " О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета)" в первом чтении и учесть представленные замечания и предложения при доработке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.