Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона подготовлен с учетом имеющихся потребностей физкультурно-спортивных организаций в дополнительных источниках финансирования их деятельности и предусматривает создание условий для направления части бюджетов пивоваренных компаний на поддержку и развитие спорта.
Практика спонсирования профессиональных спортивных мероприятий пивоваренными компаниями распространена во всем мире. Более того, все права на рекламу во время международных спортивных соревнований принадлежат не их местным организаторам, а международным федерациям по видам спорта. Независимо от места проведения очередного мероприятия федерации соблюдают взятые на себя перед своими рекламодателями обязательства. Например, реклама спонсоров МОК, ФИФА, УЕФА во время проведения всех спортивных соревнований и на всех аренах, так же как и во время телетрансляций, обязательна.
Имеется многолетний успешный опыт сотрудничества пивных брендов с международными спортивными ассоциациями:
Лондонский организационный комитет Олимпийских и Паралимпийских игр назначил британское подразделение компании Нетекепофициальным, спонсором Олимпийских игр 2012 года в Лондоне; титульным спонсором Международного олимпийского комитета (МОК), ответственного за проведение всех Олимпийских игр, а также одним из ключевых партнеров чемпионата мира по футболу является марка Budweiser, принадлежащая американской компании Anheuser-Bush Inc.
Идея законопроекта основана на международной практике и опыте проведения в России Чемпионата мира по футболу.
Исторически пивные компании выступают спонсорами футбольных команд по всему миру (например, "Карлсберг" и футбольный клуб "Ливерпуль", "Хайникен" и Лига Чемпионов УЕФА, пивоваренный завод "Пауланер" и "Бавария", "Боруссия" и Битбаргер"). Пиво разрешено на футбольных матчах практически во всех европейских странах - в Германии, Англии, Ирландии, Чехословакии, Дании, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Венгрии и во многих других. Производители пива охотно сотрудничают с футбольными клубами и вкладывают в развитие футбола значительные денежные средства, полученные также и в результате разрешенной торговли на стадионах во время матчей
Ранее российский футбол также мирно сосуществовал с пивом. "Старый мельник" был официальным спонсором сборной России по футболу, "Балтика" спонсировала "Зенит".
После введения к 2005 году запрета на рекламу пива, на реализацию и употребление пива на стадионах и рядом со стадионами не смолкают споры по поводу возможности употребления пива на футбольных матчах.
Отступление от запрета на рекламу пива в местах проведения футбольных матчей, а также во время трансляций матчей в эфире было введено Федеральным законом от 21.07.2014 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе" и Федеральным законом от 31.12.2014 года N 490-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Эти федеральные законы обеспечили выполнение условия ФИФА о возможности реализации и рекламы пива во время Чемпионата мира по футболу 2018 года. Они имели ограниченный срок действия и не применяются с 1 января 2019 года.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено разрешение на реализацию и употребление алкогольной продукции (включая пиво) в объектах общественного питания в непосредственной близости от спортивных стадионов и иных спортивных сооружений, а также в зонах рекреационного назначения, т.е. в границах территорий, предназначенных для занятия физической культурой и спортом (пункты 6 и 7 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
После ЧМ 2018 разговоры о продаже пива на стадионе участились. Время показало, что страхи по поводу употребления пива во время футбольных матчей значительно преувеличены. Несмотря на разрешение употребления, реализации и рекламы пива на футбольных матчах 2014-2018 годов, в том числе теле-видео рекламы пива во время трансляции футбольных матчей, в России наблюдается устойчивая тенденция по сокращению употребления пива, с одновременным ростом процента употребления слабоалкогольного и безалкогольного пива.
Проектом федерального закона предлагается разрешить розничную продажу пива и пивных напитков организациями и индивидуальными предпринимателями, заключившими договоры (соглашения) с организатором соответствующего спортивного соревнования, в спортивных сооружениях во время матчей, проводимых в рамках официальных спортивных соревнований по футболу.
Проектом федерального закона предлагается дополнить часть 2 статьи 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" положением, обязывающим организаторов официальных спортивных мероприятий по футболу направлять финансовые средства, полученные от реализации пива в спортивных сооружениях, на развитие детско-юношеского и профессионального спорта.
Компетенцией по утверждению правил расходования этих финансовых средств наделяется Министерство спорта Российской Федерации.
С целью максимального исключения нарушений общественного порядка законопроект предусматривает возможность реализации и употребления пива во время футбольных матчей исключительно в организованных в спортивных сооружениях местах общественного питания.
Порядок употребления алкогольной продукции, а также пива в объектах общественного питания, включая требование о вскрытии продавцом потребительской тары (упаковки), подробно установлен пунктом 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ. Эта же статья не ограничивает реализацию и употребление пива в объектах общественного питания периодом времени, установленным пунктом 9 указанной статьи.
Требования к расположению мест общественного питания в спортивных сооружениях регламентируются Сводом правил "Спортивные сооружения. Правила проектирования", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2017 года N 1536/пр.
Законопроект содержит существенные ограничительные условия для реализации и употребления пива и пивных напитков на футбольных матчах - устанавливается возможность реализации и употребления пива, пивных напитков в стенах стадионов исключительно во время проведения футбольных матчей в рамках официальных спортивных соревнований. Во время проведения детско-юношеских спортивных мероприятий реализация и употребление пива, пивных напитков запрещены.
Возвращение на стадионы пивных брендов позволит футбольным клубам увеличить объем средств, направляемых на развитие, популяризацию (пропаганду) в Российской Федерации футбола, включая детско-юношеский футбол, что создаст условия для подготовки футболистов, способных привести российскую сборную по футболу к победам на мировых и европейских чемпионатах.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 20 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 20 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не повлечет изменения финансовых обязательств Российской Федерации и не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации, законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 20 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 20 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения законов Российской Федерации, законов РСФСР, федеральных конституционных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, а также изменения и принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.