Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект, КоАП) подготовлен во исполнение положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 г. N 5-П и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. N МА-П9-924.
Законопроектом предусматривается уточнение административной ответственности за нарушения правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, предусмотренных статьей 12.21.1 КоАП.
В соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства должно осуществляться только по специальному разрешению, в котором определены режимы движения и необходимые ограничения.
Установленные законодательством Российской Федерации требования в сфере движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств направлены в первую очередь на обеспечение сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения, развитие транспортной составляющей.
Ранее Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 27 февраля 2018 г. N 531-О и от 27 марта 2018 г. N 633-О также сделаны выводы, что одним из средств, призванных обеспечить соблюдение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам, является административная ответственность, предусмотренная статьей 12.21.1 КоАП. Статья 12.21.1, применяемая в нормативном единстве с иными статьями КоАП и с положениями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, способствует сохранности и развитию дорог, недопущению ухудшения их технического состояния и эксплуатационных характеристик.
В Постановлении Конституционного суда от 18 января 2019 г. N 5-П также отмечено, что управление транспортным средством водителем на основании трудового договора с собственником (владельцем) транспортного средства, а значит под его непосредственным контролем не свидетельствует само по себе о переходе к водителю правомочий владения в отношении транспортного средства. Даже в том случае, если водитель в обход работодателя использовал тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство для перевозки грузов в нарушение требований законодательства, именно работодатель должен нести в правоотношениях с государством риски и неблагоприятные последствия необеспечения надлежащего контроля за своим работником. Иное истолкование части 2 статьи 2.6.1 КоАП во взаимосвязи с частями 1, 2, 3 и 6 его статьи 12.21.1 влекло бы на практике нарушение конституционных принципов равенства и справедливости, а также обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (преамбула; статья 15, часть 2; статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 г. N 5-П части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 КоАП признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования устанавливают административный штраф для собственников (владельцев) тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, привлекаемых к административной ответственности в случае фиксации совершенных ими административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в размере, равном максимальному пределу административного штрафа для юридических лиц (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), предусмотренного соответствующей частью той же статьи. Поэтому в редакции законопроекта административная ответственность наступает в едином размере вне зависимости от формы собственности на транспортное средство и способа фиксации соответствующего административного правонарушения. Вместе с тем предлагаемый размер административного штрафа соответствует минимальному установленному в настоящее время штрафу для юридических лиц.
Также с целью исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 г. N 5-П исключается административный штраф для водителей с целью обеспечения соблюдения собственником (владельцем) обязательных требований, направленных на сохранность и развитие автомобильных дорог, недопущение ухудшения их технического состояния и эксплуатационных характеристик.
С учетом того, что статья 12.21.1 применяется в нормативном единстве с иными статьями КоАП и с положениями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, правоотношения, возникающие в рамках осуществления перевозочной деятельности (в том числе между водителем, грузоотправителем, собственником (владельцем) транспортного средства и других), являются гражданско-правовыми и могут регулироваться договором перевозки груза, включая распределение между субъектами перевозки ответственности в случае фиксации нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований. Данное положение закреплено требованиями Федерального закона 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Кроме того, собственник (владелец) транспортного средства вправе обжаловать вынесенное в отношении него постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.21.1 КоАП, в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд, представив доказательства своей невиновности. Так, согласно части 2 статьи 2.6.1 КоАП он освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к этому моменту выбыло из обладания собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц (в том числе использование водителем в обход работодателя тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства для перевозки грузов в личных целях в нарушение требований законодательства, то есть без получения специального разрешения). Также в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП при оплате штрафа за административные правонарушения, предусмотренные главой 12, в течение 20 дней с момента их выявления нарушитель вправе оплатить половину размера штрафа. Кроме того, в соответствии со статьей 4.1 КоАП при обращении правонарушителя в суд судья вправе снизить наполовину размер штрафа (с учетом получения 50% скидки при оплате штрафа).
По статистике за 2017 - 2018 годы в Росавтодор подано 1 заявление о выдаче специального разрешения физическому лицу для движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства для личных нужд. Общее количество выданных Росавтодором специальных разрешений за 2017 - 2018 годы составляет 644 тысячи.
Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации указано, что формально замечания, указанные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 г. N 5-П, устранены. Вместе с тем отмечено, что предлагаемое решение не в полной мере соответствует смыслу постановления Конституционного Суда Российской Федерации. В связи с этим отмечаем, что предлагаемая правовая конструкция устраняет дифференциацию штрафов и устраняет разницу в штрафах, начисленных водителю и юридическому лицу, более того, предлагаемый размер административного штрафа соответствует минимальному установленному в настоящее время штрафу для юридических лиц (а не максимальному, как это указано в заключении). Предлагаемый механизм направлен на предотвращение совершения правонарушений, стимулирование соблюдения законодательства Российской Федерации о движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, при этом не ограничивает право собственника (владельца) транспортного средства обжаловать вынесенное в отношении него постановление по делу об административном правонарушении в порядке части 2 статьи 2.6.1 КоАП.
В связи с этим следует отметить, что в редакции законопроекта устранены замечания Минюста России, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, так как, с одной стороны исключается ответственность водителя и должностного лица, поскольку работодатель (собственник, владелец транспортного средства) должен нести в правоотношениях с государством риски и неблагоприятные последствия необеспечения надлежащего контроля за своим работником, а с другой стороны, исключается зависимость размера административного штрафа от способа фиксации правонарушения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.