Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 768540-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года"
Досье на проект федерального закона
4 марта 2019 года в городе Софии подписан Протокол о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года (далее - Протокол, Договор).
В целях создания правовых основ для решения вопросов, связанных с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации и Республики Болгарии, с учетом произошедших с момента вступления в силу 20 марта 2010 года Договора изменений в пенсионном законодательстве обоих государств, Российской Стороной был подготовлен проект Протокола о внесении изменений в Договор.
Протокол о внесении изменений в Договор представляет собой сбалансированный документ, призванный усовершенствовать действующую договорно-правовую базу для российско-болгарского сотрудничества в области социального обеспечения и предусматривает.
1. Определение права на российскую пенсию в случае суммирования страхового стажа, когда величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР (изменения в статью 10 Договора).
В случае если согласно законодательству Российской Федерации право на пенсию в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не возникает, применяется величина индивидуального пенсионного коэффициента равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории Республики Болгарии, а также на территории третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном (пенсионном) обеспечении.
Также при определении права на российскую пенсию будут учитываться только периоды работы на территории Российской Федерации и РСФСР, тем самым периоды, которые приобретены за работу в бывших союзных республиках или в странах дальнего зарубежья, учитываться не будут.
С момента распада СССР прошло более 27 лет. Бывшие союзные республики являются самостоятельными и суверенными государствами, которые перед гражданами, работающими на их территории, несут обязательства по назначению и выплате пенсии самостоятельно.
В этой связи оснований у Российской Федерации для оплаты иностранного стажа за период, который приходится на период после 1991 года, не имеется.
Более того, в случае учета для размера российской пенсии иностранного стажа нарушается принцип пропорционального распределения финансовой нагрузки по обязательствам каждого государства за стаж, который граждане приобрели, работая на его территории.
Также на практике может возникнуть ситуация "двойной оплаты" одних и тех же периодов иностранного стажа - Российской Федерацией и другим государством, с которым был заключен международный договор о социальном (пенсионном) обеспечении у государства, на территории которого приобретен стаж.
Например, работа на территории Украины. С Украиной у Российской Федерации территориальное Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а у Болгарии с Украиной - пропорциональный договор. В этом случае и Российская Федерация по Соглашению от 1992 года и Республика Болгария по болгарско-украинскому договору оплатит работу на Украине.
2. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, будут устанавливаться пропорционально как отношение между фактической продолжительностью страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР, и требуемой продолжительностью страхового стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (изменения в статью 11 Договора).
3. При определении общей суммы материального обеспечения граждан в целях установления социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии в Российской Федерации будут учитываться пенсии, назначенные по болгарскому законодательству (изменения в статью 11 Договора).
4. В случае если гражданин переехал из Республики Болгарии в Российскую Федерацию и ему выплачивается болгарская пенсия, а право на страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации он не приобрел, то социальная пенсия по законодательству Российской Федерации ему установлена не будет, поскольку такой гражданин имеет средства к существованию в виде болгарской пенсии (изменения в статью 12 Договора).
При вступлении в силу Протокола, ранее назначенные пенсии по Договору пересматриваться не будут (статья 2 Протокола).
Учитывая произошедшие изменения в пенсионном законодательстве Российской Федерации, новые изменения в Договор позволят назначить пенсию гражданам обоих государств по законодательству Российской Федерации с учетом оценки болгарского стажа.
Протокол содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
С учетом этого, на основании подпункта "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", а также в соответствии со статьей 3 Протокола, Протокол подлежит ратификации.
Проект федерального закона о ратификации Протокола соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и его реализация не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Численность граждан, включая тех, которым ранее в установлении страховой пенсии по старости было отказано ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального коэффициента, и которым будет установлена страховая пенсия по старости в 2019 - 2024 годах составит 1350 человек.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года"
При осуществлении в соответствии с Протоколом о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации и Республики Болгарии, подпадающих под его действие, численность которых составляет 1350 человек, средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии на начало года составит в 2019 году - 2361,35 рублей, в 2020 году - 2362,12 рублей, в 2021 году - 2373,55 рублей, в 2022 году - 2390,49 рублей, в 2023 году - 2412,94 рублей и в 2024 году - 2443,78 рублей.
Финансовые затраты на пенсионное обеспечение указанных граждан составят в расчете на 2019 год - 38253,876 тыс. рублей, в 2020 году - 38266,344 тыс. рублей, в 2021 году - 38451,516 тыс. рублей, в 2022 году - 38725,944 тыс. рублей, в 2023 году - 39089,628 тыс. рублей, в 2024 году - 39589,236 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение расходов на выплату страховых пенсий в 2019 году будет производиться в пределах общего объема расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемых на выплату страховых пенсий, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года"
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.