Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 695452-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования правового регулирования отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 695452-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования правового регулирования отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 августа 2016 года N АХ-П9-4725 и направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах в целях вовлечения в освоение трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Законопроектом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и определить отдельный вид пользования недрами - разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. Виды трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в отношении которых права пользования участком недр могут предоставляться с целью разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается дополнить статью 10.1 Закона о недрах новыми основаниями возникновения права пользования недрами:
- по итогам решения комиссии, создаваемой Роснедрами для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для указанных целей, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр, выделенном из участка недр, предоставленного тому же пользователю для разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых по совмещенной лицензии;
- на основании решения конкурсной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для данных целей на участке недр, содержащем трудноизвлекаемые полезные ископаемые, и не содержащем учтенные государственным балансом запасов полезных ископаемых иных полезных ископаемых того же вида, не относящихся к трудноизвлекаемым.
Кроме того, законопроектом предлагается:
- установить сроки пользования недр: для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых на нераспределенном фонде недр в конкурсном порядке - до 15 лет с возможностью неоднократного продления на срок до 5 лет, а для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких трудноизвлекаемых полезных ископаемых в рамках совмещенной лицензии - до 7 лет с возможностью однократного продления сроком на 3 года;
- предусмотреть необходимость подготовки, согласования и утверждения специализированного вида проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых;
- предусмотреть право пользователей недр на добычу трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в объемах, установленных в указанной проектной документации.
- освободить от уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами пользователей недр, осуществляющих разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает, что ухудшение структуры запасов углеводородного сырья в настоящее время, связанное с увеличением доли трудноизвлекаемых и труднодоступных полезных ископаемых и увеличением удельных расходов на открытие и добычу полезных ископаемых привело к необходимости совершенствования технологий изучения недр.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на следующее.
Законопроектом предусматривается установление Правительством Российской Федерации видов трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в отношении которых право пользования участком недр может предоставляться с целью разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Однако указанный перечень трудноизвлекаемых полезных ископаемых предлагается установить только для разработки технологий данных полезных ископаемых, а не для осуществления видов деятельности, связанных конкретно с недропользованием, что может повлечь недостаточность и неопределенность правового регулирования.
Кроме того, Комитет обращает внимание на возможную необходимость доработки данного законопроекта с учетом предлагаемых изменений в проектах федеральных законов N 664487-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования" и N 635567-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросам содержания лицензии на пользование недрами и внесения в нее изменений".
Также к законопроекту имеются замечания юридико-технического характера, которые могут быть учтены в процессе его подготовки ко второму чтению.
Комитет Государственной Думы по энергетике, назначенный соисполнителем по законопроекту, поддерживает его принятие с учетом ряда высказанных предложений.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 695452-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования правового регулирования отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.