Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 720839-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики),
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он подготовлен в целях реализации отдельных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
1. В части совершенствования налогового администрирования:
а) расширяется применение многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), в частности, в целях создания комфортных условий взаимодействия физических лиц с налоговым органом налогоплательщикам предоставляется возможность представлять в налоговые органы через указанные центры: налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц; в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК) - документы (информацию) на бумажном носителе и получать от налоговых органов документы (в том числе налоговые уведомления); заявления о налоговых льготах по уплате транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц, а также иных документов, связанных с налоговыми льготами;
б) действие института единого налогового платежа физического лица распространяется на налог на доходы физических лиц, уплачиваемый на основании налогового уведомления, предусмотренного пунктом 6 статьи 228 НК, с одновременным сокращением срока перечисления сумм такого платежа в счет уплаты имущественных налогов физических лиц и (или) налога на доходы физических лиц, уплачиваемого на основании налогового уведомления;
в) предлагается осуществлять формирование налоговых уведомлений по имущественным налогам и налогу на доходы физических лиц с учетом имеющейся переплаты по таким налогам (при условии отсутствия заявления налогоплательщика о зачете (возврате) переплаты по налогу), что исключит необходимость обращения налогоплательщика в налоговый орган с целью зачета (возврата) имеющейся переплаты и снизит нагрузку на налоговые органы;
г) налоговые органы наделяются правом сообщать налогоплательщикам о наличии у них недоимки посредством смс-сообщений, электронной почты или иными не противоречащими законодательству Российской Федерации способами в целях своевременного информирования налогоплательщиков;
д) предусматривается возможность осуществления зачета сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) платежей, регулируемых НК, вне зависимости от видов налогов и сборов (федеральных, региональных или местных) с 1 января 2022 года;
е) уточняются отдельные вопросы осуществления зачета (возврата) сумм излишне уплаченных налогов, в том числе по транспортному и земельному налогам с учетом предусмотренного с 01.01.2021 отказа от представления налогоплательщиками-организациями налоговых деклараций по указанным налогам и перехода на передачу налогоплательщику сообщения налогового органа об исчисленных суммах соответствующих налогов;
ж) на налоговые органы возлагается обязанность по представлению в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, а на Пенсионный фонд Российской Федерации - обязанность по сообщению в ФНС России: о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования; об изменениях указанных сведений; о лицах, в отношении которых приняты решения о назначении (прекращении выплаты) пенсии; о лицах, соответствующих условиям для выхода на пенсию по действовавшим до 31.12.2018 правилам; о лицах, включенных в федеральный реестр инвалидов;
з) определяется дата, с которой обязанность по уплате налога считается исполненной налоговым агентом в случае, если по результатам налоговой проверки выявлено неправомерное неудержание (неполное удержание) этим налоговым агентом сумм налога;
и) действие правил определения налогового периода для вновь созданных организаций (индивидуальных предпринимателей) и при прекращении организации (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) ограничивается в случае применения этими организациями и индивидуальными предпринимателями специальных налоговых режимов;
к) перечень сведений, на основании которых осуществляется постановка на учет физических лиц, дополняется сведениями о рождении, содержащимися в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния;
л) определяется порядок постановки на учет в налоговых органах иностранных банков (кредитных организаций) в зависимости от лица, подающего соответствующее заявление (иностранными кредитными организациями или российскими банками, в которых иностранными кредитными организациями открываются корреспондентские счета);
м) налоговые органы наделяются правом проведения камеральной налоговой проверки в случае непредставления налогоплательщиком - физическим лицом налоговой декларации в отношении доходов, полученных им от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества;
н) уточняются положения НК о налоговых органах, в компетенцию которых входит принятие решений о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании;
о) правом проведения выездной налоговой проверки наделяется налоговый орган, уполномоченный ФНС России на проведение таких проверок на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации;
п) дается определение понятию "инвестиционный проект", под которым в целях НК предлагается понимать ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающих создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, реализуемый в целях создания нового производства товаров (работ, услуг) либо увеличения объемов существующего производства товаров (работ, услуг), а также уточняются общие положения о региональных инвестиционных проектах, в том числе дается определение понятию "единый технологический процесс" для целей статьи 25.8 НК;
р) в рамках реализации Действия 14 "Механизм разрешения споров" Плана BEPS, а также с целью соответствия требованиям минимального стандарта, направленным на совершенствование механизма разрешения споров, возникающих при применении положений соглашений об избежании двойного налогообложения (далее - Соглашения) в результате действий налоговых органов договаривающихся государств, приводящих к налогообложению доходов (прибыли) лиц не в соответствии с положениями таких Соглашений, законопроектом устанавливаются требования, которые необходимы для проведения взаимосогласительной процедуры;
с) в целях реализации пунктов 8 - 10 Плана BEPS, совершенствования налогового контроля в отношении высокорисковых трансграничных сделок между взаимозависимыми лицами, предметом которых выступают нематериальные активы, определяются факторы сопоставимости нематериальных активов, вводится необходимость учета функций по разработке, совершенствованию, поддержанию, защите, использованию нематериальных активов (или осуществления контроля над выполнением этих функций) при определении сопоставимости сделок, учета рисков, связанных с разработкой, совершенствованием, поддержанием, защитой, использованием таких нематериальных активов.
При подготовке законопроекта ко второму чтению Комитет полагает целесообразным проанализировать изменения в части регламентации региональных инвестиционных проектов в целях недопущения ухудшения положения налогоплательщиков, уже реализующих инвестиционные проекты.
В отношении предусматриваемой возможности передачи физическими лицами документов в налоговые органы и получения ими от налоговых органов документов через МФЦ при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается обсудить следующие вопросы:
о выделении положений, регулирующих вопросы использования МФЦ для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, в самостоятельную статью НК (по аналогии со статьей 11.2 НК, регулирующей вопросы использования личного кабинета налогоплательщика для аналогичных целей), принимая во внимание, что так называемые новые права, предоставляемые законопроектом налогоплательщикам-физическим лицам, не выходит за рамки установленных статьей 21 и пунктом 2.1 статьи 23 НК прав налогоплательщиков (статья 21 НК декларирует общие права налогоплательщиков, а пункт 2.1 статьи 23 НК устанавливает общую обязанность налогоплательщиков-физических лиц сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, не конкретизируя способы реализации указанных прав);
о конкретизации обстоятельств (случаев), при которых налоговым органом могут направляться документы (в первую очередь - документы, используемые налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах) в адрес налогоплательщика через МФЦ (в частности, о необходимости наличия письменного согласия физического лица на получение документов через МФЦ не только в отношении документов, являющихся результатом рассмотрения налоговым органом по письменной просьбе физического лица документов (информации, сведений), но и иных документов);
о необходимости должного уведомления физического лица о поступлении в МФЦ документа по результатам рассмотрения налоговым органом ранее направленных им документов, а также с целью обеспечения прав налогоплательщиков за защиту своих интересов - о поступлении в МФЦ документов, используемых налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (принимая во внимание, что, например, с даты получения акта налоговой проверки начинается течение срока, установленного для представления в налоговый орган возражений по указанному акту);
об уточнении проектируемой нормы абзаца первого пункта 4 статьи 52 НК, поскольку ее действующая редакция и редакция, предлагаемая законопроектом, предусматривают возможность передачи налогового уведомления руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю), что не соответствует положениям НК, предусматривающим направление налогового уведомления только в случаях, когда законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган (т.е. только физическим лицам) и положениям законопроекта о направлении документов (их получении) через МФЦ только налогоплательщикам-физическим лицам;
о целесообразности и обоснованности изменения установленного пунктом 5 статьи 45.1 НК срока осуществления зачета единого налогового платежа физического лица (далее - ЕНП) (вместо установленного срока уплаты соответствующих налогов законопроектом предлагается установить не позднее 10 дней со дня направления этому лицу по таким налогам налогового уведомления или со дня поступления ЕНП в бюджетную систему Российской Федерации после направления указанному лицу налогового уведомления).
о необходимости дополнения подпункта 8 пункта 3 статьи 45 НК налогом на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 НК;
об уточнении проектируемой нормы пункта 2 статьи 52 НК, предусматривающей возможность формирования налоговых уведомлений по имущественным налогам и налогу на доходы физических лиц с учетом имеющейся переплаты по таким налогам в связи с необходимостью разделения таких понятий как исчисление налога и его уплата. Представляется, что при формировании налогового уведомления суммы исчисленных налогов не могут быть уменьшены на сумму имеющейся переплаты по соответствующему налогу. Однако, на указанную сумму переплаты может быть уменьшена сумма налога, подлежащая уплате на основании такого налогового уведомления;
о неприменении предусмотренных положениями пунктов 2 - 3.4 статьи 55 НК правил определения первого налогового периода к налогоплательщикам, применяющим системы налогообложения в виде системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, только в целях соблюдения ограничений для применения указанных специальных налоговых режимов;
Предлагаемое законопроектом проведение камеральной налоговой проверки в случае непредставления налогоплательщиком - физическим лицом налоговой декларации в отношении доходов, полученных им от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, Комитетом поддерживается, поскольку проведение такой проверки не ущемляет прав налогоплательщиков, в том числе на защиту своих интересов. Так, налогоплательщик вправе до окончания проведения такой проверки представить налоговую декларацию, при этом начатая налоговым органом камеральная проверка прекращается и начинается новая - на основе представленной налоговой декларации. А в том случае, если камеральная проверка в рассматриваемом случае была проведена, то физическое лицо вправе представить возражения по акту налоговой проверки и (или) обжаловать решение, вынесенное налоговым органом по результатам указанной проверки.
В то же время, в целях упрощения решения вопроса представления физическим лицом налоговой декларации по НДФЛ предлагается рассмотреть вопрос о направлении до начала камеральной налоговой проверки налогоплательщику-физическому лицу, не представившему налоговую декларацию в отношении доходов, полученных им от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, уведомления о необходимости представления такой налоговой декларации (по аналогии с уведомлением, направляемым иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК, в случае непредставления ею в установленный срок налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).
В связи с планируемым прекращением с 01.01.2020 применения положения пункта 70 статьи 217 НК в отношении доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, предлагается рассмотреть вопрос о синхронизации срока действия указанной нормы со сроком действия пункта 7.3 статьи 83 НК.
Признавая необходимость реализации в НК механизма разрешения споров, возникающих при применении положений соглашений об избежании двойного налогообложения (далее - Соглашения) в результате действий налоговых органов договаривающихся государств, приводящих к налогообложению доходов (прибыли) лиц не в соответствии с положениями таких Соглашений, Комитетом отмечается необходимость его доработки, в том числе, с целью систематизации (в части последовательного и логически выстроенного описания процедуры проведения взаимосогласительной процедуры) и устранения внутренних противоречий. При этом предлагается рассмотреть следующие вопросы:
об исключении излишней детализации процедур, касающихся взаимоотношений между Минфином России и ФНС России на этапе, предшествующем принятию решения о начале проведения взаимосогласительной процедуры;
об уточнении оснований для обращения налогоплательщиков в Минфин России с заявлением о необходимости проведения взаимосогласительной процедуры (в частности, о возникновении у налогоплательщика права на такое обращение не только в случае, если, по его мнению, действия налоговых органов иностранного государства (территории) приводят к порядку налогообложения его доходов, прибыли или имущества, противоречащему положениям Соглашения, но и в случае, если к такому порядку налогообложения приводят действия российского налогового органа);
о целесообразности и возможности установления пресекательных сроков для обращения налогоплательщиков с указанным заявлением в Минфин России, имея в виду, что этот срок регулируется соответствующим международным соглашением;
об уточнении документов российских налоговых органов и налоговых органов иностранных государств (территорий), которые могут свидетельствовать о том, что порядок налогообложения его доходов, прибыли или имущества противоречит положениям Соглашения, предусмотрев случаи, когда они могут отсутствовать;
о сокращении сроков принятия Минфином России решения о начале проведения взаимосогласительной процедуры;
об оптимальном объеме контрольных полномочий, необходимых федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, для подготовки им мотивированного заключения (в частности, о целесообразности истребования у налогоплательщика в рамках взаимосогласительной процедуры всего объема документов, предусматриваемого законопроектом, а также снятия ограничения на право непредставления налогоплательщиком документов, ранее представленных в налоговый орган, в случае принятия Минфином России решения о проведении взаимосогласительной процедуры, учитывая в том числе то, что согласно положениям законопроекта истребование документов у налогоплательщика осуществляется до принятия Минфином России указанного решения);
о целесообразности предусмотренных законопроектом оснований для отказа в проведении взаимосогласительной процедуры, принимая во внимание, что само намерение налогоплательщика получить льготы и преимущества, предусмотренные международными соглашениями, а также сам факт наличия вступившего в силу решения суда не должны рассматриваться в качестве основания для отказа проведения взаимосогласительной процедуры.
3. В части налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) законопроектом предусматривается восстановление правопреемником (правопреемниками) сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, ранее принятых к вычету реорганизованной организацией, в случае их дальнейшего использования правопреемником, не являющимся налогоплательщиком НДС в связи с применением специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) или единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) либо переходом на применение такого специального налогового режима. Учитывая, что указанные изменения направлены на исключение возможности использования схем ухода от обложения НДС при реорганизации организаций и применения правопреемником специальных налоговых режимов, они поддерживаются.
В то же время отмечается необходимость доработки указанных норм (поправки в статьи 162.1, 170 и 171.1 НК) с точки зрения юридической техники.
4. В части налогообложения акцизами законопроектом уточняется определение электронных систем доставки никотина, признаваемых подакцизным товаром в соответствии со статьей 181 НК, а также устраняется несоответствие показателей мощности двигателя автомобилей легковых, указанной в киловаттах, и мощности двигателя, указанной в лошадиных силах. При этом приводится таблица ставок акцизов, устанавливаемых на период с 1 июля 2019 - 31 декабря 2021 года.
Одновременно обращается внимание на то, что в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 605369-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стимулирования добычи редких металлов), к которому Правительством Российской Федерации внесены поправки, предусматривающие внесение изменений в пункт 1 статьи 193 НК (то есть в таблицу ставок акцизов), а также Правительством Российской Федерации планируется к внесению в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования налогового контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), которым также планируется внесение изменений в указанную норму НК). В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос об объединении планируемых изменений в главу 22 НК, затрагивающих внесение изменений в таблицу ставок акцизов, в одном законопроекте.
5. В части налогообложения налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ):
а) предлагается не признавать доходами налогоплательщика доходы в виде сумм НДФЛ, уплаченных налоговым агентом за налогоплательщика в случае доначисления (взыскания) таких сумм по итогам налоговой проверки в связи с неправомерным неудержанием указанных сумм налоговым агентом;
б) приводится порядок исчисления налоговым органом НДФЛ по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной на основе имеющихся у него документов в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в отношении доходов от продажи недвижимого имущества (поправка в статью 210 НК);
в) предусматривается сокращение с 5 до 3-х лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход от продажи от такого объекта, освобождается от налогообложения, в случае если объект недвижимого имущества в соответствии жилищным законодательством Российской Федерации является единственным находящимся в собственности налогоплательщика жилым помещением (поправка в статью 217.1 НК вносится в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации);
г) предоставляется право получения имущественных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по займам, полученным от организаций, если такие займы выданы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (поправка в статью 220 НК);
д) в целях исключения двойного налогообложения налогом на доходы физических лиц в случае продажи имущества, приобретенного (полученного) на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также в порядке наследования или дарения, налогоплательщикам предоставляется право уменьшить свои доходы от продажи такого имущества на величину документально подтвержденных расходов:
- в виде сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) такого имущества;
- осуществленных наследодателем (дарителем) на приобретение недвижимого имущества, если такие расходы не учитывались таким наследодателем (дарителем) в целях налогообложения;
е) право на получение имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 НК, распространяется на родителей (усыновителей, приемных родителей, опекунов, попечителей), приобретающих имущество (жилье и (или) земельные участки) в собственность детей и (или) подопечных, признанных судом недееспособными, вне зависимости от возраста таких детей и подопечных;
ж) вводится режим налогового агентирования для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих выплаты физическим лицам по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с указанными лицами (поправка в статью 226 НК);
з) налоговым агентам, имеющим несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, предоставляется право перечислять удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений (поправка в пункт 2 статьи 230 НК).
Поддерживая предлагаемые изменения в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" НК, направленные на социальную поддержку физических лиц, снижение налоговой и административной нагрузки на них, при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается рассмотреть следующие вопросы:
о приведении положения проектируемого пункта 7 статьи 210 НК, устанавливающего порядок определения суммы налога для целей пункта 5 статьи 229 НК (т.е. в случае самостоятельного исчисления НДФЛ налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в отношении доходов от продажи недвижимого имущества) как соответствующую установленной налоговой ставке процентную долю дохода, в соответствие с наименованием и содержанием статьи 210 НК, регулирующей вопросы определения налоговой базы, а также в соответствие с общими правилами исчисления налога, отразив в ней особенности определения налоговой базы в рассматриваемом случае, а также механизм, позволяющий налогоплательщику реализовать свое право на применение налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 НК;
о предоставлении налогоплательщикам права на учет расходов наследодателя (дарителя) на приобретение любого вида имущества, а не только недвижимого, как это предусмотрено законопроектом в случае продажи такого имущества (если такие расходы наследодателем (дарителем) не учитывались и налог с наследника (одаряемого) не подлежал взиманию);
об устранении содержащегося в норме, предусматривающей право налогоплательщика на уменьшение доходов, полученных при продаже имущества, полученного в порядке наследования, на величину расходов в виде сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при получении такого имущества, несоответствия норме пункта 18 статьи 217 НК (в соответствии с данной нормой НК наследники освобождены от уплаты налога с доходов, полученных в виде наследуемого имущества, и, значит, при продаже такого имущества двойного налогообложения не возникает);
об исключении проектируемых пунктов 5 и 6 статьи 229 НК, в которых предусматривается исчисление налоговым органом сумм налога в случаях непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в отношении доходов от продажи и дарения объекта недвижимого имущества, как не являющиеся предметом указанной статьи (поскольку данная статья НК регулирует вопросы представления налоговых деклараций, а не действия налоговых органов в случае их непредставления);
о целесообразности конкретизации в поправке в статью 217.1 НК, предусматривающей сокращение с 5 до 3-х лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, являющегося "единственным жилым помещением" налогоплательщика, по истечении которого доход от продажи от такого имущества освобождается от налогообложения, термина "единственное жилое помещение" и определения срока, в течение которого такое жилое помещение должно быть единственным (на дату его продажи; в течение минимального предельного срока владения им либо какой-то иной срок).
6. В части налога на прибыль организаций:
а) уточняется понятие основных средств для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" (стоимостной критерий, в соответствии с которым к основным средствам относится имущество первоначальной стоимостью более 100 000 рублей, заменяется критерием длительности его использования - свыше 12 месяцев). Кроме того, устанавливается, что основные средства, переданные по договорам в безвозмездное пользование, не будут исключаться из состава амортизируемого имущества, что обусловлено необходимостью формирования остаточной стоимости подобного имущества, в том числе в тот период, когда это имущество не используется для деятельности, направленной на получение дохода. При этом суммы начисленной амортизации по основным средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное пользование, за исключением передаваемых (предоставляемых) в безвозмездное пользование в случаях, если такая обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации, не будут учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
б) на бессрочной основе устанавливается ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в отношении доходов, получаемых региональными или муниципальными музеями, театрами и библиотеками и для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность (в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года);
в) перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, дополняется платой за пользование курортной инфраструктурой, взимаемой операторами курортного сбора, а также средствами, полученными казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, которые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации подлежат перечислению в бюджетную систему Российской Федерации; уточнены основания, при которых не возникает дополнительного налогообложения собственников при переносе их объектов в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, финансируемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статья 251 НК);
г) в качестве мер противодействия незаконной налоговой оптимизации устанавливается особый порядок учета убытков при реорганизации организации в форме присоединения (слияния), при котором налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытков, полученных присоединенной организацией (реорганизуемыми организациями) только в тех налоговых периодах, на 1-е число которых налогоплательщик-правопреемник и реорганизуемые организации (все реорганизуемые организации) являлись взаимозависимыми лицами. Кроме того, предлагается ограничить тремя годами срок, в течение которого возможен перерасчет налоговой базы и суммы налога, в случае выявления ошибок (искажений) в определении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам;
д) вводится ограничение на срок применения льготных ставок по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов (далее - РИП), для которых не требуется включение в реестр участников РИП, - до налогового периода, в котором разница между суммой налога, исчисленного без применения пониженных ставок налога, и суммой налога, исчисленного с применением пониженных ставок налога, определенная нарастающим итогом с момента начала их применения, превысит величину, равную объему осуществленных участником РИП капитальных вложений.
При подготовке законопроекта ко второму чтению в части, касающейся изменений по налогу на прибыль, представляется целесообразным обсудить:
необходимость и обоснованность внесения изменений в статьи, определяющие категорию "амортизируемое имущество" и "основные средства";
целесообразность введения ограничения на присоединение не взаимозависимых убыточных компаний при условии соблюдения налогоплательщиком положений статьи 54.1 НК.
7. В части специальных налоговых режимов законопроектом предлагается:
а) предоставить право применения специального налогового режима "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" (далее - ЕСХН) организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися производством подакцизных товаров, произведенных из винограда собственного производства и относящихся к продукции первичной переработки из сельскохозяйственного сырья собственного производства, перечень которой утвержден Правительством Российской Федерации;
б) привести используемое в статье 346.2 НК понятие "сельскохозяйственные потребительские кооперативы" в соответствие с понятиями, содержащимися в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
в) исключить нормы, содержащие требование об обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию основных средств в целях учета налогоплательщиками стоимости таких основных средств в расходах при исчислении ЕСХН и налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, с целью упрощения порядка учета расходов на приобретение основных средств для вышеуказанных категорий налогоплательщиков;
г) налогоплательщикам ЕСХН и налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, предоставить право учитывать расходы, осуществленные за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и произведенные в течение налогового периода (календарного года) до получения субсидии в рамках этого налогового периода;
д) для налогоплательщиков, применяющих УСН и являющихся товариществами собственников недвижимости либо управляющими организациями, получающими доходы в оплату оказанных собственникам (пользователям) недвижимости коммунальных услуг, в случае заключения договоров ресурсоснабжения (договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) устанавливается, что полученные вышеуказанными организациями от собственников (пользователей) недвижимости доходы в оплату коммунальных услуг не учитываются при определении объекта налогообложения, а средства, перечисленные указанными организациями в оплату коммунальных услуг по договорам ресурсоснабжения (договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами), не учитываются в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН;
е) установить запрет на применение таких специальных налоговых режимов, как система налогообложения в виде ЕНВД и патентная система налогообложения (далее - ПСН), для налогоплательщиков, осуществляющих реализацию лекарственных препаратов, обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками. Реализацию указанных товаров предлагается исключить из понятия "розничная торговля", используемого в целях глав 26.3 и 26.5 НК, а также включить в перечень оснований утраты права применения налогоплательщиками ПСН;
ж) учитывать в целях применения ПСН при расчете установленного ограничения по средней численности наемных работников, которая не должна превышать за налоговый период 15 человек, только те виды предпринимательской деятельности, в отношении которых индивидуальным предпринимателем применяется ПСН;
з) уточнить порядок исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, в случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее календарного года, а также установить порядок перерасчета указанного налога и срок его уплаты в случае прекращения предпринимательской деятельности до истечения срока действия патента;
и) предоставить субъектам Российской Федерации право устанавливать:
ограничения по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта (в целях предотвращения использования ПСН для минимизации налогообложения);
размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не в зависимости от общего количества физических показателей (транспортных средств, торговых объектов (площадей), площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков), а на единицу физического показателя.
Принимая во внимание, что под фармацевтической деятельностью согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" понимается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов, при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменения подпункт 38 пункта 1 статьи 346.43 НК с целью исключения возможности применения ПСН индивидуальными предпринимателями, осуществляющими в рамках осуществляемой ими фармацевтической деятельности розничную торговлю лекарственными препаратами, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт 38 пункта 2 статьи 346.43 НК"
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на законопроект выражает опасение о возможности расширения перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, при розничной продаже которых может быть введен запрет на применение ЕСХН и ПСН, поскольку, по ее мнению, это приведет к увеличению количества налогоплательщиков, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, налоговая нагрузка на которых будет увеличена.
8. В части страховых взносов законопроектом предлагается:
а) уточнить порядок представления расчета по страховым взносам обособленными подразделениями организации и уплаты ими страховых взносов: представление расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений организации и уплата ими страховых взносов по месту нахождения обособленных подразделений организации предусматривается только в том случае, если такие обособленные подразделения наделены полномочиями начислять и производить выплаты в пользу физических лиц и для них организацией открыты счета в банке; о таких обособленных подразделениях организация должна уведомлять налоговый орган по месту своего нахождения;
б) в целях предотвращения дублирования информации, поступающей в налоговые органы, из пункта 7 статьи 431 НК исключить требование о предоставлении адвокатами в случае приостановления их статуса подтверждающих документов в целях освобождения от уплаты страховых взносов за эти периоды (помимо заявления об освобождении от уплаты страховых взносов);
в) установить для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и имеющих право на освобождение от уплаты страховых взносов на основании пункта 7 статьи 431 НК, что в случае неполного месяца деятельности фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование рассчитывается пропорционально количеству календарных дней этого месяца, в течение которых плательщиком осуществлялась указанная деятельность;
г) снизить с 25 до 10 человек минимальную численность работников за расчетный (отчетный) период, в пользу которых начисляются выплаты и иные вознаграждения, при которой плательщики страховых взносов обязаны представлять расчеты по страховым взносам в налоговые органы в электронной форме за расчетный (отчетный) период (в целях улучшения администрирования налоговыми органами страховых взносов).
9. В части государственной пошлины:
а) терминология главы 25.3 НК приводится в соответствие с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности";
б) предусматривается новое основание возврата налогоплательщику государственной пошлины - в случае возвращения заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное юридически значимое действие (проектируемый подпункт 7 пункта 1 статьи 333.40 НК);
в) уточняются документы, прилагаемые к заявлению о возврате излишне уплаченной госпошлины, в зависимости от того, в наличной или безналичной форме она уплачена, а также исключается требование о представлении таких документов при наличии информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (поправки в пункт 3 статьи 333.40 НК);
г) раскрываются виды уточненных данных, вносимых в Единый государственный реестр недвижимости, при внесении которых государственная пошлина не взимается;
10. В части земельного налога предлагается:
а) установить обязанность органов, осуществляющих государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, представлять в налоговые органы сведения о неиспользовании по целевому назначению земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и предназначенных для сельскохозяйственного производства (в рамках проводимой работы по обеспечению целевого характера использования земель предназначенных для сельскохозяйственного производства) (проектируемый пункт 18 статьи 396 НК);
б) установить обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и находящихся в их ведении учреждений, осуществляющих полномочия в сфере социальной защиты населения, ежегодно представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (проектируемый пункт 19 статьи 396 НК).
Учитывая, что данные изменения направлены на обеспечение возможности применения налоговыми органами повышенной налоговой ставки земельного налога (статья 394 НК) в отношении неиспользуемых по целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения, а также на упрощение не только процедуры подтверждения правомерности применения льготы по земельному налогу, но и подтверждения применения налогового вычета по налогу на имущество физических лиц (в виде величины кадастровой стоимости 5 м2 общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 м2 общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка), предусмотренного пунктом 6.1 статьи 403 НК, Комитет поддерживает данные предложения.
В то же время, при подготовке законопроекта ко второму чтению представляется целесообразным рассмотреть вопрос об определении уровня, на котором должны быть заключены соглашения о передаче соответствующих сведений в электронной форме (федеральный, региональный, местный), взаимодействующих органов и конкретного перечня передаваемых сведений, об уточнении порядка вступления в силу соответствующих норм федерального закона с учетом реальных сроков, необходимых для заключения и подписания таких соглашений, разработки и утверждения форматов и порядка представления сведений в электронной форме, принимая во внимание, что принятие поправок в предлагаемой законопроектом редакции может привести к различному подходу при заключении соответствующих соглашений.
11. В части налога на имущество физических лиц
а) в связи с переходом с 1 января 2020 года всех субъектов Российской Федерации на определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, из НК исключаются положения, касающиеся порядка применения инвентаризационной стоимости для целей исчисления налога на имущество физических лиц;
б) исключается возможность установления представительными органами муниципальных образований налоговых ставок в зависимости от видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения (поправки в пункт 5 статьи 406 НК).
12. В части торгового сбора законопроектом предусматривается:
а) уточнение порядка уплаты торгового сбора при торговле через объекты стационарной торговой сети и по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада (поправка в статью 415 НК);
б) установление порядка уведомления плательщиком торгового сбора налогового органа при прекращении использования объекта осуществления торговли, а также об изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы торгового сбора (поправка в статью 416 НК);
в) установление особенностей исчисления и уплаты торгового сбора при осуществлении деятельности в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором комиссии, агентским договором, договором поручения, договором доверительного управления (проектируемая статья 417.1 НК).
Поскольку предлагаемые законопроектом особенности исчисления и уплаты торгового сбора при осуществлении деятельности в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором комиссии, агентским договором, договором поручения, договором доверительного управления могут значительно усложнить администрирование торгового сбора, потребует документального подтверждения размера вклада в общее дело и факта совместного использования одного объекта осуществления торговли, а также механизма расчета торгового сбора в случаях, когда объект осуществления торговли используется как для торговли собственными товарами, так и для осуществления деятельности по договорам комиссии, агентским договором, договором поручения, при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности установления таких особенностей исчисления и уплаты торгового сбора.
Поддерживая в целом предлагаемые законопроектом изменения, Комитетом отмечается, что рассматриваемый законопроект не в полной мере отражает все вопросы, предусмотренные основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики предыдущих периодов, которые связаны с "настройкой" налоговой системы и решение которых имеет особую остроту для бизнеса. В связи с этим, Комитет считает целесообразным проанализировать причины невключения в текст законопроекта поправок, которые бы решали указанные вопросы, и обсудить возможность дополнения ими текста законопроекта на этапе его подготовки ко второму чтению либо, при необходимости их дополнительной проработки, - отражения их в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной плановый период.
Комитет по бюджету и налогам полагает целесообразным в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению также обсудить возможность дополнения его поправками, связанными с "настройкой" налоговой системы и предусматривающими:
уточнение механизма применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, определяющего налоговые последствия в случае, если получатель дохода не признается фактическим получателем дохода;
определение порядка уплаты налога на прибыль организаций иностранными организациями при реализации ими акций (долей) российских организаций, владеющих недвижимостью на территории Российской Федерации;
уточнение норм, ограничивающих установление с 2023 года субъектами Российской Федерации пониженной ставки налога на прибыль организаций, предусмотрев при этом, что положение абзаца пятого статьи 284 НК не распространяется на случаи, когда такие пониженные ставки установлены субъектами Российской Федерации в случаях, предусмотренных главой 25 НК в действующей редакции;
определение порядка налогообложения налогом на прибыль организаций операций с производными финансовым инструментами на российских биржах, совершаемых иностранными лицами;
определение порядка учета доходов и расходов по операциям по внутригрупповому финансированию;
уменьшение доходов от реализации имущественных прав (долей, паев) на величину вклада в имущество организаций, доли (паи) которых были приобретены;
уточнение понятия "активной иностранной холдинговой (субхолдинговой) компании", а также уточнение перечня доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли контролируемых иностранных организаций (в частности в случае, когда фактическое право на получение доходов признало за собой контролирующее лицо).
С целью ускорения принятия содержащихся в законопроекте поправок, направленных на реализацию отдельных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., предлагается рассмотреть вопрос о их реализации в законопроектах, планируемых к принятию до конца весенней сессии 2019 года.
Счетная палата Российской Федерации поддерживает законопроект с некоторыми замечаниями.
К законопроекту поступило 26 положительных отзыва законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 47 отзыв высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 720839-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.