Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 775367-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок, принципов функционирования кредитных кооперативов и информирования потребителей финансовых услуг микрофинансовых институтов)"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на совершенствование порядка функционирования кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций (далее - КПК, СКПК, МФО соответственно) и ломбардов, а также на пресечение возможностей создания на их основе финансовых пирамид и неправомерной деятельности.
КПК являются некоммерческими организациями, целью деятельности которых является удовлетворение финансовых потребностей своих членов посредством привлечения денежных средств и предоставления займов. В рамках осуществления надзорной деятельности Банком России неоднократно выявлялись случаи создания на основе КПК финансовых пирамид, а также случаи злоупотребления со стороны органов управления КПК, которые приводили к негативным финансовым последствиям в КПК, в том числе к банкротству.
Данные последствия приводили к потере личных сбережений членов КПК и в большинстве случаев были вызваны недостаточным внутренним контролем со стороны контрольно-ревизионных органов КПК и ненадлежащим контролем со стороны саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих КПК (далее - СРО). Так, например, около 70% от 3650 поступивших в Банк России за 2018 год жалоб в отношении КПК связаны с проблемой возврата личных сбережений членами КПК.
Недостаточный внутренний контроль в КПК, как правило, вызван отсутствием общности и личных доверительных контактов между членами, а также отсутствием понимания членов КПК принципов работы КПК и субсидиарной ответственности членов КПК по его обязательствам. Так, например, по оценкам Банка России на 31 декабря 2018 г. только около 37% КПК формально удовлетворяют территориальному, профессиональному и (или) иному принципу создания КПК, установленному Федеральным законом N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", 55% КПК практически не осуществляют основную деятельность, а 8% КПК являются недобросовестными участниками финансового рынка.
Для защиты прав граждан - членов КПК и ограничения злоупотреблений недобросовестных лиц, использующих организационно-правовую форму КПК, законопроект предусматривает установление дополнительных требований по раскрытию территориального, профессионального и социального принципа объединения членов КПК (пайщиков). Устав КПК должен раскрывать выбранный принцип объединения членов КПК (пайщиков), устанавливать возможность и порядок приема в члены КПК лиц, не соответствующих данному принципу, а также раскрывать муниципальные образования и (или) субъекты Российской Федерации, в рамках которых объединены члены КПК по территориальному принципу, содержать наименование юридического лица (профессионального объединения, некоммерческой организации) в случае профессионального или социального принципа объединения членов КПК.
Закрепление требований принципов объединения членов КПК основано на изучении опыта зарубежных стран (Ирландия, США, Канада и др.).
Конкретизация принципов объединения членов КПК не ограничивает свободы объединения, а обеспечивает надежность деятельности КПК, базирующейся на преимущественно личных доверительных контактах их членов, позволяющих идентифицировать признаки объединения, для более эффективной реализации организационных и управленческих функций, сохранения контроля за деятельностью КПК со стороны членов КПК.
Кроме того, с учетом существующей практики проверок КПК законопроектом регламентируются процедурные вопросы, связанные с проведением общего собрания, в том числе в форме собрания уполномоченных, при создании КПК и деятельности КПК. Кроме того, детализируются права физических лиц - членов КПК в ходе проведения общего собрания членов КПК, полномочия правления и единоличного исполнительного органа КПК, а также закрепляется персональная ответственность единоличного исполнительного органа за ведение реестра членов КПК. Одновременно в отношении КПК с числом членов более 3000 лиц вводится обязанность по раскрытию информации о своей деятельности в сети Интернет.
Также в целях пресечения организации деятельности финансовых пирамид под видом КПК законопроектом вводится требование о необходимости уведомления Банка России об открытии обособленных подразделений КПК.
В виду наличия практики ухода недобросовестных КПК от контроля и надзора со стороны СРО и Банка России путем смены организационно-правовой формы и выхода из-под действия норм Закона N 190-ФЗ 1 законопроектом в целях защиты интересов членов КПК исключается возможность реорганизации КПК путем преобразования.
Предусмотренное законопроектом изменение редакции пункта 8 части 6 статьи 35 Закона N 190-ФЗ направлено на исключение повторности направления отчетности КПК, число членов которых превышает 3000 физических и (или) юридических лиц, через СРО, поскольку отчетность таких КПК направляется ими напрямую в Банк России в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона N 190-ФЗ.
При этом получение Банком России отчетности в отношении членов СРО, число членов которых менее 3000 физических и (или) юридических лиц, от самих СРО обусловлено целями всестороннего анализа состояния сектора кредитной кооперации, получения статистических данных, а также выполнением отдельных функций Банка России, в том числе по расчету среднерыночного значения полной стоимости потребительских займов по категориям потребительских займов, предоставляемых КПК (часть 8 статьи 6 Федерального закона N 353-ф3 "О потребительском кредите (займе)").
В целях однозначной идентификации поднадзорных Банку России субъектов, доведения информации до потребителей финансовых услуг законопроектом предлагается закрепить требование к полному наименованию СКПК с обязательным использованием слова "кредитный", а также вводятся ограничения в отношении иных юридических лиц по использованию наименований и сокращений СКПК, КПК, а также МФО.
Законопроектом предлагается регламентировать процедуру допуска ломбардов на финансовый рынок, а именно установить, что юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения Банком России сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения указанных сведений из этого реестра.
Кроме того, в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон N 196-ФЗ) договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. В соответствии с Федеральным законом N 353-ф3 "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ) индивидуальные условия договора потребительского займа содержат полную стоимость потребительского займа и отражаются в виде таблицы, форма которой установлена Указанием Банка России от 23 апреля 2014 г. N 3240-У "О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)" (далее - Указание N 3240-У).
Следовательно, ломбардам при предоставлении потребительских займов необходимо оформлять залоговый билет по форме, установленной приказом Минфина России от 14 января 2008 г. N 3н "Об утверждении форм бланков строгой отчетности", и одновременно заключать договор согласно требованиям Закона N 353-ФЗ и Указания N 3240-У.
В этой связи законопроектом вносится изменение в Закон N 196-ФЗ, наделяющее Банк России правом утверждать форму залогового билета. Принятие законопроекта позволит Банку России утвердить форму залогового билета с учетом требований Закона N 353-ФЗ, включающую в себя таблицу, отражающую полную стоимость потребительского займа, что в свою очередь позволит ломбардам избежать необходимости оформления двух указанных выше документов.
Также законопроектом расширяются полномочия ломбарда в части возможности сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества и осуществления деятельности банковского платёжного агента.
В рамках совершенствования деятельности СКПК законопроект определяет СКПК как институт финансовой взаимопомощи своих членов и ассоциированных членов, в связи с чем вносятся изменения в статью 4 Федерального закона N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ).
В целях более полного соответствия российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рекомендациям ФАТФ при подготовке к четвертому раунду взаимных оценок Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег законопроектом вводится требование об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти у лиц, входящих в состав органов управления СКПК.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ) порядок образования и деятельности страховых кооперативов, права и обязанности их членов определяются указанным законом и законами, регулирующими порядок создания и деятельности страховых кооперативов. Вместе с тем, ни Закон N 193-ФЗ, ни какие-либо другие федеральные законы (ввиду их отсутствия в настоящее время) не регулируют деятельность страховых кооперативов.
Согласно общедоступным сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" в настоящее время зарегистрировано 7 сельскохозяйственных страховых кооперативов, в отношении которых отсутствует информация о прекращении ими своей деятельности.
Учитывая, что сельскохозяйственные страховые кооперативы не являются субъектами страхового дела, и надзор за их деятельностью не относится к компетенции Банка России, Банк России не располагает информацией о количестве договоров, заключенных сельскохозяйственными страховыми кооперативами и о размере обязательств, вытекающих из указанных договоров.
В соответствии со статьей 938 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры страхования в качестве страховщиков могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются Законом Российской Федерации N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1).
Учитывая изложенное, сельскохозяйственные страховые кооперативы не могут "фактически являться обществами взаимного страхования", для признания сельскохозяйственных страховых кооперативов обществами взаимного страхования необходимо получение лицензии на осуществление взаимного страхования.
В связи с этим законопроект фактически предоставляет существующим сельскохозяйственным страховым кооперативам право до вступления в силу законопроекта, а именно в течение 180 дней со дня его официального опубликования, привести свою деятельность в соответствие с законодательством Российской Федерации, то есть либо получить лицензию на осуществление взаимного страхования в соответствии со страховым законодательством либо реорганизоваться, а уже в течение 180 дней со дня вступления в силу федерального закона оставшиеся сельскохозяйственные страховые кооперативы (при наличии таковых) должны будут осуществить ликвидацию.
При этом сохранение в Федеральном законе N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" положений о сельскохозяйственных страховых кооперативах влечет риски осуществления страховой деятельности без лицензии, что является незаконным предпринимательством.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ) следующие изменения.
Законом N 151-ФЗ установлено, что юридическое лицо, создаваемое для осуществления микрофинансовой деятельности и приобретения статуса МФО, вправе использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая компания" или "микрокредитная компания" в течение девяноста календарных дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица.
В связи с этим на практике возникают случаи, когда налоговые органы отказывают в регистрации наименования с использованием вышеуказанных словосочетаний тем юридическим лицам, которые были созданы ранее, но впоследствии приняли решение о получении статуса МФО, ссылаясь на норму Закона N 151-ФЗ, в соответствии с которой использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая компания" или "микрокредитная компания" вправе только юридические лица, создаваемые для осуществления микрофинансовой деятельности и приобретения статуса МФО.
Учитывая изложенное, в целях устранения препятствий для юридических лиц, намеревающихся приобрести статус МФО, а также МФО, сведения о которых уже содержатся в реестре, по приведению их наименования в соответствие с требованиями Закона N 151-ФЗ предлагается наделить юридические лица, намеревающееся приобрести статус МФО, правом использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая компания" или "микрокредитная компания" в течение девяноста календарных дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица либо со дня государственной регистрации изменений, связанных с наименованием юридического лица.
Предлагается исключить из Закона N 151-ФЗ нормы, связанные с выдачей Банком России свидетельств, заменив их на выписки из государственного реестра микрофинансовых организаций.
В связи с необходимостью разработки и принятия нормативных актов Банка России, предусмотренных законопроектом, предусмотрена отсрочка вступления в силу закона на сто восемьдесят дней со дня его официального опубликования.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1 В настоящее время участились случаи реорганизации путем преобразования КПК с признаками финансовой пирамиды (в том числе крупными, с числом членов более 20 тысяч) при поступлении предварительного уведомления о проведении проверки.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок, принципов функционирования кредитных кооперативов и информирования потребителей финансовых услуг микрофинансовых институтов)"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок, принципов функционирования кредитных кооперативов и информирования потребителей финансовых услуг микрофинансовых институтов)" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок, принципов функционирования кредитных кооперативов и информирования потребителей финансовых услуг микрофинансовых институтов)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок, принципов функционирования кредитных кооперативов и информирования потребителей финансовых услуг микрофинансовых институтов)" потребует внесения изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок, принципов функционирования кредитных кооперативов и информирования потребителей финансовых услуг микрофинансовых институтов)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок, принципов функционирования кредитных кооперативов и информирования потребителей финансовых услуг микрофинансовых институтов)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти для обеспечения действия его норм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.