Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 777820-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Федеральным законом "О связи" в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи. Перечень универсальных услуг связи предусмотрен указанным Федеральным законом.
С момента принятия Федерального закона "О связи" существенно изменились как уровень проникновения услуг связи, так и технологии их оказания. В связи с этим за указанный период в рамках совершенствования системы универсального обслуживания пересматривался перечень универсальных услуг связи и механизмы обеспечения их оказания.
В то же время в более чем 25 тыс. населенных пунктов численностью от 100 до 250 человек современные услуги связи остаются недоступными.
Целями проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (далее - законопроект) является совершенствование системы оказания универсальных услуг связи в Российской Федерации, создание дополнительных условий для оказания современных услуг связи и развития российской инфраструктуры связи на всей территории Российской Федерации, защита интересов населения малонаселенных пунктов. Для оказания услуг связи в таких населенных пунктах законопроектом предусмотрены положения об обеспечении оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") с использованием точек доступа в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых не оказываются услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети "Интернет". Кроме того, в перечень универсальных услуг связи включаются услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа для оказания услуг связи в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых устанавливаются точки доступа, а также не оказываются услуги подвижной радиотелефонной связи.
Одновременно из Федерального закона "О связи" исключаются положения об оказании в составе универсальных услуг связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа, которые не обеспечивают современного уровня телекоммуникационных сервисов и не востребованы у пользователей услугами связи.
Законопроект также предусматривает возможность оснащения устанавливаемых в рамках оказания универсальных услуг связи таксофонов средствами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Кроме того, предусматривается запрет оператору универсального обслуживания отказываться от заключения договора присоединения сетей связи с другим оператором связи. Указанная мера необходима для закрепления гарантии недискриминационного доступа операторов связи и пользователей услугами связи к инфраструктуре связи, предназначенной для оказания универсальных услуг связи, и будет способствовать развитию сетей связи "малых" операторов связи.
Законопроектом предусматриваются иные изменения, направленные на совершенствование системы оказания универсальных услуг связи в Российской Федерации.
Законопроект подготовлен во исполнение мероприятия федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
В соответствии со статьями 59 и 60 Федерального закона "О связи" в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи формируется резерв универсального обслуживания. Средства резерва универсального обслуживания в полном объеме поступлений от источников его формирования расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены данным Федеральным законом.
Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2%.
Предлагаемые проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (далее - законопроект) изменения планируется осуществить без увеличения размера ставки обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования.
Реализация предлагаемого законопроектом отказа от использования пунктов коллективного доступа обеспечит экономию резерва универсального обслуживания в размере более 1 млрд. рублей ежегодно.
Обеспечение нововведений, предусмотренных законопроектом, планируется осуществлять поэтапно:
в населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек обеспечение оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") с использованием точек доступа и оказанием услуг подвижной радиотелефонной связи планируется осуществить до 2024 года включительно;
в населенных пунктах с населением от 100 до 250 человек, в которых не оказываются услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети "Интернет", обеспечение оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети "Интернет" с использованием точек доступа и оказанием услуг подвижной радиотелефонной связи планируется осуществить до 2026 года включительно.
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на оказание универсальных услуг связи на территории Российской Федерации (мероприятие "Обеспечение доступности услуг электросвязи на территории Российской Федерации") предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 13,75 млрд. рублей - в 2019 году, 13,82 млрд. рублей - в 2020 году, 13,85 млрд. рублей - в 2021 году.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" потребуется внести изменения в следующие акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 241 "О мерах по организации оказания универсальных услуг связи".
Необходимость внесения изменений обусловлена исключением из состава универсальных услуг связи услуги по передаче данных и доступу к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа без использования пользовательского оборудования абонента (пунктов коллективного доступа); установкой на таксофоны средств оповещения населения.
Также необходимо определить меры, необходимые для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Исполнители - Минкомсвязь России, Россвязь.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 242 "Об утверждении Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи".
Изменения связаны с исключением из состава универсальных услуг связи услуги по передаче данных и доступу к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа без использования пользовательского оборудования абонента (пунктов коллективного доступа).
Также должно быть установлено государственное регулирование тарифов на услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Исполнители - Минкомсвязь России, Россвязь.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2005 г. N 161 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия".
Изменения связаны с необходимостью установления порядка предоставления услуг по присоединению и пропуску трафика с использованием инфраструктуры связи (средств связи и сооружений связи), используемой для оказания универсальных услуг связи.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Исполнители - Минкомсвязь России, Россвязь, Роскомнадзор.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2005 г. N 627 "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования".
Изменения необходимо внести в части утверждения порядка регулирования тарифов на предоставление услуг по присоединению и пропуску трафика и тарифов на предоставление в пользование инфраструктуры связи, используемой для оказания универсальных услуг связи.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Исполнители - Минкомсвязь России, Россвязь.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 1284 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи".
Изменения необходимо внести в части установления обязанности оператора универсального обслуживания предоставлять иным операторам связи недискриминационный доступ к инфраструктуре связи, предназначенной для оказания универсальных услуг связи.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Исполнители - Минкомсвязь России, Россвязь, ФАС России.
6. Приказ Мининформсвязи России от 2 мая 2006 г. N 54 "Об утверждении Порядка ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи".
Изменения касаются необходимости исключения раздельного учета доходов и расходов в отношении услуги по передаче данных и доступу к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа без использования пользовательского оборудования абонента. Также необходимо включить в приказ положения, касающиеся учета доходов и расходов в отношении услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Исполнители - Минкомсвязь России, Россвязь.
7. Приказ Мининформсвязи России от 24 мая 2006 г. N 66 "Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика и на универсальные услуги связи".
Необходимость внесения изменений в Методику расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика и на универсальные услуги связи связана с изменением состава универсальных услуг связи.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Исполнители - Минкомсвязь России, Россвязь.
8. Приказ Минкомсвязи России от 2 июня 2015 г. N 194 "Об утверждении перечня населенных пунктов, в которых устанавливаемые точки доступа могут подключаться с использованием иных линий связи, кроме волоконно-оптических".
Необходимость внесения изменений в перечень населенных пунктов, в которых устанавливаемые точки доступа могут подключаться с использованием иных линий связи, кроме волоконно-оптических, связана с изменением принципов оказания универсальных услуг связи.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Исполнители - Минкомсвязь России, Россвязь.
9. Приказ Минкомсвязи России от 30 сентября 2015 г. N 371 "Об утверждении требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг связи".
Изменения предполагают признание утратившими силу требований к построению, управлению, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия сети связи при оказании универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа (без использования пользовательского оборудования абонента) (приложения N 2 к данному приказу).
Также должны быть внесены изменения в технические требования к оборудованию таксофонов, утверждены технические требования к инфраструктуре универсальных услуг связи, используемой для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Исполнители - Минкомсвязь России, Россвязь.
10. Приказ Минкомсвязи России от 16 октября 2018 г. N 545 "Об утверждении Порядка представления оператором универсального обслуживания информации о результатах оказания универсальных услуг связи в Российской Федерации и сведений о выполнении установленных требований к оказанию универсальных услуг связи и Методики измерения доступности универсальных услуг связи и работоспособности средств коллективного доступа".
Необходимо исключить положения, касающиеся предоставления информации об оказании универсальных услуг связи по передаче данных и доступу к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа без использования пользовательского оборудования абонента (пунктов коллективного доступа).
Также необходимо дополнить приказ нормами, регулирующими предоставление информации об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Исполнители - Минкомсвязь России, Россвязь.
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" потребуется принять:
приказ Минкомсвязи России "Об утверждении перечня населенных пунктов с населением от ста до пятисот человек, в которых должны быть установлены точки доступа и в которых точки доступа должны быть оборудованы средствами связи для оказания услуги подвижной радиотелефонной связи".
Приказом будут установлены перечень населенных пунктов с населением от ста до пятисот человек, в которых должны быть установлены точки доступа и перечень населенных пунктов, в которых точки доступа должны быть оборудованы средствами связи для оказания услуги подвижной радиотелефонной связи. В процессе разработки возможно объединение двух перечней в один.
Срок - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Исполнители - Минкомсвязь России, Россвязь.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.