Пояснительная записка к проекту федерального закона N 785133-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам"

 

Досье на проект федерального закона

 

Одной из важнейших задач реализации государственной национальной политики Российской Федерации в целях обеспечения исполнения Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) является внедрение эффективного инструмента учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы). Законопроектом предлагается ввести механизм такого учета граждан Российской Федерации, относящихся к коренным малочисленным народам, в целях обеспечения реализации предоставленных им социальных и экономических прав, в том числе на защиту их исконной среды обитания, сохранение традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, замену военной службы альтернативной гражданской службой, сохранение и развитие самобытной культуры, осуществление территориального общественного самоуправления с учетом национальных, исторических и иных традиций.

Учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики (далее - уполномоченный орган). Он будет осуществляться на основании заявлений лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, а также сведений, представленных органами государственной власти, органами местного самоуправления и общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Предлагается введение механизма подтверждения соответствия лица признакам коренных малочисленных народов, предусмотренным абзацем первым пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 82-ФЗ. Так, в целях подтверждения этих сведений уполномоченный орган будет вправе запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общин коренных малочисленных народов Российской Федерации информацию, основанную на данных, которыми указанные органы располагают в связи с реализацией уже возложенных на них полномочий*.

Порядок ведения учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам (в том числе требования к техническим и программным средствам, необходимым для ведения учета), и межведомственного взаимодействия будут определены Правительством Российской Федерации.

По своей правовой природе учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, является государственной услугой. В связи с этим потребуется принятие мер по обеспечению соблюдения всех требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в том числе в отношении своевременности предоставления государственной услуги, полноты, актуальности и достоверности информации, предоставляемой заявителям) относительно порядка получения государственной услуги, возможности ее предоставления по выбору заявителя в электронной форме (посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг) или иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо через многофункциональный центр. Взимание платы с лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, в связи с ведением их учета осуществляться не будет.

Законопроект предполагает общий срок предоставления государственной услуги - 30 дней. Данный срок может быть продлен только в случае направления уполномоченным органом в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в общины коренных малочисленных народов указанных запросов для получения или подтверждения сведений о заявителе, но не более чем на 180 дней. Максимальный период продления срока предоставления государственной услуги обусловлен сроками обработки запросов и прохождения почтовых отправлений из отдаленных территорий, относящихся к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (в случае отсутствия у органа или общины, которым направляется запрос, доступа к системе межведомственного электронного документооборота).

Информация о представителях коренных малочисленных народов подлежит защите в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность коренных малочисленных народов составляла 316 тысяч человек. Прогнозируемое с учетом прироста численности населения количество граждан Российской Федерации, сведения о которых должны быть внесены в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, а также необходимость соблюдения требований законодательства Российской Федерации к порядку, способам и срокам предоставления государственной услуги, формированию и защите информационных систем, содержащих персональные данные, влекут необходимость установления двухлетнего переходного периода, в течение которого будет осуществляться накопление сведений. Особый порядок вступления в силу отдельных положений законопроекта, предусматривающих обязательность использования заинтересованными органами указанных сведений, обусловлен необходимостью установления такого переходного периода.

Организация учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, позволит минимизировать количество злоупотреблений в сфере предоставления социальных и экономических прав представителям коренных малочисленных народов и обеспечить беспрепятственную реализацию предоставленных им прав.

Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей и на реализацию государственных программ Российской Федерации.

Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

------------------------------

* Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 82-ФЗ, частью 1.2 статьи 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 6.1 Федерального закона от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пунктом 7.2 части 1, пунктом 7 части 1 статьи 14.1, пунктом 6.2 части 1 статьи 15, пунктом 5 части 1 статьи 15.1, пунктом 7.2 части 1 статьи 16, пунктом 7 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлены полномочия, реализация которых связана с получением информации о ведении гражданами традиционного образа жизни, в том числе кочевого и полукочевого, традиционной хозяйственной деятельности.

------------------------------

 

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам"

 

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам" потребует дополнительных расходов федерального бюджета Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается, что учету подлежат следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии); дата и место рождения; место жительства в Российской Федерации; данные документа, удостоверяющего личность; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии); страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии); наименование малочисленного народа; сведения о ведении традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и другие.

На основании подлежащих учету сведений будет формироваться список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам (далее - список).

Для обеспечения сбора и обработки сведений, ведения списка и предоставления гражданам выписок из него потребуется увеличение штатной численности уполномоченного органа на 10 единиц. Также потребуется создание программного модуля ведения списка в рамках государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

На указанные цели потребуется выделение дополнительных ассигнований из федерального бюджета:

на увеличение штатной численности центрального аппарата уполномоченного органа на 10 единиц - в объеме 6,282 млн. рублей ежегодно;

на формирование программного модуля ведения списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, в рамках государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений - в объеме 18,129 млн. рублей единовременно.

 

Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам"

 

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.

 

Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам"

 

В целях реализации федерального закона потребуется издание следующих актов:

постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2015 г. N 368";

постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, предоставления содержащихся в нем сведений и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления с уполномоченным органом в связи с ведением данного списка";

постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2017 г. N 1312 "О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций";

приказ Федерального агентства по делам национальностей "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по учету лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации".

Принятие федерального закона не повлечет приостановления и признания утратившими силу, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, а также приостановления и признания утратившими силу иных актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.