Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 798485-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части изменения периода применения повышенной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части изменения периода применения повышенной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет)" разработан в целях совершенствования порядка распределения налога на прибыль между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Эффективное распределение доходов от различных видов налогов между уровнями бюджетной системы обеспечивает стабильное функционирование и устойчивое развитие территорий с учетом особенностей каждого субъекта РФ, формирует точки роста в регионах со значительными территориальными и иными преимуществами и налоговым потенциалом, и поддержку регионов, которые в настоящий момент времени имеют ослабленный налоговый потенциал.
Важное значение при перераспределении налоговых доходов от субъектов РФ к РФ в целом и далее к субъектам РФ имеет принцип умеренности, когда при изъятии доходов от одних субъектов РФ в пользу федерального бюджета и распределении в адрес субъектов РФ с ослабленным налоговым потенциалом, не допускается ситуация, при которой регион-донор становится дотационным и ограниченным в инструментах развития своей территории ввиду ограничений накладываемых бюджетным законодательством на дотационные регионы. Эта "искусственная" дотационность создает отрицательные стимулы для инвестиционной деятельности на территории региона, формирует социальную напряженность среди жителей региона, которые осознают несправедливость имеющегося порядка вещей.
Временная централизация 1% налога на прибыль в федеральный бюджет, направленная на перераспределение налоговых доходов регионов в пользу регионов с наименьшей бюджетной обеспеченностью, которая должна была закончиться в 2020 году, была продлена до 2024 года в 2018 году. Изначально предполагалось перераспределение порядка 117 млрд. рублей, при этом дополнительный прирост налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, предполагалось оставлять в регионах. По факту в 2017 и 2018 году за счет дополнительного 1% в федеральный бюджет были централизованы налоговые доходы в большей сумме, чем предполагалось. Часть централизованных средств была направлена на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, часть на финансирование грантов на поощрение регионов, как и предполагалось изначально, но возникли и дополнительные суммы, которые не были возвращены напрямую в регионы, откуда произошла централизация, а были направлены на финансирование различных межбюджетных трансфертов (в основном на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации) - фактически эти средства вернулись на уровень регионов, но уже не в качестве собственных налоговых доходов, а в виде помощи из федерального бюджета и не обязательно в те регионы, в которых произошла централизация налога на прибыль.
При этом нужно отметить, что поступления в федеральный бюджет от налога на прибыль выросли с 2016 года по 2018 год с 491 млрд. рублей до 995,5 млрд. рублей, из которых порядка 195 млрд. рублей составили в 2018 году дополнительные поступления от централизации 1%, то есть дополнительный прирост налога на прибыль в федеральный бюджет (без учета централизации 1%) превысил 300 млрд. рублей, что значительно превышает перераспределяемые с помощью централизации 1% ресурсы.
В настоящее время происходит реализация национальных проектов как инструментов обеспечения интенсивного развития экономики страны - уже сейчас можно сделать выводы, что при отсутствии у регионов собственных доходов, которые они могут направлять на выполнение своих обязательств при реализации национальных проектов и на обеспечение внутрирегиональной стабильности, вероятность достижения поставленных целей значительно снизится, а также возникнут последующие проблемы при использовании и сопровождении созданной в рамках национальных проектов инфраструктуры - она может оказаться неподъемной для регионов.
В качестве примеров обязательств регионов при реализации национальных проектов, которые требуют наличия собственных свободных доходов у регионов, можно привести следующие:
- для того, чтобы построить в рамках национального проекта дополнительную школу или детский сад, необходимо сформировать проектно-сметную документацию по предполагаемому объекту, подготовить земельный участок, пройти экспертизы документации и проекта - эти работы могут быть проведены только за счет свободных средств бюджета региона или муниципалитета (если свободных собственных доходов у муниципалитета или региона нет, то и возможности финансирования таких работ нет, а без них невозможно и участвовать в национальном проекте). Кроме того по завершении строительства дополнительной школы или детского сада на регион ляжет дополнительная бюджетная нагрузка по их содержанию и поддержанию в рабочем состоянии - если у региона соответствующих собственных доходов нет, то и содержать в надлежащем состоянии эти объекты в дальнейшем будет затруднительно;
- аналогичная ситуация с объектами по национальному проекту Экология - для участия в национальном проекте путем создания новых очистных сооружений требуется сформировать проектно-сметную документацию на них, пройти экспертизы - это требует выделения значительных собственных средств регионального бюджета, без чего невозможно само участие в национальном проекте и улучшение в этой части жизни людей. После строительства очистных сооружений также потребуются значительные бюджетные расходы на их обслуживание, замену сменных элементов, проведение плановых ремонтов - соответственно должны быть собственные доходы у региональных бюджетов, которые можно направить на эти цели.
Увеличение собственных налоговых доходов субъектов РФ за счет более ранней отмены централизации 1% налога на прибыль позволит:
- повысить собственную доходную базу всех регионов на период 2021-2024 годы,
- снизить дотационность бюджетной системы РФ в части уровня регионов,
- сформировать дополнительные ресурсы регионов для содействия успешной реализации национальных проектов и последующего содержания создаваемой в рамках национальных проектов инфраструктуры.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения направлены на досрочный возврат ранее централизованной части собственных налоговых доходов регионов в виде 1% налога на прибыль обратно в регионы (начиная не с 2025 года, а с 2021 года).
Дату вступления проекта федерального закона в силу предлагается установить со дня его официального опубликования. Изменяемые положения, исходя из их содержания, будут применяться к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Принятие и реализация проекта федерального закона приведет к перераспределению поступлений по налогу на прибыль между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, что отразится в снижении в период 2021-2024 годов ежегодных поступлений от указанного налога в федеральный бюджет, в то же время увеличатся ежегодные поступления в бюджеты субъектов РФ на аналогичную сумму, это не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Снижение поступлений от налога на прибыль в федеральный бюджет за счет отмены централизации 1% налога на прибыль в 2021 - 2024 годах может быть компенсировано по следующим направлениям:
- уменьшение размера межбюджетных трансфертов в адрес регионов, которые в результате перераспределения поступлений по налогу на прибыль увеличат свои собственные налоговые доходы и перейдут из категории дотационных в регионы-доноры или уменьшат свою дотационность;
- увеличение общего уровня налоговых поступлений за счет реализации инфраструктурных, социальных и иных проектов в субъектах РФ (в том числе в рамках национальных проектов), которые увеличат свои налоговые доходы за счет отмены централизации 1% налога на прибыль.
Проект федерального закона поддерживается органами государственной власти следующих субъектов Российской Федерации: Самарская область, Тюменская область, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Иркутская область, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.
Также проект федерального закона получил положительные экспертные заключения Института реформирования общественных финансов, Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части изменения периода применения повышенной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет)"
Указанным проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения периода применения повышенной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет.
В отношении указанных налоговых доходов проектом федерального закона предусматривается изменение периода применения повышенной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 2017 - 2024 годов на 2017 - 2020 года.
Реализация проекта федерального закона приведет к перераспределению поступлений по данному налогу между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в 2021 - 2024 годах, что отразится в снижении ежегодных поступлений от указанного налога в федеральный бюджет на сумму около 195 млрд. руб. при поступлениях данного налога на уровне 2018 года, в то же время увеличатся ежегодные поступления в бюджеты субъектов РФ на аналогичную сумму. Снижение поступлений от налога на прибыль в федеральный бюджет в 2021 - 2024 годах может быть компенсировано по следующим направлениям:
- уменьшение размера межбюджетных трансфертов в адрес регионов, которые в результате перераспределения поступлений по налогу на прибыль увеличат свои собственные налоговые доходы и перейдут из категории дотационных в регионы-доноры или уменьшат свою дотационность;
- увеличение общего уровня налоговых поступлений за счет реализации инфраструктурных, социальных и иных проектов в субъектах РФ (в том числе в рамках национальных проектов), которые увеличат свои налоговые доходы за счет отмены централизации 1% налога на прибыль.
Принятие предлагаемых проектом федерального закона норм позволит повысить собственную доходную базу всех регионов на период 2021-2024 годы, уменьшить общую дотационность бюджетной системы РФ на уровне субъектов РФ, повысить заинтересованность субъектов РФ в увеличении прибыли работающих на их территории предприятий, сформировать ресурсную базу для содействия успешной реализации национальных проектов и последующего содержания создаваемой в рамках национальных проектов инфраструктуры, обеспечит создание новых рабочих мест при реализации дополнительных инфраструктурных и социальных проектов, что с учетом мультипликативного эффекта приведет к повышению эффективности использования средств бюджетов, развития субъектов РФ и снижению экономических рисков.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части изменения периода применения повышенной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части изменения периода применения повышенной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.