Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 802508-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" (далее - МРОТ) внесены изменения, предусматривающие введение механизма ежегодного установления МРОТ в размере 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (далее - прожиточный минимум) за II квартал предыдущего года.
При этом начиная с 1 января 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ должен устанавливаться федеральным законом.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - законопроект) предлагается изложить в новой редакции часть первую статьи 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", установив МРОТ с 1 января 2020 г. в сумме 12 130 рублей в месяц, что составляет 100% величины прожиточного минимума за II квартал 2019 г.
Повышение МРОТ по отношению к установленному с 1 января 2019 г. (11 280 рублей в месяц) составит 850 рублей (рост на 7,5%).
Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума.
В связи с указанной нормой Трудового кодекса Российской Федерации законопроектом также предлагается дополнить часть вторую статьи 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" после слов "в размере" словами "не ниже", уточнив тем самым, что МРОТ устанавливается ежегодно с 1 января соответствующего года на уровне не ниже величины прожиточного минимума за II квартал предыдущего года.
Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 3,2 млн. работников.
Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2020 г.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" предлагается установить с 1 января 2020 г. минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) в сумме 12 130 рублей в месяц, что составляет 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2019 г. Указанная величина прожиточного минимума установлена приказом Минтруда России от 9 августа 2019 г. N 561н "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2019 года".
Повышение МРОТ в 2020 году составит 850 рублей (рост на 7,5%) по отношению к установленному с 1 января 2019 г. (11 280 рублей в месяц). При этом с учетом применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате минимальный уровень оплаты труда вырастет дифференцированно от 850 рублей в центральных и южных районах до 2550 рублей в Чукотском автономном округе (наибольшие значения указанных коэффициентов и надбавок).
Расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2020 году (к 2019 году) составят 20,9 млрд. рублей, в том числе работников федеральных государственных учреждений - 5,8 млрд. рублей и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений - 15,1 млрд. рублей. При этом треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему Российской Федерации в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц.
Реализация указанного законопроекта будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на 2020 год в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Дополнительные расходы организаций реального сектора экономики в связи с повышением МРОТ составят 20,8 млрд. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.