Заключение Комиссии Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии
на проект законодательной инициативы N 7-865 "О внесении изменений в статьи 1 и 35 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" и статью 9 Федерального закона "О производственных кооперативах", подготовленный Самарской Губернской Думой
Досье на проект федерального закона
Комиссия Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии рассмотрела проект законодательной инициативы N 7-865 "О внесении изменений в статьи 1.и 35 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" и статью 9 Федерального закона "О производственных кооперативах", подготовленный Самарской Губернской Думой, и отмечает следующее.
Проектом законодательной инициативы (далее - законопроект) предусматривается внесение изменений в статьи 1 и 35 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" и статью 9 Федерального закона "О производственных кооперативах", в части определений стоимости паевого взноса, порядка ее выплаты и применения понятия ' "пай" к сельскохозяйственным производственным кооперативам.
Законопроектом предлагается ввести новые определения стоимости паевого взноса члена и ассоциированного члена кооператива и обязанность отражения ее в документации кооператива, а также ее выплаты лицу, прекратившему членство (ассоциированное членство) в кооперативе, или его наследникам. Также исключается необходимость оценки стоимости паевого взноса, превышающего размер обязательного паевого взноса, которая передается с согласия члена кооператива в его дополнительный паевой взнос, поскольку превышение паевого взноса над обязательным паевым взносом возможно и при внесении паевого взноса в исключительно денежной форме, которая не предполагает специальной оценки.
Кроме того, в Федеральный закон от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), вводится норма о нераспространении определения понятия "пай", содержащегося в этом Законе, на паи членов сельскохозяйственных производственных кооперативов, для которых дано иное определение.
Данные предложения аргументируется авторами законопроекта тем, что вследствие возникновения многочисленных споров, связанных с выплатой стоимости пая лицам, прекратившим членство в сельскохозяйственных производственных кооперативах (их наследникам), возникла необходимость однозначного закрепления на федеральном уровне особенностей понятия "стоимость пая" применительно к паям членов (ассоциированных членов) сельскохозяйственных производственных кооперативов.
Следует отметить, что Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ) определяет понятие пая члена сельскохозяйственного производственного кооператива иным образом, чем Федеральный закон N 41-ФЗ. Это противоречие, создает условия для необоснованного требования членами сельскохозяйственных производственных кооперативов (их наследниками) выплаты стоимости пая, рассчитанной в зависимости от стоимости чистых активов.
Также в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 193-ФЗ выплате подлежит стоимость паевого взноса. Однако ни Федеральный закон N 41-ФЗ, ни Федеральный закон N 193-ФЗ не дают определения понятия "стоимость паевого взноса".
Однако по законопроекту имеются замечания.
Федеральным законом N 193-ФЗ уже предусмотрено, что стоимость паевого взноса подлежит выплате выходящему члену кооператива после утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (пункт 1 статьи 18), а в случае если в соответствии с уставом кооператива выплата стоимости паевого взноса и другие причитающиеся выплаты выходящему члену кооператива осуществляются в срок, превышающий шесть месяцев со дня утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кооператива, правление кооператива обязано выдать выходящему члену кооператива документ, подтверждающий сумму, сроки и порядок осуществления этих выплат (пункт 10 статьи 18). В членской книжке, которая также является документом кооператива (статья 39 Федерального закона N 193-ФЗ), указывается размер паевого взноса, размер приращенного пая и размер возвращенных паевых взносов в соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона N 193-ФЗ.
Законопроектом предлагается отражать стоимость паевого взноса в документации кооператива, при этом приоритет отдается сведениям, содержащимся в членской книжке, однако в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 193-ФЗ в состав документации кооператива входят протоколы общих собраний членов кооператива, заседаний правления кооператива и заседаний наблюдательного совета кооператива, реестр членов кооператива и ассоциированных членов кооператива, членские книжки. Кроме того, стоимость паевого взноса не входит в состав сведений, установленных пунктом 6 статьи 15 Федерального закона N 193-ФЗ, и обязательных к указанию в членской книжке.
Таким образом, не ясно, в каких именно документах кооператива должна отражаться стоимость паевого взноса и каким образом будет устанавливаться приоритет членской книжки перед утвержденной общим собранием кооператива бухгалтерской (финансовой) отчетностью, проверенной ревизионным союзом.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии рекомендует доработать и внести в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 35 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" и статью 9 Федерального закона "О производственных кооперативах", подготовленный Самарской Губернской Думой.
Председатель Комиссии, |
А.А. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.