Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 808189-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имеет целью уточнение механизмов реализации правоотношения по управлению залогом и правоотношения синдицированного кредитования.
Законопроект прежде всего содержит положения о возможности заключения одним из участников синдиката кредиторов соглашения о финансировании участия в кредите или займе с третьим лицом (внешним участником).
Предусмотренные действующим российским законодательством договорные конструкции не отвечают в полной мере запросу на правовое оформление отношений так называемого фондированного субучастия. В правопорядках, где принцип свободы договора действует значительно шире, такого рода соглашения не имеют легального закрепления в качестве специальных договорных форм, но и не ставятся под сомнение судами (такие соглашения признаются правовыми системами Великобритании, Нидерландов, Германии, Франции и др.). Заключение подобного рода соглашений по российскому праву в качестве непоименованных сопряжено с риском их квалификации судами как договоров займа, договоров комиссии или иных договоров, положения о которых зафиксированы в части 2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Между тем "фондированное субучастие" - особая модель правоотношения, подразумевающая распределение между его сторонами не только рисков неполучения прибыли, но и рисков невозврата вложений. При наличии таких рисков ни одна из сторон по общему правилу не может рассчитывать на получение от другой стороны процентов или комиссионного вознаграждения.
Потребностям рынка отвечает такая правовая конструкция, применение которой позволит сторонам соглашения, действуя на свой страх и риск в надежде получить доход от финансирования заемщика, распределить также риски невозврата заемщиком средств, полученных им по договору синдицированного кредита (займа).
В силу соглашения о финансировании участия в кредите (займе) его стороны действуют в общих интересах, при этом внешний участник передает участнику синдиката денежные средства в определенном размере, а участник синдиката, получив такие денежные средства, с их помощью осуществляет свои права и исполняет обязанности по договору синдицированного кредита (займа). В проектируемой статье 10.1 Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предложен ряд как императивных, так и действующих по умолчанию диспозитивных норм, регулирующих отношения сторон по соглашению о финансировании участия в кредите (займе).
Практика применения статьи 356 ГК РФ и Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" показала, что ряд элементов конструкций управления залогом и синдицированного кредита (займа) нуждаются в корректировке.
Законопроект уточняет ряд положений статей 103.4 и 103.5-1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1, пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункта 1 статьи 20 и статьи 22 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", статей 377 и 378 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года, части 7 статьи 9 Федерального закона от 14 марта 2009 года N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", статьи 53 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и самого Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", облегчая процедуры государственной регистрации или учета залога с учетом следующих обстоятельств.
Положения Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающие возможность перемены лиц среди участников синдиката кредиторов, допускают частую и неоднократную их замену. Такая же замена возможна и в случаях, когда между кредиторами одного должника заключен договор управления залогом (статья 356 ГК РФ).
Вместе с тем имена или наименования актуального в текущую дату круга участников синдиката кредиторов или залогодержателей' не имеют значения для третьих лиц, знакомящихся с государственными или иными реестрами, в которых содержатся сведения о залоге имущества должника.
Гораздо большее значение для таких третьих лиц имеет то обстоятельство, что права и обязанности всех участников синдиката кредиторов осуществляют кредитный управляющий или управляющий залогом, имя или наименование которых указывается в соответствующем реестре. В то же время постоянная (возможно, ежедневная) актуализация списка залогодержателей в государственном или ином реестре требует значительных усилий со стороны кредитного управляющего или управляющего залогом, а также неизбежно влечет за собой увеличение расходов по исполнению договора синдицированного кредита (займа) или договора управления залогом и, как следствие, увеличение стоимости кредита для заемщика.
Указанное обстоятельство препятствует развитию на практике институтов управления залогом и синдицированного кредитования. В целях преодоления этого препятствия вышеперечисленные положения отдельных Федеральных законов предлагается дополнить указанием на то, что в случае заключения договора управления залогом или договора синдицированного кредита (займа), который предусматривает наделение кредитного управляющего правами и обязанностями управляющего залогом, сведения о залогодержателе при государственной регистрации или учете залога не указываются, при этом в качестве залогодержателя при государственной регистрации или учете залога должен быть указан управляющий залогом или кредитный управляющий с отметкой о том, что он действует в этом качестве.
Другая группа поправок в отдельные Федеральные законы, включенных в законопроект, связана с необходимостью уточнения порядка совершения действий кредитным управляющим по договору синдицированного кредита (займа) в деле о банкротстве должника. Ввиду того, что в силу статьи 4 Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" кредитный управляющий выступает в отношениях с третьими лицами от имени всех кредиторов, раздельное осуществление всеми кредиторами своих требований в деле о банкротстве должника не только нецелесообразно, но и противоречит существу материально-правового отношения, складывающегося между сторонами договора синдицированного кредита (займа).
По этой причине в законопроекте реализуется концепция единого требования кредитного управляющего в банкротстве, в силу которой все требования участников синдиката кредиторов о возврате полученных заемщиком денежных средств, об уплате процентов за пользование денежными средствами и иных платежей, за вычетом требований, осуществляемых одним или несколькими участниками синдиката кредиторов самостоятельно в специальном предусмотренном законом порядке, признаются указанным единым требованием участников синдиката.
В целях реализации и защиты единого требования кредитный управляющий по договору синдицированного кредита (займа) признается конкурсным кредитором и совершает предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации прав конкурсного кредитора действия от своего имени и в интересах всех участников синдиката кредиторов, за исключением тех участников синдиката, которые приняли решение о самостоятельном участии в деле о банкротстве. Кредитный управляющий будет осуществлять указанные полномочия конкурсного кредитора в том числе в случаях, когда полномочия по управлению залогом возложены на другое лицо в соответствии с заключенным между кредиторами договором об управлении залогом
Если иное не предусмотрено договором синдицированного кредита (займа), любой участник синдиката кредиторов будет вправе обратиться к иным участникам синдиката с предложением рассмотреть вопрос о подаче в арбитражный суд заявления о признании заемщика или иного обязанного лица по обязательствам, возникшим из этого договора, банкротом, направив соответствующее уведомление кредитному управляющему, который будет обязан уведомить остальных участников синдиката о поступившем предложении и предложить участникам синдиката кредиторов рассмотреть вопрос о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Кредитный управляющий вправе также по своей инициативе предложить остальным участникам синдиката кредиторов рассмотреть указанный вопрос.
Если иное не предусмотрено договором синдицированного кредита (займа), решение участников синдиката кредиторов о подаче заявления о признании должника банкротом принимается большинством голосов участников синдиката кредиторов.
Вновь вводимая в Федеральный закон от 31 декабря 2017 года N 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 5.1 содержит также правила о том, каким образом один или несколько участников синдиката кредиторов смогут выделить свое требование из состава единого требования, осуществляемого в деле о банкротстве кредитным управляющим, чтобы осуществлять такое отдельное требование самостоятельно. Положения этой статьи допускают также, что договором синдицированного кредита (займа) может быть предусмотрено, что один или несколько участников синдиката кредиторов, за исключением кредитного управляющего, вправе самостоятельно обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом и участвовать в деле о банкротстве должника.
Принятие законопроекта позволит расширить правовой инструментарий, используемый российскими участниками рынка кредитования, что в числе прочего будет способствовать повышению привлекательности российской юрисдикции.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Введение в действие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется внесение изменений в иные акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.