Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 802504-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - законопроект о бюджете Фонда) основывается на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, а также на положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20.02.2019, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
При формировании доходной части бюджета ПФР учитывалось поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) исходя из установленного на постоянной основе тарифа страхового взноса на ОПС в размере 22% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 10% свыше установленной предельной величины базы, которая в 2020 году составит 1 292,0 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Бюджет ПФР на 2020 - 2022 годы сформирован с учетом следующих особенностей:
- предусмотрены расходы на реализацию федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей", включенного в национальный проект "Демография", в части расходов на предоставление материнского (семейного) капитала (МСК) с учетом индексации его размера по прогнозному индексу потребительских цен, равному 3%, и установленному на 2020 год проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2020 - 2022 годы в размере 466 617 рублей (с 2015 года размер МСК не индексировался);
- в расходах на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) ветеранам в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" учтены расходы на выплаты новой категории граждан - лицам, принимавшим в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан;
- расходы на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии (ФСД) предусмотрены с учетом превышения уровня материального обеспечения неработающего пенсионера над величиной ПМП в субъекте, не превышающего величины ПМП в целом по Российской Федерации, в каждом году на сумму индексаций пенсий и ЕДВ в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2019 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", а также с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2019 г. N 975 "Об утверждении Правил определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии";
- в расходах на компенсационные выплаты родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" учтено увеличение размера выплаты до 10 000 рублей в месяц;
- в расходах на ежегодную денежную выплату ко Дню Победы гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы" учтены средства, зарезервированные на единовременную выплату некоторым категориям граждан к 75-й годовщине празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов;
- расходы на выплату страховых пенсий рассчитаны с учетом изменений, внесенных в список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 805;
- средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР в виде межбюджетного трансферта на выплату ЕДВ, не включают в себя суммы, предназначенные для предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отдельным категориям граждан;
- пролангация "моратория" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии (законопроект N 802512-7);
- проект бюджета ПФР на 2020 - 2022 годы учитывает положения Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Закон N 350-ФЗ).
Общее материальное обеспечение неработающих пенсионеров с учетом мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии будет выше прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает общероссийскую величину ПМП, на сумму индексаций пенсий и ЕДВ в текущем году.
Следует отметить, в проекте бюджета ПФР на 2020 - 2022 годы не предусмотрены средства федерального бюджета на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров, в связи с передачей с 2020 года полномочий по софинансированию социальных программ субъектов Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации. Остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели, которые образуются по состоянию на 1 января 2020 года в бюджете Фонда, будут возвращены в федеральный бюджет.
Основные показатели бюджета на 2020 - 2022 годы представлены в таблице:
(млрд. рублей) | |||||
Основные показатели |
Утверждено на 2019 год |
Рост (+)/снижение (-) 2020 г. к 2019 г., % |
|||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|||
ДОХОДЫ - всего, |
8 612,68 |
8 923,85 |
9 296,54 |
9 720,81 |
+3,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
8 568,59 |
8 876,87 |
9 247,61 |
9 646,50 |
+3,6 |
в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
44,09 |
46,98 |
48,93 |
74,30 |
+6,6 |
из общего объема доходов: |
|
|
|
|
|
межбюджетные трансферты, полученные: |
3 322,40 |
3 243,4 |
3 221,6 |
3 197,4 |
-2,4 |
из федерального бюджета, в т. ч. |
3 319,20 |
3 238,9 |
3 216,0 |
3 191,0 |
- 2,4 |
на обязательное пенсионное страхование |
1 052,1 |
966,7 |
880,9 |
795,1 |
-8,1 |
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
54,6 |
68,8 |
73,4 |
78,6 |
+26,0 |
на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала |
677,0 |
694,1 |
681,2 |
680,3 |
+2,5 |
на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов |
90,7 |
100,9 |
115,0 |
130,7 |
+11,2 |
на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии |
86,0 |
47,9 |
44,4 |
56,0 |
-44,3 |
на выплату пенсий, пособий, социальных выплат за счет федерального бюджета |
1 358,8 |
1 360,5 |
1 421,1 |
1 450,3 |
+0,1 |
из бюджетов субъектов Российской Федерации |
3,2 |
4,5 |
5,6 |
6,4 |
+40,6 |
РАСХОДЫ - всего, |
8 635,91 |
9 042,24 |
9 325,03 |
9 702,29 |
+4,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
8 568,59 |
8 999,84 |
9 276,42 |
9 646,50 |
+5,0 |
в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
67,32 |
42,42 |
48,61 |
55,78 |
-37,0 |
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+), всего, в том числе: |
-23,23 |
-118,41 |
-28,49 |
+18,52 |
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
0,00 |
-122,97 |
-28,81 |
0,00 |
|
по накопительной составляющей бюджета |
-23,23 |
+4,56 |
+0,32 |
+18,52 |
|
Источники покрытия дефицита: |
|
|
|
|
|
средства пенсионных накоплений |
23,23 |
|
|
|
|
Справочно: |
|
|
|
|
|
Остатки средств бюджета ПФР на начало периода |
|
122,97 |
28,81 |
0,00 |
|
Прогнозируемый общий доход бюджета Фонда в 2020 году составит 8 923,85 млрд. рублей, что на 3,6% больше объема доходов 2019 года, из них 8 876,87 млрд. рублей - доходы в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.
В 2021 - 2022 годах общий объем доходов составит 9 296,54 млрд. рублей и 9 720,81 млрд. рублей соответственно.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОПС прогнозируется в 2020 году в объеме 5 620,5 млрд. рублей, что на 7,4% больше, чем в 2019 году, из них страховые взносы на ОПС на выплату страховых пенсий прогнозируется в объеме 5 620,3 млрд. рублей, увеличение к 2019 году - 7,4%, из них в т.ч.:
- страховые взносы на ОПС от плательщиков, производящих выплаты физическим лицам с учетом погашения задолженности за истекшие расчетные периоды и мобилизации доходов - 5 376,5 млрд. рублей (рост к 2019 году - 6,9%). В составе страховых взносов учтены поступления от отдельных категорий плательщиков, применяющих пониженный тариф страховых взносов, (организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий - 8%, организации, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития - 6% и др.);
- страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному для отдельных категорий страхователей в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах, дающих право на назначение страховой пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста - 82,6 млрд. рублей;
- страховые взносы от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам - 161,1 млрд. руб.(рост к 2019 году - 29,9%). Размер страхового взноса в фиксированном размере для указанных плательщиков за расчетный период 2020 года установлен Налоговым кодексом Российской Федерации в размере 32 448 рублей, обеспечивающего формирование не менее одного пенсионного коэффициента. На 2021 - 2022 годы прогнозный фиксированный размер определен главным администратором доходов бюджета ПФР (Федеральной налоговой службой Российской Федерации).
- поступления страховых взносов, уплачиваемых лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию - 172,7 млн. рублей (рост в 3 раза к 2019 году).
Взносы от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и организаций угольной промышленности, зачисляемые в бюджет Фонда на выплату доплат к пенсии, прогнозируются в 2019 году в сумме 8,6 млрд. рублей и 2,5 млрд. рублей соответственно.
Общая сумма межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета бюджету ПФР, в 2020 году прогнозируется в объеме 3 238,9 млрд. рублей, что на 2,4% меньше, чем в 2019 году (в 2021 - 2022 годах объемы межбюджетных трансфертов составят 3 216,0 млрд. рублей и 3 191,0 млрд. рублей соответственно).
Объем межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение выплаты страховой пенсии составит 1 830,5 млрд. рублей, что меньше объемов 2019 года на 2,3 процента, из них в том числе:
- на обязательное пенсионное страхование - 966,7 млрд. рублей (снижение к 2019 году на 8,1%);
- на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 100,9 млрд. рублей (рост против 2019 года на 11,2%);
- на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала - 694,1 млрд. рублей (рост к 2019 году на 2,5%);
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для отдельных категорий страхователей - 68,8 млрд. рублей (рост к 2019 году на 26%).
В данном случае, несмотря на снижение общего объема межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение выплаты страховой пенсии, фактическое снижение объемов прослеживается только на трансферт на ОПС, по остальным трансфертам планируется незначительное увеличение.
В 2021 - 2022 годах объемы межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение выплаты страховой пенсии составят 1 750,5 млрд. рублей и 1684,7 млрд. рублей соответственно.
На иные выплаты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет ПФР, в 2020 году планируется направить 1 408,4 млрд. рублей, что на 2,5% меньше, чем в 2019 году, в т.ч:
- на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению (ГПО), доплат к пенсиям, пособий, компенсаций - 584,4 млрд. рублей (рост к 2019 году на 6%);
- на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан (ЕДВ - 423,0 млрд. рублей (снижение к 2019 году на 7,7%);
- на предоставление материнского (семейного) капитала (МСК) - 316,4 млрд. рублей (снижение к 2019 году на 2,8%);
- на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии - 47,9 млрд. рублей (снижение к 2019 году на 44,3%);
- на оплату стоимости проезда пенсионерам - "северянам" к месту отдыха и обратно один раз в два года - 4,4 млрд. рублей (рост к 2019 году на 10%);
- на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации неработающих пенсионеров- 262,6 млн. рублей (рост к 2019 году на 7,6%);
- на ежегодную денежную выплату ко Дню Победы - 9,0 млрд. рублей.
В 2021 - 2022 годах объемы межбюджетных трансфертов на иные выплаты составят 1 465,5 млрд. рублей и 1 506,3 млрд. рублей соответственно.
Прогнозируемый общий объем расходов бюджета Фонда в 2020 году составит 9 042,26 млрд. рублей, что на 4,7% больше расходов, предусмотренных на 2019 год, из них расходы в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии составят 8 999,84 млрд. рублей.
При формировании расходной части бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2020 год учтена прогнозная численность получателей пенсий, которая приведена в таблице:
Прогнозируемый общий объем расходов бюджета Фонда в 2020 году составит 9 042,26 млрд. рублей, что на 4,7% больше расходов, предусмотренных на 2019 год, из них расходы в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии составят 8 999,84 млрд. рублей.
(тыс. человек) | ||||
|
Отчет |
Прогноз на 2020 год |
||
На начало 2019 года |
На начало 2020 года |
На начало 2021 года |
Увеличение/ уменьшение численности пенсионеров за 2020 год |
|
Всего пенсионеров |
43 871,7 |
43 768,3 |
43 451,3 |
-317,0 |
пенсионеров - получателей страховой пенсии* |
40 195,7 |
39 823,2 |
39 461,6 |
-361,6 |
из них: |
|
|
|
|
пенсионеров - получателей накопительной пенсии |
66,3 |
80,4 |
94,5 |
+14,1 |
пенсионеры - получатели срочной пенсионной выплаты |
26,4 |
30,8 |
35,3 |
+4,5 |
пенсионеров - получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению |
3 676,0 |
3 945,1 |
3 989,7 |
+44,6 |
из них: |
|
|
|
|
пенсионеры, получающие социальные пенсии |
3 189,7 |
3 219,9 |
3 250,4 |
+30,5 |
Кроме того, военные пенсионеры - получатели страховой пенсии по старости |
787,7 |
796,6 |
805,5 |
+8,9 |
------------------------------
* с учетом получателей страховых пенсий федеральных государственных гражданских служащих, летчиков-испытателей, космонавтов и членов их семей.
------------------------------
Снижение числа получателей страховых пенсий в 2020 году на 361,6 тыс. человек обусловлено вступлением в силу с 1 января 2019 года Закона N 350-ФЗ, предусматривающего поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет мужчинам и до 60 лет женщинам (с шагом в один год) с возможностью выхода на пенсию ранее на полгода лицам, которые в 2019 - 2020 годах достигли бы пенсионного возраста по действующему законодательству (по состоянию на 31 декабря 2018 года).
Как следует из пояснительной записки к законопроекту в составе расходов на пенсионное обеспечение граждан учтены положения Закона N 350-ФЗ, а именно:
возможность назначения страховых пенсий гражданам, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста;
назначение страховой пенсии на 24 месяца ранее общеустановленного пенсионного возраста гражданам, имеющим страховой стаж 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно);
женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет, а также женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
В 2020 году так же, как и в 2019 году, прогнозируется рост получателей социальной пенсии, что обусловлено, в основном, ростом получателей социальной пенсии детьми - инвалидами.
В составе расходов в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, учтены сроки индексации (повышения) пенсий на 2020 - 2022 годы, которые представлены в таблице:
|
Прогноз |
Плановый период |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|
Индекс потребительских цен декабрь к декабрю, % |
103,8 |
103,0 |
104,0 |
104,0 |
Прожиточный минимум пенсионера (ПМП), руб. |
9 078 |
9 311 |
9 595 |
9 908 |
ПМП за 2018 год - 8 483 руб. |
|
|
|
|
Индексация социальных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению: с 1 апреля |
2,0% |
7,0% |
2,6% |
3,1% |
Индексация (увеличение) страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней : с 1 января |
7,05% |
6,6% |
6,3% |
5,9% |
Стоимость одного пенсионного коэффициента: на 1 января, руб. |
87,24 |
93,00 |
98,86 |
104,69 |
Согласно данным, представленным в таблице, индексация социальных пенсий в 2020 году предполагается в размере 7%, в 2021 году - 2,6%, в 2022 году - 3,1%. Как неоднократно отмечал комитет, на протяжении последних лет прослеживается тенденция значительного несоответствия прогнозной величины прожиточного минимума пенсионера в целях определения размера индексации социальных пенсий, учитываемой при формировании бюджета, с величиной ПМП, фактически сложившейся в отчетном году, которая и учитывается для определения коэффициента индексации социальных пенсий.
С учетом мероприятий по повышению пенсий, средние размеры пенсий составят:
|
Отчет |
Прогноз |
||
На конец 2018 года |
На конец 2019 года |
На конец 2020 года |
Увеличение за 2020 год, руб./% |
|
Страховая пенсия и фиксированная выплата к ней, руб. |
13 728,53 |
14 614,50 |
15 375,86 |
761,36 5,2% |
Страховая пенсия по старости неработающих пенсионеров, руб. |
14 407,28 |
15 459,85 |
16 389,62 |
929,77 6,0% |
Социальная пенсия, руб. |
9 084,18 |
9 276,03 |
9 925,35 |
649,32 7,0% |
Соотношения среднегодовых размеров пенсий с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП) в 2020 - 2022 годах приведены в таблице:
Соотношение |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
среднегодового размера страховой пенсии |
164,8% |
167,5% |
169,7% |
среднегодового размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров |
176,4% |
181,0% |
184,6% |
среднегодового размера социальной пенсии |
104,9% |
105,5% |
105,2% |
Всего на пенсионное обеспечение граждан, дополнительное пенсионное и материальное обеспечение некоторых категорий граждан в 2020 году будет направлено 7 937,9 млрд. рублей или 88,2% от расходов бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, из них в т. ч.:
- 7 403,2 млрд. рублей - расходы на выплату страховых пенсий (рост к 2019 году на 6%);
- 500,5 млрд. рублей - расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению (ГПО), доплат к пенсиям, что на 6,2% больше объемов предусмотренных на указанные цели в 2019 году.
Кроме того, в расходной части предусмотрены:
- расходы на финансовое обеспечение ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ) - 422,9 млрд. рублей, что на 7% меньше расходов, предусмотренных на эти цели в 2019 году. Расходы определены с учетом индексации ЕДВ с 1 февраля на прогнозный индекс роста потребительских цен за предыдущий год (в 2020 году - 3,8%);
- выплату материнского (семейного) капитала (МСК) - 316,4 млрд. рублей, что на 2,8% меньше, чем в 2019 году;
- выплату федеральной социальной доплаты к пенсии (ФСД) 3,1 млн. получателям в целях поддержания минимального уровня материального обеспечения неработающих пенсионеров на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации - 63,3 млрд. рублей. Снижение к 2019 году составило 26,4%, что обусловлено новыми правилами определения величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, устанавливающими единый алгоритм расчета ПМП для всех субъектов Российской Федерации. В этой связи с 2020 года прогнозируется сокращение количества субъектов Российской Федерации, в которых ПМП в целях установления социальной доплаты к пенсии окажется ниже ПМП в целях установления социальной доплаты к пенсии в целом по Российской Федерации, и соответственно, сократится количество субъектов Российской Федерации, в которых будет установлена федеральная социальная доплата к пенсии (Справочно: количество субъектов Российской Федерации, в которых прогнозируется установление ФСД в 2020 году составит 55, в 2019 году их количество составило 70).
Комитет обращает внимание, что общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемая бюджету ПФР, соответствует объемам средств, предусмотренным в законопроекте о федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, в частности, как следует из пояснительной записки к законопроекту, средства федерального бюджета на выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии составят 47,9 млрд. рублей, при этом расходы прогнозируются в объеме 63,4 млрд. рублей.
- компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации неработающих пенсионеров - 262, 6 млн. рублей (рост к 2019 году на 7,6%)
- на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР в сумме 122,5 млрд. рублей (1,4% от расходов);
- финансовое обеспечение мероприятий в области социальной политики, в части проводимой ПФР информационно-разъяснительной работы среди граждан - 1,2 млрд. рублей, что на 81% больше расходов 2019 года и другие расходы.
В 2020 году дефицит бюджета Фонда по распределительной составляющей бюджета в 2020 году составит 122,97 млрд. рублей и будет покрываться за счет привлечения переходящих остатков средств бюджета ПФР по состоянию на 01.01.2020 года.
При формировании проектировок бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2020 год доходы прогнозируются в сумме 47,0 млрд. рублей, что на 2,9 млрд. рублей больше, чем в 2019 году. В 2021 - 2022 годах доходы прогнозируются в объемах 48,9 млрд. рублей и 74,3 млрд. рублей соответственно.
В составе доходов на 2020 год учтены:
страховые взносы на накопительную пенсию, страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, недоимка по страховым взносам в виде фиксированного платежа по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 г., пени, штрафы и иные финансовые санкции, поступающие в Фонд в связи с неисполнением обязанностей по уплате взносов на накопительную пенсию - 183,4 млн. рублей (снижение против 2019 года на 247,3 млн. рублей);
средства, поступающие от негосударственных пенсионных фондов (НПФ) - 2,5 млрд. рублей (снижение на 1,3 млрд. рублей против 2019 года);
доходы от временного размещения средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную пенсию - 5,9 млн. рублей (снижение к 2019 году на 58%);
дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, на общую сумму 4,5 млрд. рублей (рост к 2019 году на 15%);
средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц - 4,5 млрд. рублей (рост к 2019 году на 2%);
полученные Фондом перечисленные управляющими компаниями и от инвестирования средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию - 35,0 млрд. рублей и другие поступления.
Расходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, прогнозируются в сумме 42,4 млрд. рублей (в 2019 году 67,3 млрд. рублей, снижение на 37%). Расходы на 2021 - 2022 годы составят 48,6 млрд. рублей и 55,8 млрд. рублей соответственно.
В составе расходов на 2020 год учтены:
расходы на выплату накопительной пенсии - 1,2 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2019 году и связано с увеличением прогнозируемого числа получателей до 94,5 тыс. человек (в 2019 году число получателей составило 76,9 тыс. человек). Среднегодовой размер накопительной пенсии в 2020 году составит 1 014 рублей;
расходы на выплату срочной пенсионной выплаты - 765,2 млн. рублей (в 2019 году расходы составили 545,7 млн. рублей). Прогнозируемое количество получателей - 35,3 тыс. человек (в 2019 году - 30,1 тыс. человек). Среднегодовой размер срочной выплаты в 2020 году составит 1803 рубля;
расходы на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений - 11,2 млрд. рублей, что почти в 2 раза превышает показатели 2019 года (5,7 млрд. рублей) и связано в 2020 году с увеличением прогнозируемого количества получателей до 813,2 тыс. человек против 437,8 тыс. человек в 2019 году;
расходы на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц, в том числе за счет резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию - 3,5 млрд. рублей.
В 2020 году передано средств пенсионных накоплений в НПФ в объеме 25,3 млрд. рублей, что на 55% меньше, чем в 2019 году.
Прогнозируемый в 2020 году профицит бюджета ПФР в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в размере 4,6 млрд. рублей, образуется в связи с прогнозируемым в 2019 году уменьшением количества заявлений застрахованных лиц о переходе из ПФР в НПФ в силу Федерального закона от 29.07.2018 N 269-ФЗ, ограничивающего варианты подачи заявлений о переходе из ПФР в НПФ (лично или через представителя в ПФР и путем подачи электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг).
Вместе с тем, комитет неоднократно отмечал, что ежегодное, начиная с 2014 года, продление "моратория" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, не решает вопрос о выводе накопительной пенсии из системы обязательного пенсионного страхования, а только откладывает принятие Правительством Российской Федерации решения о добровольном характере формирования накопительной пенсии застрахованными лицами.
Так же комитет обращает внимание, что объем доходов и расходов на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации неработающих пенсионеров в 2020 году сопоставим с объемами доходов и расходов по аналогичным выплатам, которые были предусмотрены в бюджетах ПФР в 2019, 2018, 2017 годах. Вместе с тем, остаток средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда, на компенсацию указанных расходов, по состоянию, на 1 января 2019 года, уже составил 2,2 млрд. рублей.
Кроме того, комитет рекомендует Правительству Российской Федерации проработать вопрос о включении в список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", работников, занятых в рыболовстве.
В целом основные характеристики проекта бюджета Фонда на 2020 - 2022 годы позволяют обеспечить все предусмотренные законодательством Российской Федерации выплаты в установленные сроки и в полном объеме.
На исполнение Фондом публичных нормативных обязательств в 2020 году будет направлено 8 884,2 млрд. рублей или 98,3% общего объема расходов бюджета Фонда.
С учетом изложенного, комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.