Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 802505-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 802505-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Проект указанного федерального закона сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
В основу бюджетной политики в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, ФОМС) положены стратегические цели развития здравоохранения, сформулированные в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 6 июня 2019 года N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года", от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640, и Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с макроэкономическими показателями "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов представлены в следующей таблице:
млрд. рублей | |||||
|
2019 год утвержд. (с изм.) |
2020 год проект |
2021 год проект |
2022 год проект |
2020 год в % к уровню 2019 года |
ДОХОДЫ - всего в том числе: |
2 098,0 |
2 367,2 |
2 511,0 |
2 645,7 |
112,8 |
страховые взносы на ОМС всего, в том числе: |
2 019,0 |
2 119,9 |
2 238,3 |
2 372,1 |
105,0 |
1. взносы работающего населения |
1 299,9 |
1 376,1 |
1 464,8 |
1 567,6 |
105,9 |
2. взносы неработающего населения |
719,1 |
743,8 |
773,5 |
804,5 |
103,4 |
межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
79,0 |
246,7 |
272,2 |
273,0 |
312,4 |
налоговые доходы |
0,05 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
1200 |
РАСХОДЫ - всего в том числе: |
2 190,2 |
2 368,6 |
2 515,9 |
2 652,6 |
108,1 |
субвенции территориальным фондам ОМС |
2 068,3 |
2 225,4 |
2 359,0 |
2 487,2 |
107,6 |
расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС |
100,8 |
103,1 |
108,2 |
108,2 |
102,3 |
родовые сертификаты (средства, передаваемые ФСС) |
15,9 |
16,7 |
16,7 |
16,6 |
105,0 |
изготовление и доставка полисов ОМС единого образца |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
100 |
финансовое и материально-техническое обеспечение ФОМС |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
125,0 |
нормированный страховой запас |
3,1 |
21,1 |
29,7 |
38,3 |
680,6 |
Дефицит (-)/Профицит (+) |
-92,2 |
-1,4 |
-4,9 |
-6,9 |
1,5 |
Общий объем доходов бюджета Фонда прогнозируется на 2020 год в сумме 2 367,2 млрд. рублей с ростом к уровню прошлого года на 12,8%, на 2021 год - 2 511,0 млрд. рублей (на 6,1%), на 2022 год - 2 645,7 млрд. рублей (на 5,4%).
Расходы бюджета Фонда планируются на 2020 год в сумме 2 368,6 млрд. рублей с ростом к уровню прошлого года на 8,1%, на 2021 год - 2 515,9 млрд. рублей (на 6,2%), на 2022 год - 2 652,6 млрд. рублей (на 5,4%).
Дефицит бюджета Фонда планируется в 2020 году в сумме 1,4 млрд. рублей, в 2021 и 2022 годах соответственно 4,9 млрд. рублей и 6,9 млрд. рублей. Дефицит бюджета Фонда в 2020 году и в плановый период будет обеспечен доходами с учетом переходящих остатков средств бюджета Фонда.
Особенностями формирования бюджета Фонда на 2020 - 2022 годы являются:
погружение методов конформной дистанционной лучевой терапии в базовую программу ОМС;
оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в федеральных государственных учреждениях и в медицинских организациях частной системы здравоохранения;
обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата);
формирование нормированного страхового запаса, в том числе для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала и для софинансирования расходов медицинских организаций на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний;
софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, будет происходить из ассигнований федерального бюджета;
появление новой статьи доходов бюджета Фонда - поступление налога на профессиональный доход за счет уплаты самозанятыми гражданами в установленном законодательством Российской Федерации порядке страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Комитет отмечает, что в структуре бюджета Фонда произошли изменения. При этом бюджет фонда сбалансирован по доходам и расходам.
Основным источником формирования доходной части бюджета Фонда являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, доля которых в общих доходах планируется в 2020 году - 89,6% (2 119,9 млрд. рублей), в 2021 году - 89,1% (2 238,3 млрд. рублей) и в 2022 году - 89,7% (2 372,1 млрд. рублей).
Общий размер поступления страховых взносов на ОМС работающего населения оценивается на 2020 год в сумме 1 376,1 млрд. рублей, на 2021 год - 1 464,8 млрд. рублей, на 2022 год - 1 567,6 млрд. рублей.
Сумма страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в доход бюджета Фонда, рассчитана исходя из фонда заработной платы по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год в размере 25 909 млрд. рублей, на 2021 год - 27 591 млрд. рублей, на 2022 год - 29 545 млрд. рублей.
Счетная палата отмечает, что в прогнозируемом объеме страховых взносов на ОМС работающего населения на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов поступления недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам на ОМС работающего населения не отражаются.
Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в 2020 - 2022 годах рассчитан по тарифу 5,1%.
По указанным плательщикам страховые взносы в 2020 году прогнозируются в сумме 1 333,3 млрд. рублей, в 2021 году - 1 419,9 млрд. рублей, в 2022 году - 1 520,4 млрд. рублей.
Объем поступления страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах пониженные тарифы, планируется в 2020 году в сумме 15,8 млрд. рублей, в 2021 году - 16,8 млрд. рублей, в 2022 году - 18,0 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, прогнозируется в 2020 году в сумме 27,0 млрд. рублей, в 2021 году - 28,1 млрд. рублей, в 2022 году - 29,2 млрд. рублей. Расчеты произведены исходя из среднегодовой численности данной категории плательщиков за 2018 год (3,8 млн. человек) по данным Федеральной налоговой службы. Указанный фиксированный размер составляет в 2020 году 8 426 рублей, в 2021 году - 8 763 рубля, в 2022 году - 9 114 рублей с учетом роста на индекс потребительских цен (1,04). При этом в статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации фиксированный размер страховых взносов на ОМС работающего населения на расчетный период 2021 - 2022 годов не установлен.
Прогнозируемый объем поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения составляет: в 2020 году - 743,8 млрд. рублей, по сравнению с 2019 годом прогнозируемый объем поступлений увеличивается на 24,5 млрд. рублей или на 3,4%; в 2021 году - 773,5 млрд. рублей и увеличивается по сравнению с 2020 годом на 29,7 млрд. рублей или на 4,0%; в 2022 году - 804,5 млрд. рублей с ростом к 2021 году на 31,0 млрд. рублей или на 4,0%.
Размер поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан в соответствии с требованиями Федерального закона N 326-ФЗ, Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" (далее - Федеральный закон N 354-ФЗ), исходя из численности застрахованного по ОМС неработающего населения по состоянию на 1 января 2019 года 80,1 млн. человек (по данным регистра застрахованных лиц, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ), исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации, установленных Федеральным законом N 354-ФЗ, коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг, указанных в законопроекте (на 2020 год - 1,153, 2021 год - 1,199, 2022 год - 1,247). Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов для исполнения решений, принятых Правительством Российской Федерации, направленных на достижение сбалансированности бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, необходимо предусматривать ежегодное увеличение объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Указанная задача будет решаться с помощью увеличения на индекс потребительских цен коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг к тарифу страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 18 864,6 рублей.
Из федерального бюджета законопроектом предусматриваются межбюджетные трансферты в бюджет Фонда на:
финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: на 2020 год - 120 млрд. рублей (на 50 млрд. рублей больше объемов, предусмотренных на 2019 год, или на 71,4%), на 2021 год - 140 млрд. рублей, на 2022 год - 140 млрд. рублей;
компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование на 2020 год в сумме 12,0 млрд. рублей, что на 3 млрд. рублей больше показателя 2019 года, на 2021 год - 12,7 млрд. рублей, на 2022 год - 13,6 млрд. рублей.
Расчет указанных выпадающих доходов произведен на основе информации о размере облагаемой базы для начисления страховых взносов по категориям плательщиков, для которых установлен пониженный тариф, содержащейся в отчетности Федеральной налоговой службы.
Впервые предусмотрены трансферты с 2020 года на:
обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата): на 2020 год - 114,8 млрд. рублей, и в 2021 и 2022 годах по 119,4 млрд. рублей ежегодно;
на компенсацию выпадающих доходов в связи с тем, что суммы доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не подлежат обложению страховыми взносами (доходы, указанные в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации): в 2020 году - 0,03 млрд. рублей, в 2021 году - 0,03 млрд. рублей.
ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им.Г.В. Плеханова" в своем заключении отмечает, что из межбюджетных трансфертов из федерального бюджета наиболее высокими темпами в 2020 году растет трансферт, связанный с финансированием лечения онкологических заболеваний, что следует рассматривать в увязке с аналогичными федеральным проектом, входящим в состав национального проекта "Здравоохранение".
Комитет согласен с выводом ФГБНУ "Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко" о том, что отсутствие методики расчета межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда из федерального бюджета на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения, а также на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата) не позволяет оценить достаточность ассигнований для достижения целей и задач развития здравоохранения и ОМС, предусмотренные Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета планируются в общей сумме в 2020 году - 246,8 млрд. рублей, по сравнению с 2019 годом прогнозируемый объем поступлений увеличивается на 167,8 млрд. рублей; в 2021 году - 272,1 млрд. рублей; в 2022 году - 273,0 млрд. рублей.
Впервые в 2020 году в доходах бюджета Фонда учтены поступления налога на профессиональный доход. В 2020 году планируется к поступлению в размере 523 млн. рублей. Таким образом, происходит вовлечение в экономику самозанятых граждан и уплата ими в установленном законодательством Российской Федерации порядке страховых взносов на обязательное медицинское страхование. На аналогичную сумму, как правило, уменьшается платеж субъектов Российской Федерации на неработающее население.
Оценка расходов бюджета Фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2020 год в сумме 2 368,6 млрд. рублей, на 2021 год - 2 515,9 млрд. рублей, на 2022 год - 2 652,6 млрд. рублей.
Планирование расходов бюджета Фонда осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
В структуре расходов бюджета Фонда на долю субвенций приходится 94%.
В соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции на 2020 год в сумме 2 225,4 млрд. рублей, на 2021 год - 2 359,0 млрд. рублей, на 2022 год - 2 487,2 млрд. рублей.
По сравнению с 2019 годом прирост субвенций в 2020 году составит 157,1 млрд. рублей, или 7,6%, в 2021 году - 133,6 млрд. рублей (6%), в 2022 году - 128,2 млрд. рублей (5,4%).
На 2020 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования" (далее - Постановление Правительства N 462), на основе численности застрахованных лиц, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации.
В заключении Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам отмечается необходимость пересмотра параметров определения субвенций из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на указанные цели, в связи с образованием в 2019 году значительной региональной дифференциация показателя роста объема субвенции в процентном выражении по сравнению с 2018 годом в результате изменений, внесенных Постановлением Правительства N 462.
Запланированный размер субвенции обеспечивает размер подушевого норматива на 2020 год в размере 12 699,2 рубля (с ростом к уровню 2019 года на 7,6%), на 2021 год - 13 461,6 рубля, на 2022 год - 14 193,0 рубля.
Комитет по охране здоровья в своем заключении отмечает недостаточные темпы роста подушевого норматива к уровню предыдущего года в 2020 году 7,6%, 2021 год - 6%, 2022 год - 5,4%. Так, поступающие в профильный комитет обращения свидетельствуют о недостатке средств на приобретение медицинскими организациями лекарственных препаратов и расходных материалов, о росте просроченной кредиторской задолженности, о низких тарифах на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь по установленному перечню.
Оплата указанной медицинской помощи осуществляется по тарифам, учитывающим расходы медицинских организаций, установленные частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ.
Размер субвенции учитывает:
сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597;
увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала с 1 октября, прочих расходов (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги) с 1 января на индекс потребительских цен: в 2020 году - на 3%, в 2021 году - на 4%, в 2022 году - на 4%;
финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения;
финансовое обеспечение проведения диспансеризации населения и профилактических медицинских осмотров в соответствии с национальным проектом "Здравоохранение" согласно поручению Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2019 года N ДМ-П14-3355 (для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических осмотров населения онкологических заболеваний);
финансовое обеспечение по проводимым в амбулаторных условиях дорогостоящим диагностическим и лабораторным исследованиям в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2019 года N ТГ-П12-5035;
перевод в 2020 году в базовую программу ОМС методов конформной дистанционной лучевой терапии.
Комитет по охране здоровья обращает внимание на риски дальнейшего сокращения численности младшего медицинского персонала в условиях недостижения в 2018 году установленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" показателей средней заработной платы к уровню средней заработной платы в соответствующем регионе и индексации заработной платы младшего медицинского персонала на 3% с 1 октября 2020 года. Также вышеуказанный комитет указывает на неясность механизма осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических осмотров населения онкологических заболеваний.
Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 802510-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статьи 34 и 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которому порядок осуществления денежных выплат стимулирующего характера и их размер будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда планируются обособленные целевые средства на 2020 год в сумме 103,1 млрд. рублей, на 2021 год - 108,2 млрд. рублей, на 2022 год - 108,2 млрд. рублей.
В целях улучшения демографической ситуации в 2020 - 2022 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в 2020 и в 2021 годах ежегодно в сумме 16,7 млрд. рублей, в 2022 году - 16,6 млрд. рублей. Предусматривается увеличение стоимости родового сертификата с 11,0 тыс. рублей до 12,0 тыс. рублей.
Дополнительное увеличение на 1 тыс. рублей предназначается на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, услуг по правовой, психологической и медико-социальной помощи, предоставленной женщинам в период беременности.
Как отмечает Счетная палата, на повышение стоимости родового сертификата дополнительно из бюджета ФОМС предусмотрено на 2020 год 1 388 473,0 тыс. рублей, на 2021 год - 1 388 378,0 тыс. рублей, на 2022 год - 1 385 670,0 тыс. рублей. Решение о повышении стоимости родового сертификата принято Правительством Российской Федерации без соответствующих изменений Правил финансового обеспечения расходов на оплату стоимости родового сертификата, которыми определены оплачиваемые в рамках сертификата услуги и их стоимость. В перечень услуг не включено оказание медицинскими организациями правовой, психологической и медико-социальной помощи. Оценка целесообразности выделения дополнительных средств на предлагаемое повышение ежегодно в сумме более 1,3 млрд. рублей не проводилась. По мнению Счетной палаты, столь незначительное увеличение при средней стоимости подобных услуг в Российской Федерации более чем 50 тыс. рублей не может повлиять на улучшение качества предоставляемых услуг и не окажет влияния на защиту интересов граждан.
В целях реализации Федерального закона N 326-ФЗ в законопроекте учтены бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца на уровне 2019 года - по 1,3 млрд. рублей ежегодно.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2020 год в сумме 1 036,9 млн. рублей, на 2021 год - 950,1 млн. рублей, на 2022 год - 942,1 млн. рублей. Расходы на указанные цели в 2020 - 2022 годах составят 0,04% от общих расходов бюджета Фонда.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса на 2020 год в сумме 21,1 млрд. рублей, на 2021 год - 29,7 млрд. рублей, на 2022 год - 38,3 млрд. рублей.
Указанные средства по решению Фонда будут направляться на:
предоставление бюджетам территориальных фондов ОМС межбюджетных трансфертов для формирования нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала;
предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний (в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2019 года N ДМ-П14-3355, от 26 апреля 2019 года N ТГ-П12-3549);
увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Фонда, предусмотренных законопроектом, в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;
оплату расходов Фонда по изготовлению и доставке полисов ОМС единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели;
финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов.
ФГБНУ "Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко" проведена общественная экспертиза проекта закона о бюджете Фонда на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов. В заключении, представленном в адрес Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, поддерживается принятие законопроекта в первом чтении и предлагается рассмотреть возможность принятия постановления Правительства Российской Федерации "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в более ранние сроки.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в своем заключении отмечает значительный разрыв между средним размером суммы страховых взносов на 1 застрахованного работника и значением этого показателя для неработающего населения. Таким образом, получается, что работодатели за счёт средств фонда заработной платы софинансируют обязательства субъектов Российской Федерации. В соответствии с законопроектом средний размер суммы страховых взносов на 1-го застрахованного работника превышает значение этого показателя для неработающего населения в 2020 году в 2,4 раза, в 2021 и 2022 годах, соответственно 2,46 и 2,52 раза. При этом РСПП отмечает, что ни Минздрав России, ни Фонд не предоставляют информацию на основании какой методики и с использованием каких показателей определялся данный размер тарифа.
Таким образом, РСПП считает, что до настоящего времени не создано механизма выравнивания страховых взносов работодателей за работников и субъектов Российской Федерации за неработающее население.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает принятие законопроекта предлагает "в связи с исчерпанием возможностей финансировать растущие расходы на медицинскую помощь за счет собственных ресурсов системы обязательного медицинского страхования", а также считает целесообразным прорабатывать варианты увеличения тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения свыше 5,1% от фонда оплаты труда.
Данное предложение не соответствует политике неизменности условий налогообложения на ближайшие годы. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов дополнительным источником увеличения поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет Фонда является вовлечение в экономику самозанятых граждан и уплата ими в установленном законодательством Российской Федерации порядке страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также повышение собираемости страховых взносов на уровне не менее 99,77 процентов.
Выводы
1. Основные характеристики проекта бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также параметрам проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (законопроект N 802503-7).
2. Счетная палата поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и отмечает, что параметры бюджета ФОМС на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов рассчитаны в соответствии с основными макроэкономическими параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
3. В поступивших в Комитет заключениях Комитета Государственной Думы по охране здоровья, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддерживается принятие законопроекта в первом чтении.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.