Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 802506-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее соответственно - Бюджет Фонда, Фонд, ФСС) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательства в области социальной политики, а также проектов федеральных законов "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и других законопроектов, внесенных одновременно с проектом федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Основные показатели бюджета Фонда на 2019 - 2022 годы представлены в следующей таблице:
(млрд. рублей) | |||||
Показатели |
2019 Утвержденные показатели. |
2020 проект |
2021 проект |
2022 проект |
2020 в % к 2019 |
ДОХОДЫ |
753,0 |
811,6 |
821,1 |
936,5 |
107,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
575,9 |
604,4 |
604,8 |
707,0 |
104,9 |
из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда |
3,3 |
4,3 |
4,6 |
4,9 |
130,3 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
128,3 |
146,6 |
155,4 |
168,1 |
114,2 |
межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий |
48,7 |
60,7 |
61,0 |
61,3 |
124,6 |
средства федерального бюджета |
32,8 |
44,0 |
44,3 |
44,7 |
134,1 |
средства бюджета ФОМС |
15,9 |
16,7 |
16,7 |
16,6 |
105,0 |
РАСХОДЫ |
741,0 |
788,1 |
831,4 |
874,0 |
106,4 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
586,4 |
618,7 |
657,6 |
695,4 |
105,5 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
105,9 |
108,7 |
112,8 |
117,2 |
102,6 |
исполнение отдельных государственных полномочий |
48,7 |
60,7 |
61,0 |
61,3 |
124,6 |
ПРОФИЦИТ/ДЕФИЦИТ |
11,9 |
23,5 |
-10,3 |
62,5 |
|
в том числе по: |
|
|
|
|
|
обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
-10,5 |
-14,4 |
-52,8 |
11,6 |
|
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
22,4 |
37,9 |
42,5 |
50,9 |
|
Особенности формирования бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов обусловлены следующими положениями:
- с 1 января 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" прекращается действие, установленного пунктом 2 статьи 431 части второй Налогового кодекса Российской Федерации механизма, предусматривающего уменьшение суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее- "зачетный механизм");
- учтены положения законопроекта N 762139-7 "О внесении изменений в статью 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (принят Государственной Думой в третьем чтении 15 октября 2019 года) в части передачи Федеральному казначейству полномочий по размещению резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в кредитных организациях в целях их инвестирования. При этом полномочия по формированию и расходованию средств резерва сохранены у Фонда.
Главными администраторами доходов бюджета Фонда определены Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство и ФСС, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета Фонда - ФСС.
При этом главным администратором доходов в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является ФНС России, в части страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - ФСС.
В 2020 году Фонд вправе в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в рамках страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по данному виду обязательного социального страхования.
В 2020 году объем средств, направляемый на указанные цели, может быть увеличен до 30% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по данному виду обязательного социального страхования. При этом дополнительно направленные средства (10%) могут быть израсходованы страхователями на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.
В основу формирования проекта бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов заложены следующие показатели "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года:
фонд заработной платы на 2018 год - 23 165 млрд. рублей, на 2019 год - 24 569 млрд. рублей, на 2020 год - 25 909 млрд. рублей, на 2021 год - 27 591 млрд. рублей и на 2022 год - 29 545 млрд. рублей;
индекс потребительских цен на 2018 год - 104,3%, на 2019 год - 103,8%, на 2020 год - 103,0%, на 2021 год - 104,0% и на 2022 год - 104,0%;
номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в 2018 году - 43 724 рубля, в 2019 году - 46 432 рубля, в 2020 году - 48 942 рубля, в 2021 году - 51 904 рубля, в 2022 году - 55 295 рублей;
численность родившихся: на 2020 год - 1 587,6 тыс. человек, на 2021 год - 1 587,5 тыс. человек, на 2022 год - 1 584,4 тыс. человек.
Общий объем доходов бюджета Фонда прогнозируется:
на 2020 год в сумме 811,6 млрд. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 7,8 процента;
на 2021 год в сумме 821,1 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 1,2 процента;
на 2022 год в сумме 936,5 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 14,1 процента.
Ежегодное увеличение доходов бюджета ФСС в целом по отношению к предыдущему году обусловлено повышением прогнозируемого фонда заработной платы. Вместе с тем, рост доходов в 2022 году в процентном отношении к прогнозным показателям 2021 года обусловлен тем фактом, что в 2020 и 2021 году Фондом запланировано погашение кредиторской задолженности перед страхователями.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков предусматриваются на 2020 год в сумме 4,3 млрд. рублей, на 2021 год - 4,6 млрд. рублей и на 2022 год - 4,9 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, предусматриваются на 2020 год в сумме 44,0 млрд. рублей, на 2021 год - 44,3 млрд. рублей и на 2022 год - 44,7 млрд. рублей.
Средства из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в начальный период его жизни предусмотрены в 2020 году в сумме 16,7 млрд. рублей, в 2021 году - 16,7 млрд. рублей и в 2022 году - 16,6 млрд. рублей.
Общий объем расходов бюджета Фонда предусматривается:
на 2020 год в сумме 788,1 млрд. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 6,4 процента;
на 2021 год в сумме 831,4 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 5,5 процента;
на 2022 год в сумме 874,0 млрд. рублей с сростом к предыдущему году на 5,1 процента.
В целом объем профицита бюджета Фонда планируется в 2020 году в сумме 23,5 млрд. рублей, в 2021 году планируется объем дефицита 10,3 млрд. рублей и в 2022 году планируется профицит в объеме 62,5 млрд. рублей.
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством доходы прогнозируются в 2020 году в сумме 604,4 млрд. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 4,9%, в 2021 году - 604,8 млрд. рублей (с ростом на 0,1%) и в 2022 году - 707,0 млрд. рублей (с ростом на 16,9%) .
Доходы по данному виду страхования в целом сформированы с учетом погашения Фондом кредиторской задолженности страхователям в 2020 году на сумму 15,6 млрд. рублей, в 2021 году - 55,4 млрд. рублей. Запланированное погашение в 2020 и 2021 годах кредиторской задолженности повлияло на прирост доходов бюджета ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определены в 2020 году в сумме 618,7 млрд. рублей (с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 5,5%), в 2021 году - 657,6 млрд. рублей (с ростом на 6,3%) и в 2022 году - 695,4 млрд. рублей (с ростом на 5,7%).
По данному виду страхования бюджет Фонда формируется с дефицитом в 2020 году в объеме 14,4 млрд. рублей, в 2021 году - 52,8 млрд. рублей и в 2022 году с профицитом - 11,6 млрд. рублей.
Нарастание дефицита по данному виду страхования в 2021 году связано с запланированным Фондом погашением страхователям кредиторской задолженности, которая на 1 июля 2019 года составила 90,4 млрд. рублей. Фонд планирует погасить в 2020 - 2021 годах 15,6 млрд. рублей и 55,4 млрд. рублей соответственно. В 2022 году в проекте бюджета ФСС погашение задолженности не запланировано.
Покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматривается:
в 2020 году с учетом использования остатка денежных средств на начало года по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 14 390,9 млн. рублей;
в 2021 году с учетом использования остатка денежных средств на начало года по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 325,7 млн. рублей и остатка денежных средств на начало года по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 35 492,0 млн. рублей.
В заключениях Счетной палаты, Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечается что покрытие дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не соответствует принципам социального страхования, установленных федеральными законами N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", определяющим направления использования средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и покрытие нехватки средств в финансовой системе обязательного социального страхования за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
На обеспечение сбалансированности бюджета Фонда межбюджетные трансферты из федерального бюджета не предусматриваются.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2020 году доходы прогнозируются в сумме 146,6 млрд. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 14,2%, в 2021 году - 155,4 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 6,0% и в 2022 году - 168,1 млрд. рублей с сростом к предыдущему году на 8,2%.
Расходы по данному виду страхования предусматриваются в 2020 году в сумме 108,7 млрд. рублей (с ростом к прогнозируемым показателям предыдущего года на 2,6%), в 2021 году - 112,8 млрд. рублей (с ростом на 3,8%) и в 2022 году - 117,2 млрд. рублей (с ростом на 3,9%).
С 2006 года по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда исполняется с профицитом. В 2020 году по указанному виду страхования планируется профицит в объеме 37,9 млрд. рублей, в 2021 году - 42,5 млрд. рублей и в 2022 году - 50,9 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (включая пени и штрафы) планируется в 2020 году в сумме 615,2 млрд. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 37,2 млрд. рублей или на 6,4% , в 2021 году - 655,1 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 39,9 млрд. рублей или на 7,3%) и в 2022 году - 701,5 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 46,4 млрд. рублей или на 7,1%).
База для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица определена в объеме, не превышающем в расчете на год 912 000 рублей - в 2020 году, 968 000 рублей - в 2021 году и 1 031 000 рублей в 2022 году (в 2019 году -865 000 рублей).
Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством рассчитаны с учетом пониженных тарифов страховых взносов (от нулевого тарифа до 2,0%) для некоторых категорий плательщиков, в том числе для организаций, получивших статус участников проекта "Сколково", организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, для благотворительных организаций, организаций со статусом участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, организаций, являющихся резидентами территории опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, резидентов особой экономической зоны в Калининградской области.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов прогнозируется на 2020 - 2022 годы на уровне 0,9993 (0,9973 в 2019 году).
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 - 2022 годы определен средний по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,50% к начисленной по всем основаниям оплате труда и коэффициент полноты сбора страховых взносов в размере 0,991 (0,9826 в 2019 году).
Общая сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, предусмотрена в бюджете Фонда на 2020 год в объеме 133,8 млрд. рублей, на 2021 год - 142,4 млрд. рублей и на 2022 год - 152,5 млрд. рублей.
Счетная палата отмечает, что на 2020 - 2022 годы в данном виде страхования не решен вопрос с обеспечением сбалансированности внутри классов профессионального риска, поскольку финансирование расходов на страховое обеспечение пострадавших на предприятиях с высоким классом риска, как и в прежние годы, будет осуществляться за счет взносов страхователей, отнесенных к классам низких профессиональных рисков.
Как показали итоги 2018 года, более 70% страхователей отнесены к первым пяти классам профессионального риска, к последним пяти классам (28 - 32) - 0,5%.
Начисленные страховые взносы страхователей по первым пяти классам риска составили 47 069 247,2 тыс. рублей (38,8% страховых взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в восемь раз превысили начисленные взносы страхователей по последним пяти классам риска (5 493 315,4 тыс. рублей). Вместе с тем взносы по первым пяти классам в 2,7 раза превышали расходы на страховое обеспечение, а по последним пяти классам обеспечение расходов начисленными взносами составило только 38,3%. Таким образом, по мнению Счетной палаты, за счет страховых взносов по низким классам профессионального риска обеспечивается финансирование выплат по более высоким классам.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет ФСС с 2006 года исполняется с профицитом. Сформированный Фондом резерв средств на начало 2019 года составил 164,2 млрд. рублей и увеличился за 2018 год на 31,6 млрд. рублей (на 23,8%). В 2020 году увеличение резерва прогнозируется до 192,2 млрд. рублей, в 2021 году - 194,4 млрд. рублей, в 2022 году - 236,8 млрд. рублей. Формирование такого объема резерва, по мнению Счетной палаты, может свидетельствовать о завышении тарифов по данному виду страхования путем увеличения нагрузки на бизнес по уплате страховых платежей. По мнению Счетной палаты, совершенствование тарифной политики в обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний целесообразно проводить с учетом принципа сбалансированности между тарифами страховых взносов и объемами страхового обеспечения, а также сложившейся практики расходования средств по данному виду обязательного социального страхования.
Доходы от размещения временно свободных средств резерва предусмотрены на 2020 год в объеме 12 166,4 млн. рублей (более чем в два раза выше по сравнению с уровнем 2019 года), на 2021 год - 12 305,4 млн. рублей (101,1% к 2020 году) и на 2022 год - 14 986,6 млн.рублей (121,8% к 2021 году). Расчет осуществлен на основании данных, представленных Федеральным казначейством, которое с 2020 года будет осуществлять полномочия по инвестированию средств резерва ФСС.
Поступления капитализированных платежей предприятий прогнозируются на 2020 год в объеме 0,39 млрд. рублей (119,8% к 2019 году), на 2021 год - 0,3 млрд. рублей (77,7% к 2020 году) и на 2022 год - 0,24 млрд. рублей (78,5% к 2021 году). Счетная палата отмечает, что поступления данных платежей ожидаются в 2020 - 2022 годах в 61 территориальном органе Фонда. Средний объем платежа одного страхователя на 2020 год принят в размере 2 439,2 тыс. рублей, на 2021 год - 1 894,8 тыс. рублей, на 2022 год - 1 488,3 тыс. рублей. Поступления предполагаются от 160 страхователей ежегодно.
Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, определен на 2020 год в сумме 676,7 млрд. рублей или 85,9% от всех расходов бюджета Фонда, на 2021 год - 718,3 млрд. рублей и на 2022 год - 759,5 млрд. рублей.
По оценке Счетной палаты, средств федерального бюджета, выделяемых Фонду на выполнение публичных нормативных обязательств, установленных законодательством Российской Федерации, в целом достаточно.
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности предусматриваются на 2020 год в сумме 298,7 млрд. рублей, на 2021 год - 316,0 млрд. рублей и на 2022 год - 334,3 млрд. рублей на оплату 305,95 млн. дней ежегодно (выше запланированного уровня 2019 года на 9,5 млн. дней).
Среднедневной размер пособия на 2020 год определен в сумме 976,2 рубля с ростом к запланированному уровню 2019 года на 11,2%, на 2021 год - 1 032,80 рубля и в 2022 году - 1 092,70 рубля.
Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере в 2020 - 2022 годах, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года: в 2020 году на 3,8%; в 2021 году - на 3,0% и в 2022 году - на 4,0%.
Расходы Фонда на выплату пособия по беременности и родам прогнозируются на 2020 год в сумме 127,4 млрд. рублей на оплату 125,8 млн. дней, на 2021 год - 134,8 млрд. рублей на оплату 125,8 млн. дней и на 2022 год - 142,3 млрд. рублей на оплату 125,56 млн. дней.
Среднедневной размер пособия по беременности и родам на 2020 год определен в сумме 1 012,69 рубля с ростом к запланированному уровню 2019 года на 11,5%, на 2021 год - 1 071,43 рубля и на 2022 год - 1 133,57 рубля.
Расходы Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет запланированы на 2020 год в сумме 156,7 млрд. рублей, на 2021 год - 169,8 млрд. рублей и на 2022 год - 180,3 млрд. рублей на оплату 13,4 млн. пособий, 13,7 млн. пособий и 13,8 млн. пособий соответственно.
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет будет проиндексирован с 1 февраля соответственно по годам на 3,8%, 3,0% и 4,0%. Средний размер пособия в 2020 году планируется 11 670,79 рубля, в 2021 году - 12 347,70 рубля и в 2022 году - 13 063,87 рубля.
Расходы Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрены на 2020 год в сумме 20,5 млрд. рублей (на оплату 1 028,7 тыс. пособий), на 2021 год - 21,1 млрд. рублей (1 028,6 тыс. пособий) и на 2022 год - 21,9 млрд. рублей (1 026,5 тыс. пособий).
Расходы Фонда на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, запланированы на 2020 год в сумме 0,52 млрд. рублей (на оплату 700,0 тыс. пособий), на 2021 год - 0,54 млрд. рублей (699,9 тыс. пособий) и на 2022 год - 0,56 млрд. рублей (698,5 тыс. пособий).
Размеры пособий на выплату социального пособия на погребение либо возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих, также проиндексированы на индекс потребительских цен предыдущего года и составят с 1 февраля соответствующего года 6,17 тыс. рублей, 6,36 тыс. рублей и 6,61 тыс. рублей.
Расходы на указанные цели составят в 2020 году 0,53 млрд. рублей, в 2021 году - 0,54 млрд. рублей и в 2022 году - 0,56 млрд. рублей на оплату 77,69 тыс. пособий ежегодно.
Расходы Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрены в следующих объемах:
- на выплату пособия по временной нетрудоспособности, исходя из числа оплаченных дней на уровне 2,66 млн. дней по всем годам с сокращением к уровню 2019 года на 0,1 млн. дней, в 2020 году в сумме 3,1 млрд. рублей, в 2021 году - 3,2 млрд. рублей и в 2022 году - 3,4 млрд. рублей.
- на финансирование 11,1 тысяч единовременных страховых выплат ежегодно (в 2019 году - 12,5 тысяч) предусмотрено соответственно 1,63 млрд. рублей, 1,64 млрд. рублей и 1,66 млрд. рублей. Сумма, исходя из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты установлена с 1 февраля 2020 года в размере 104 331,76 рубля, с 1 февраля 2021 года - 107 461,71 рубля, с 1 февраля 2022 года - 111 760,18 рубля;
- на ежемесячные страховые выплаты предусмотрены средства по годам в сумме 62,6 млрд. рублей, 65,3 млрд. рублей и 68,7 млрд. рублей на оплату 5,29 млн. выплат ежегодно, исходя из установленного законопроектом проиндексированного с 1 февраля максимального размера ежемесячной страховой выплаты в 2020 году в сумме 80 220,65 рубля, в 2021 году - 82 627,27 рубля и в 2022 году - 85 932,36 рубля;
- на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, а также на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников предусматривается в 2020 году в сумме 24,5 млрд. рублей, в 2021 году - в сумме 24,8 млрд. рублей и в 2022 году - в сумме 25,3 млрд. рублей.
Проектом бюджета Фонда предусмотрены средства на предоставление субсидий на выполнение государственного задания 12 центров реабилитации Фонда соответственно по годам: 4,1 млрд. рублей, 4,2 млрд. рублей и 4,4 млрд. рублей.
С 1 января 2020 года в 69 субъектах Российской Федерации Фонд реализует пилотный проект, меняющий "зачетный механизм" исполнения бюджета ФСС на систему назначения и выплаты страхового обеспечения непосредственно территориальными органами ФСС, с 1 июля 2020 года - в 77 субъектах Российской Федерации.
С 1 января 2021 года действие "зачетного механизма" исполнения бюджета ФСС прекращается, восемь субъектов Российской Федерации (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Краснодарский и Пермский края, Московская, Свердловская и Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ), участие которых в пилотном проекте Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294 не предусматривалось, с 2021 года сразу перейдут на назначение и выплату пособий территориальными органами ФСС. Таким образом, в 2021 году все территориальные органы ФСС перейдут с "зачетного механизма" исполнения бюджета на назначение и выплату пособий непосредственно территориальными органами ФСС.
Счетная палата отмечает, что региональные отделения Фонда, участвующие в пилотном проекте, исполняли бюджет с дефицитом, значительно превышающим общий дефицит бюджета ФСС в целом по Российской Федерации. Так, в 2018 году дефицит средств пилотных регионов составил 34 582 182,3 тыс. рублей, в 2017 году - 39 763 051,5 тыс. рублей, в 2016 году - 29 755 105,6 тыс. рублей.
По оценке Счетной палаты, после перехода всех регионов на прямые выплаты существует риск увеличения запланированного дефицита бюджета Фонда, что может привести к финансовой неустойчивости бюджета ФСС.
На обеспечение отдельных государственных полномочий за счет трансферта из федерального бюджета предусматривается направить:
- на выплату пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм, на 2020 год в сумме 0,014 млрд. рублей, на 2021 год - 0,015 млрд. рублей и на 2022 год - 0,016 млрд. рублей;
- на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами - в 2020 году в сумме 5,0 млрд. рублей, в 2021 году - 5,3 млрд. рублей и в 2022 году - 5,6 млрд. рублей на оплату 1,580 млн. дней ежегодно.
В ходе проведенной Счетной палатой проверки установлено, что при планировании объемов межбюджетного трансферта из федерального бюджета Фондом не учтены остатки средств по ряду выплат.
По оценке Счетной палаты, произведенной на основе отчетных данных за первое полугодие 2019 года, на 1 января 2020 года прогнозный остаток средств федерального бюджета, выделенных на выплату пособий, составит больше 0,5 млрд. рублей.
Основную долю расходов бюджета Фонда за счет средств федерального бюджета составляют расходы на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (ТСР). В 2020 - 2022 годах законопроектом предусматривается направлять ежегодно 33,3 млрд. рублей, из них на административные расходы 0,98 млрд. рублей в 2020 году, в 2021 году - 1,0 млрд. рублей и в 2022 году 1,0 млрд.рублей.
Фонд осуществляет полномочия по обеспечению инвалидов ТСР в 84 субъектах Российской Федерации и г. Байконуре. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению инвалидов ТСР в 2020 году будут осуществляться только в г. Москве.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов считает "необходимым дальнейшее увеличение указанных бюджетных ассигнований, с целью приведения в соответствие с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1137 (36,3 млрд. рублей ежегодно)".
Комитет по бюджету и налогам с учетом осуществления Фондом полномочий по обеспечению инвалидов ТСР, начиная с 2019 года, в 84 субъектах Российской Федерации отмечает положительную динамику объема межбюджетного трансферта на указанные цели (увеличение к уровню 2019 года на 4,44 млрд. рублей), а также считает необходимым продолжить работу по совершенствованию методик расчета бюджетных ассигнований на указанные цели.
Кроме того, Комитет считает, что резервом в достижении дальнейшего роста обеспеченности и удовлетворенности инвалидов ТСР является совершенствование нормативно правового регулирования медицинского освидетельствования, совершенствование взаимодействия участников процесса, цифровизация документооборота.
По оценке Счетной палаты, данные средства позволят обеспечить достижение показателя госпрограммы "Доля инвалидов, обеспеченных ТСР в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов" в полном объеме.
Проектом федерального закона установлены объемы межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в объеме 5,5 млрд. рублей ежегодно, что на 0,5 млр.рублей больше, чем прогнозируется на 2019 год.
Счетная палата отмечает, что, учитывая прогнозируемую стоимость путевки в 2020 году в сумме 23,8 тыс. рублей, ФСС сможет обеспечить путевками не более 200 тыс. граждан (без учета сопровождающих). По прогнозу в очереди на получение путевки на 1 января 2020 года ожидается 620 тыс. человек (на 1 января 2019 года - 566 тыс. человек).
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает, что "не представляется возможным оценить каким образом определен объем средств федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением гражданам в следующем финансовом году государственной социальной помощи в рамках набора социальных услуг, который определяется исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина (на следующий год) и численности граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи по состоянию на 1 октября текущего года".
За счет трансферта, передаваемого из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фондом предусмотрены расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также в части профилактического наблюдения ребенка в начальный период его жизни, в объемах поступлений соответственно по годам в сумме 16,7 млрд. рублей, 16,7 млрд. рублей и в 16,6 млрд. рублей. Стоимость родового сертификата увеличена с 2020 года до 12,0 тыс. рублей. Комитет отмечает, что стоимость сертификата в 2019 году составляет 11,0 тыс. рублей и не изменялась с 2006 года.
Согласно пункту 4 статьи 5 законопроекта дополнительное увеличение на 1 тыс. рублей предназначается на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, услуг по правовой, психологической и медико-социальной помощи, предоставленной женщинам в период беременности. В целом на повышение стоимости родового сертификата дополнительно из бюджета ФОМС предусмотрено на 2020 год 1 388 473,0 тыс. рублей, на 2021 год - 1 388 378,0 тыс. рублей, на 2022 год - 1 385 670,0 тыс. рублей.
По мнению Счетной палаты, столь незначительное увеличение при средней стоимости подобных услуг в Российской Федерации более чем 50 тыс. рублей не может повлиять на улучшение качества предоставляемых услуг и не окажет влияния на защиту интересов граждан.
Расходы на содержание органов Фонда предусматриваются на 2020 год в сумме 26,6 млрд. рублей, на 2021 год - 27,7 млрд. рублей и на 2022 год - 28,5 млрд. рублей.
На оплату труда и содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда численностью 33 510 штатных единиц запланировано на 2020 год 19,1 млрд. рублей, на 2021 год - 19,8 млрд. рублей и на 2022 год - 20,5 млрд. рублей.
Расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий предусматриваются на 2020 году 3,3 млрд.рублей, в 2021 году в сумме 3,4 млрд. рублей, в 2022 году - 3,5 млрд. рублей.
Наибольшая доля средств на закупки в сфере информационно-коммуникационных технологий запланирована на модернизацию официального сайта ФСС и развитие ФГИС ЕИИС "Соцстрах" (2020 год - 22,4%, 2021 год - 14,6%, 2022 год - 14,2%), а также на закупку компьютеров, периферийного и коммуникационного оборудования (2020 год - 12,9%, 2021 год - 16,3%, 2022 год - 17,1%).
На капитальные вложения законопроектом предусмотрено направить в 2020 году 0,2 млрд. рублей (78,97% к 2019 году) и в 2021 году - 0,5 млрд. рублей (190,8% к 2020 году), в 2022 году - 0,22 млрд. рублей (48,5% к 2021 году), из которых субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства ФБУ центрам социальной реабилитации в 2020 году - 0,13 млрд. рублей (56,5% к 2019 году), в 2021 году - 0,43 млрд. рублей (в 3,3 раза к 2020 году), в 2022 году - 0,28 млрд. рублей (55,1% к 2021 году).
На прикладные научные исследования в области социальной политики запланировано израсходовать в 2020 - 2022 годах по 25,6 млн. рублей ежегодно.
Выводы.
Законопроект подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами в сфере обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Законопроект соответствует положениям проекта федерального закона N 802503-7 "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Счетная палата в своем заключении отмечает, что основные параметры проекта бюджета Фонда социального страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в целом достаточны для того, чтобы своевременно и в полном объеме осуществить финансирование установленных законодательством пособий и выплат по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнение делегированных Фонду государственных полномочий.
В поступивших в Комитет по бюджету и налогам заключениях Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Счетной палаты Российской Федерации поддерживается принятие законопроекта в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.