Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 802506-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) рассмотрел в пределах компетенции проект федерального закона N 802506-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", внесенный Правительством Российской Федерации и подготовленный в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных законов и нормативных правовых актов.
Как следует из представленных к законопроекту материалов, исходной базой составления бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) являются среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант), представленный письмом Минэкономразвития от 27 августа 2019 г. N 28547-ПБ/Д03и, показатели отчета об исполнении бюджета Фонда за 2018 год, оценка исполнения бюджета за 2019 год и прогноз рождаемости.
Доходная часть бюджета Фонда (бюджет Фонда) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов сформирована в соответствии с нормами главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации, проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других нормативных правовых актов.
Расходы бюджета Фонда определены в соответствии с нормами Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательства в части страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и других нормативных правовых актов.
Основные характеристики бюджета Фонда 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
(млн. рублей) | ||||
Показатели |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2018 г. N 431-ФЗ 1 |
Проект федерального закона N 802506-7 |
|||
Доходы - всего, в том числе: |
752 953,2 |
811 577,9 |
821 126,2 |
936 482,0 |
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в том числе: |
575 884,9 |
604 356,5 |
604 766,6 |
706 985,5 |
средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков |
3 310,0 |
4 310,0 |
4 590,0 |
4 920,0 |
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
128 319,2 |
146 564,6 |
155 356,1 |
168 131,1 |
- средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из: |
|
|
|
|
федерального бюджета |
32 893,3 |
43 988,6 |
44 336,7 |
44 731,3 |
бюджета ФОМС |
15 855,9 |
16 668,2 |
16 666,8 |
16 634,0 |
Расходы - всего, в том числе: |
741 007,8 |
788 108,4 |
831 396,4 |
873 961,8 |
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
586 374,1 |
618 747,4 |
657 584,3 |
695 384, 3 |
доля расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общих расходах |
79,1% |
78,5% |
79,1% |
79,6% |
- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
105 884,7 |
108 704,2 |
112 808,6 |
117 212,2 |
доля расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общих расходах |
14,3% |
13,8% |
13,6% |
13,4% |
Профицит(+)/ дефицит (-) |
+11 945,4 |
+23 469,5 |
-10 270,2 |
+62 520,2 |
в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
- 10 489,2 |
-14 390,9 |
-52 817,7 |
+11 601,3 |
в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
+22 434,6 |
+ 37 860,4 |
+42 547,5 |
+50 918,9 |
------------------------------
1 Федеральный закон от 28.11.2018 г. N 431-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
------------------------------
Показатели, используемые при произведении расчетов
Показатели |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
фонд заработной платы (млрд. рублей) |
23 165 |
24 569 |
25 909 |
27 591 |
29 545 |
индекс потребительских цен |
104,3% |
103,8% |
103,0% |
104,0% |
104,0% |
номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника (рублей) |
43 724 |
46 432 |
48 942 |
51 904 |
55 295 |
численность родившихся (тыс. человек) |
1 604,3 |
1 520,8 |
1 587,6 |
1 587,5 |
1 584,4 |
Расходы
1. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Количество пособий определено с учетом следующего прогнозируемого изменения рождаемости:
в 2020 году 104,39%,
в 2021 году 99,99%,
в 2022 году 99,80%.
Расходы на выплату пособия по беременности и родам произведены на основе положений и норм Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" исходя из фактического исполнения бюджета Фонда за 2018 год, ожидаемого исполнения бюджета Фонда в 2019 году и с учетом прогнозируемого роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и предельного размера.
Расчет расходов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 1, единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством произведен в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере в 2020 - 2022 годах, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.
Таким образом, коэффициенты индексации с 1 февраля в 2020 - 2022 годах составят:
в 2020 году - 1,038;
в 2021 году - 1,030;
в 2022 году - 1,040.
Расходы по финансированию пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей
(млн. руб.) | |||
Виды расходов |
Объемы бюджетных ассигнований |
||
2020 год |
Плановый период |
||
2021 год |
2022 год |
||
1. Выплата пособия по беременности и родам |
127 416,7 (+4 403,3 или 103,6% к предыдущему году) |
134 796,6 (+7 379,9 или 105,8% к предыдущему году) |
142 331,0 (+7 534,4 или 105,6% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых дней (млн.) |
125,82 (-9,55) |
125,81 (-0,01) |
125,56 (-0,25) |
2. Выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
522,3 (-13,8 или 97,4% к предыдущему году) |
538,2 (+15,9 или 103,0% к предыдущему году) |
558,2 (+20,0 или 103,7% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
700,0 (-52,1) |
699,9 (-0,1) |
698,5 (-1,4) |
3. Выплата единовременного пособия при рождении ребенка |
20 468,5 (-483,8 или 97,7% к предыдущему году) |
21 093,7 (+625,2 или 103,1% к предыдущему году) |
21 875,6 (+781,9 или 103,7% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
1 028,7 (-73,5) |
1 028,6 (-0,1) |
1 026,5 (-2,1) |
4. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
156 693,8 (-10 406,5 или 93,8% к предыдущему году) |
169 760,9 (+13 067,1 или 108,3% к предыдущему году) |
180 325,4 (+10 564,5 или 106,2% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых пособий (тыс.) |
13 426,15 (-2500,37) |
13 748,38 (+322,23) |
13 803,37 (+54,99) |
ИТОГО: |
305 101,3 (-6 500,9 или 97,9% к предыдущему году) |
326 189,4 (+21 088,1 или 106,9% к предыдущему году) |
345 090,2 (+18 900,8 или 105,6% к предыдущему году) |
Размеры пособий и иных выплат гражданам в связи с рождением и воспитанием детей
(руб.) | ||||
Наименование показателя |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Пособие по беременности и родам |
100% размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов 2 |
|||
Предельная сумма выплаты в месяц | ||||
65 380,82 |
69 961,64 |
74 001,10 |
78 290,41 |
|
Единовременное пособие при рождении ребенка |
|
|
|
|
С января |
16 759,09 |
17 479,73 |
18 143,96 |
18 688,28 |
С февраля |
17 479,73 |
18 143,96 |
18 688,28 |
19 435,81 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
|
|
|
|
С января |
628,47 |
655,49 |
680,40 |
700,81 |
С февраля |
655,49 |
680,40 |
700,81 |
728,84 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
40% размера среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов 3 |
|||
Предельная сумма выплаты в месяц | ||||
26 152,33 |
27 984,66 |
29 600,44 |
31 316,16 |
|
Минимальные размеры | ||||
по уходу за первым ребенком |
|
|
|
|
С января |
3 142,33 |
3 277, 45 |
3 401,99 |
3 504, 05 |
С февраля |
3 277, 45 |
3 401,99 |
3 504,05 |
3 644,21 |
по уходу за вторым и последующими детьми |
|
|
|
|
С января |
6 284,65 |
6 554,89 |
6 803, 98 |
7 008,10 |
С февраля |
6 554,89 |
6 803, 98 |
7 008,10 |
7 288,42 |
"Родовой сертификат" |
11 000 |
12 000 |
12 000 |
12 000 |
2. Расходы Фонда на обеспечение отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета
На осуществление Фондом деятельности, связанной с исполнением отдельных государственных полномочий предусмотрены средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда в 2020 году - 43 988,6 млн. рублей;
в 2021 году - 44 336,7 млн. рублей;
в 2022 году - 44 731,3 млн. рублей.
Виды расходов |
Объемы бюджетных ассигнований |
||
2020 год |
Плановый период |
||
2021 год |
2022 год |
||
на пособие работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в размерах сверх размеров, установленных законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (млн. руб.) в том числе: |
14,6 |
15,5 |
16,4 |
- расходы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (млн. руб.) |
14,3 |
15,2 |
16,0 |
- расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"(тыс. руб.) |
272,6 |
288,4 |
305,1 |
- расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"(тыс. руб.) |
5,3 |
5,6 |
5,9 |
расходы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 262) на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами (млн. руб.) |
4 989,7 (+1 002,8 или 125,2% к предыдущему году) |
5 294,0 (+304,3 или 106,1% к предыдущему году) |
5 638,1 (+344,1 или 106,5% к предыдущему году) |
количество оплачиваемых дней (млн.) |
1,58 |
1,58 |
1,58 |
на выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж не страховых периодов (млн. руб.) |
0,030 |
0,032 |
0,033 |
на реализацию мер социальной поддержки граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, включая проезд к месту лечения и обратно (млн. руб.) |
5 539,3 |
5 539,3 |
5 539,3 |
3. Межбюджетный трансферт из бюджета ФОМС
(млн. руб.)
Виды расходов |
Объемы бюджетных ассигнований |
||
2020 год |
Плановый период |
||
2021 год |
2022 год |
||
Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, по проведению профилактических осмотров ребенка в течение первого года жизни |
16 668,2 |
16 666,8 |
16 634,0 |
стоимость родового сертификата (тыс. руб.) |
12 000 |
12 000 |
12 000 |
Выводы
Анализ проекта федерального N 802506-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и приведенных данных позволяет сделать следующие выводы.
1. В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет Фонда формируется:
в 2020 году с дефицитом в сумме 14 390,9 млн. рублей,
в 2021 году с дефицитом в сумме 52 817,7 млн. рублей,
в 2022 году с профицитом в сумме 11 601,3 млн. рублей
и сбалансирован с учетом использования остатка денежных средств на начало соответствующего года.
2. Расходы на выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей изменяются с учетом индексации пособий с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года, выплачиваемых в фиксированном размере, темпа изменения рождаемости, а также роста среднего размера пособий, исчисляемых из средней заработной платы, и суммы застрахованного заработка.
3. На осуществление Фондом деятельности, связанной с выполнением государственных функций по реализации демографической политики государства, направленной на поддержку граждан, имеющих детей, в 2020 году на выплату пособий в связи с материнством планируется направить 305 101,3 (-6 500,9 или 97,9% к предыдущему году), в 2021 году - 326 189,4 (+21 088,1 или 106,9% к предыдущему году), в 2022 году - 345 090,2 (+18 900,8 или 105,6% к предыдущему году).
4. Проектом установлено право Фонда осуществлять в 2020 году оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи) и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, а также оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов за счет средств, перечисленных из бюджета ФОМС.
Стоимость родового сертификата предусмотрена в размере 12 тыс. рублей, долгое время стоимость "Родового сертификата" не росла и была в размере 11,0 тыс. рублей. Фактически стоимость сертификата не увеличивается, вводится новое направление расходования средств - на оказание правовой, психологической и медико-социальной помощи, на данное направление заложено ассигнование в размере 1,0 тыс. рублей.
5. В 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков:
на 2020 год - в сумме 4 310,0 млн. рублей,
на 2021 год - в сумме 4 590,0 млн. рублей,
на 2022 год - в сумме 4 920,0 млн. рублей.
6. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не предусматриваются.
7. Проекта федерального закона установлено, что в 2020 году остатки средств бюджета Фонда на начало соответствующего финансового года в объеме не более одной двадцать четвертой объема расходов бюджета Фонда, за исключением средств, поступивших в форме межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета ФОМС, направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда.
8. Предусмотрено использование в 2020 году остатков средств федерального бюджета и бюджета ФОМС по состоянию на 1 января 2020 г., образовавшихся в результате неполного использования бюджетных ассигнований.
9. Частью 4 статьи 6 проекта федерального закона предусмотрено продолжение осуществления в ряде субъектов Российской Федерации реализации пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
10. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального законаN 802506-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", внесенного Правительством Российской Федерации.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
------------------------------
1 См. также принцип расчета расходов на выплату пособия по беременности и родам
2 912 000 рублей - в 2020 году, 968 000 рублей - в 2021 году и 1 031 000 рублей в 2022 году
3 Согласно расчетам Фонда средний размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит (руб.)
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
10 491,95 |
11 670,79 |
12 347,70 |
13 063,87 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.