Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта акта.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) направлен на правовое урегулирование вопроса, связанного с изменением назначения и целей использования железнодорожных путей общего пользования.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
Законодательством Российской Федерации в области железнодорожного транспорта не предусмотрено правовых оснований для изменения статуса железнодорожных путей, в связи с чем владелец инфраструктуры для решения задач по изменению назначения железнодорожного пути общего пользования вынужден последовательно использовать следующие процедуры: закрытие железнодорожного пути общего пользования, открытие нового железнодорожного пути необщего пользования после принятия такого железнодорожного пути в эксплуатацию.
При этом решение об открытии железнодорожных путей необщего пользования принимается теми же уполномоченными органами власти, что и решение о закрытии железнодорожных путей общего пользования.
В целях устранения пробела законодательства законопроектом предлагается ввести новую процедуру перевода железнодорожных путей общего пользования в железнодорожные пути необщего пользования для постоянной эксплуатации, аналогичную процедуре закрытия железнодорожных путей общего пользования.
ОАО "РЖД" является крупнейшим владельцем железнодорожных путей необщего пользования. По состоянию на 1 января 2019 г. протяжение путей необщего пользования согласно статистическому отчету формы АГО-1 составляет 8,4 тыс. км. Кроме того, владельцами железнодорожных путей необщего пользования могут являться сторонние организации.
За период с 2017-го по 2019-й год закрыто 26 станционных путей общего пользования с целью дальнейшего их открытия как путей необщего пользования.
В 2018 году разница в расходах на текущее содержание 1 км развернутой длины железнодорожных путей общего пользования и необщего пользования составила 0,668 млн. рублей, исходя на расходов на содержание 1 км развернутой длины железнодорожного пути общего пользования в размере 0,809 млн. рублей, пути необщего пользования - 0,141 млн. рублей.
Перевод железнодорожных путей общего пользования в железнодорожные пути необщего пользования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Так, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при направлении предложения о закрытии железнодорожных путей формирует комплект документов, предусмотренных пунктом 5 Порядка закрытия железнодорожных путей общего пользования.
В свою очередь, Минтранс России в соответствии с пунктом 9 Порядка закрытия железнодорожных путей общего пользования в течение пяти рабочих дней со дня поступления всех необходимых для принятия решения о закрытии железнодорожных путей документов и (или) сведений направляет предложение о закрытии железнодорожных путей и прилагаемые к нему документы (сведения) в Росжелдор для подготовки обоснованного заключения о возможности или невозможности закрытия железнодорожных путей (далее - заключение).
После получения заключения Росжелдора Минтранс России направляет его для согласования либо получения обоснованных замечаний и предложений в Минобороны России и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в течение пяти рабочих дней со дня получения заключения Росжелдора, а также в ФАС России в уведомительном порядке.
С учетом полученных согласований на заключение либо обоснованных замечаний и предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Минтранс России в течение 15 рабочих дней принимает решение о закрытии железнодорожных путей либо об отказе в закрытии железнодорожных путей.
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о закрытии железнодорожных путей либо об отказе в закрытии железнодорожных путей Минтранс России информирует о принятом решении владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В случае принятия Минтрансом России решения о закрытии железнодорожных путей издается соответствующий приказ и в течение трех рабочих дней он направляется в Росжелдор для опубликования изменений в тарифном руководстве.
В целях исключения дублирующих процедур, связанных с закрытием железнодорожного пути общего пользования и соответственно открытием железнодорожного пути необщего пользования, Минтрансом России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в соответствии с которым уполномоченный Правительством Российской Федерации орган (Минтранс России) принимает решения о переводе железнодорожных путей общего пользования в железнодорожные пути необщего пользования и наделяется полномочием на установление соответствующего порядка (критериев).
Критерии принятия решения об отказе владельцу инфраструктуры в переводе железнодорожных путей общего пользования в железнодорожные пути необщего пользования будут аналогичны критериям, закрепленным в Порядке закрытия железнодорожных путей общего пользования, имея в виду сложившуюся практику его применения, а также необходимость единообразного подхода к указанным процедурам.
3. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений.
На проект федерального закона получено положительное заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия (письмо от 5 марта 2019 г. N 6419-СШ/Д26и, С.В. Шипов).
4. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Возможность принятия решения о переводе пути общего пользования для постоянной эксплуатации его в качестве пути необщего пользования позволит оптимизировать временные затраты участников процесса и сократить сроки принятия соответствующих решений.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Реализация проекта федерального закона:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
6. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, а также принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потребует разработки следующих проектов нормативных правовых актов:
1) проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации".
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении.
Содержание нормативного правового акта: установление полномочий Министерства транспорта Российской Федерации по установлению порядка перевода железнодорожных путей общего пользования в железнодорожные пути необщего пользования и принятию решений о переводе железнодорожных путей общего пользования в железнодорожные пути необщего пользования для постоянной эксплуатации.
Ответственные исполнители - Минтранс России при участии Минэкономразвития России, Минобороны России, ФАС России, Росжелдора;
2) проекта приказа Министерства транспорта Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 327 "Об утверждении Порядка закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков".
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта во втором чтении.
Содержание нормативного правового акта: распространение установленной процедуры закрытия железнодорожных путей общего пользования на вопросы перевода железнодорожных путей общего пользования в железнодорожные пути необщего пользования.
Ответственные исполнители - Минтранс России при участии Минэкономразвития России, Минобороны России, ФАС России, Росжелдора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.