Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 842167-7 "О внесении изменения в статью 358 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от уплаты транспортного налога в отношении легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 358 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от уплаты транспортного налога в отношении легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам" дополняет перечень видов транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, вводя в их число такой вид транспортного средства, как автомобили легковые, принадлежащие инвалиду, при условии, если это:
- единственный легковой автомобиль, принадлежащий инвалиду,
- мощность двигателя такого автомобиля составляет менее 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт).
Данная норма выводит инвалидов из числа плательщиков транспортного налога, круг которых определён в статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с определением понятия "инвалид" в абз. 1, 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нарушение здоровья инвалида сопровождается ограничением его жизнедеятельности и вызывает необходимость его социальной защиты. При этом ограничение жизнедеятельности понимается как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Очевидно, что преодоление инвалидами ограничения жизнедеятельности сопряжено с необходимостью оказания им помощи другими людьми и, соответственно, с дополнительными материальными расходами инвалидов (по сравнению с неинвалидами).
Цель мер социальной поддержки инвалидов, указанная в ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - обеспечение инвалидам условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Сохранение дохода инвалидов, путём освобождения их от уплаты транспортного налога, является мерой социальной поддержки и обеспечения им равных возможностей и равного участия в жизни общества.
Действующая в настоящее время редакция п. 2 ч. 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации направлена на поддержку владельцев специально оборудованных для инвалидов легковых автомобилей и владельцев легковых автомобилей, приобретённых через органы социальной защиты. Одновременно с этим легковые автомобили, не подпадающие под указанные критерии, но также принадлежащие и используемые инвалидами, не освобождаются от налогообложения, что представляется несправедливым и необоснованным изъятием, ставящим в неравное положение указанные группы граждан. Новеллы настоящего проекта федерального закона направлены на устранения указанной проблемы и устанавливают равное положение для всех инвалидов, которые имеют как легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами либо легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке, так и легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), являющиеся единственным принадлежащим инвалиду легковым автомобилем
Следует отметить, что в законодательстве субъектов Российской Федерации широко (но далеко не повсеместно и в различном объёме) реализована практика освобождения инвалидов от уплаты транспортного налога путём предоставления им соответствующих льгот. В частности, согласно статье 4 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 "О транспортном налоге" от уплаты транспортного налога освобождены инвалиды I и II групп в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя не более 200 л.с. (свыше 147,1 кВт). В статье 25 Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" от 28.11.2012 N 151/2004-03 инвалиды I и II групп, инвалиды с детства освобождаются от уплаты транспортного налога, а инвалиды III группы уплачивают налог по сниженной на 50% ставке (не более чем по одному транспортному средству за налоговый период). Согласно части 2 статьи 1 Закона Белгородской области от 28 ноября 2002 г. N 54 "О транспортном налоге" от уплаты транспортного налога освобождены все категории инвалидов в отношении одного транспортного средства (на усмотрение владельца) с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно. Согласно части 1 статьи 8 Закона Тульской области от 28 ноября 2002 г. N 343-3TO "О транспортном налоге" инвалиды всех категорий освобождены от уплаты транспортного налога в отношении автомобилей легковых.
Вместе с тем во многих субъектах Российской Федерации инвалидам не предоставлены соответствующие льготы, либо предоставлены не для всех категорий инвалидов, либо же введено такое ограничение по мощности двигателя транспортного средства, которое фактически сильно ограничивает круг получателей льгот по уплате транспортного налога. В частности, согласно пункту 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Калмыкия от 18 ноября 2014 г. N 79-V-З "О транспортном налоге" от уплаты налога освобождаются инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили с мощностью двигателя до 50 л.с.
Настоящий законопроект не вмешивается в сферу регулирования транспортного налога законодательством субъектов Российской Федерации, не требует обязательной отмены или принятия соответствующих региональных законов. Вместе с тем законопроект выравнивает в целом по стране и существенно повышает минимальный уровень гарантии освобождения от уплаты транспортного налога инвалидам всех категорий.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 358 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от уплаты транспортного налога в отношении легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам"
Принятие настоящего проекта федерального закона не повлечёт дополнительные расходы, покрываемые за счёт средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 358 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от уплаты транспортного налога в отношении легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует внесения изменений в акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.