Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 855995-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Абзацем первым ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) установлено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности или муниципальной собственности на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Законопроект подготовлен в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и устранения правовой неопределенности при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого ими недвижимого имущества, отнесенного к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), при его возмездном отчуждении из государственной или муниципальной собственности.
Указанная неопределенность возникла в результате вынесения Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации Определения N 297-ПЭК18 от 10.12.2018 года, в котором была высказана позиция о том, что положениями статей 20, 29 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) установлены особенности приватизации объектов культурного наследия, которые являются специальными по отношению к пункту 5 статьи 3 Закона N 159-ФЗ и подлежат применению при приватизации объектов культурного наследия. Иными словами, в определении высказана позиция о том, что с 22 января 2015 года (с указанной даты вступили изменения в статью 29 Закона о приватизации , внесенные Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), реализация преимущественного права выкупа, предоставленного Законом N 159-ФЗ, субъектам малого и среднего предпринимательства невозможна в отношении арендуемого имущества, отнесенного к объектам культурного наследия.
Указанную позицию Верховного суда Российской Федерации нельзя признать однозначной. В частности статья 29 Закона о приватизации (в редакции с 22.01.2015 года) предусматривает, что приватизация объектов культурного наследия возможна только тремя способами из общих одиннадцати способов, предусмотренных ст. 13 Закона о приватизации. При этом, преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого имущества не является способом приватизации, а представляет собой особый порядок, выражающийся в преимуществе арендаторов, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства перед третьими лицами при приватизации государственного и муниципального имущества.
Как нередко отмечал Конституционный суд, если постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации являются окончательными, принимаются в составе, представляющем Верховный Суд Российской Федерации в целом, в частности для формирования единообразной правоприменительной практики, то определения, выносимые судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре конкретных дел в кассационном порядке, указанным критериям не отвечают и не могут служить основанием для прямого применения.
Вместе с тем, рассматриваемое определение Судебной коллегии Верховного суда может явиться как основанием для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в реализации преимущественного права при выкупе арендуемых объектов культурного наследия, так и основанием для оспаривания ранее заключенных договоров приватизации, что может повлечь негативные последствия для бюджетной системы в виде необходимости возврата денежных средств, полученных от приватизации государственного или муниципального имущества.
В связи с чем, законопроектом предлагается прямо предусмотреть распространение права преимущественного выкупа субъектов малого и среднего предпринимательства на объекты культурного наследия, а также в целях сохранения стабильности оборота и исключения возможности оспаривания ранее заключенных договоров предлагается распространить действие закона на отношения, возникшие с 22 января 2015 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует изменений в иные законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.